Все мы читали веселую и бодрую книжечку Маяковского о том, что все работы хороши и надо выбирать на вкус. И вот на днях довелось увидеть своеобразную переработку этой идеи на современный лад и с современными специальностями. Точнее даже - со специальностями будущего!
Российский мозговой центр «Сколковская школа управления» недавно опубликовал новую редакцию своего «Атласа новых профессий». Книжка издается еще с 2015 года при участии Агентства стратегических инициатив и посвящена благой цели - обрисовать подрастающему поколению те перспективы, которые их ожидают в недалеком будущем. Издание выполнено по-настоящему качественно, представляет собой 500-страничный том, богато иллюстрированный и сопровождаемый солидным справочным материалом. При желании нетрудно найти его и посмотреть в электронном виде.
Идея в свое время настолько приглянулась, что за дело взялись и другие компании, претендующие на лидерство в передовых технологиях. Например, в прошлом, 2021 году аналогичное издание под названием «Атлас профессии будущего» выпустил Сбербанк совместно с ВШЭ. Он немного отличается, выполнен в более деловом и строгом стиле и чем-то напоминает дорогую-богатую презентацию. Да и сам по себе все-таки более прагматичен и ближе к реальности.
Всего аналитики Сбербанка представили примерно 50 профессий, и вот только некоторые из них:
Выборку из сколковского каталога даю без комментариев, читатель сам может пофантазировать и оценить, чем же будет заниматься тот или иной специалист:
И если уважаемые читатели думают, что это я специально выбрал самые заковыристые названия, то они думают неправильно. Любой желающий может найти в открытом доступе любой из этих атласов и убедиться, что подавляющее число представленных там профессий относятся к маркетингу, психологии, управлению либо каким-то узким сегментам цифровой разработки.
Поэтому, чем больше листаешь «Атлас профессий будущего», тем больше понимаешь, что на старости лет менять кран в квартире и паять проводку нужно будет самому. Найти обычного электрика, сантехника или плиточника среди полчищ дипломированных эджайл-коучеров, пятимерных библиотекарей и нейроюристов будет практически невозможно.
А если говорить серьезно, то возникает большой вопрос - что вообще пытались создать авторы? Профориентация молодежи - вопрос очень важный. В 90-е у нас наобучали легионы юристов и экономистов, которые потом массово торговали мобильниками. В 2010-х был аналогичный бум айти-курсов, выпускники которых по сию пору бодро носят еду в зеленом коробе либо кричат «свободная касса». Выбор профессии - это не шутка и не каприз, а одно из важнейших решений в жизни, которое, к тому же, вынужден делать человек, практически никакого жизненного опыта не имеющий. И хорошо, если хватит мудрости у родителей или окружения.
Для прогнозирования всегда нужна определенная методология. Если мы пытаемся вычислить пул профессий, на которые будет спрос в ближайшей перспективе, то нужно не выдергивать отдельные яркие тренды, а вначале обрисовать общие контуры той самой экономики будущего. Понять, что мы строим и куда идем. И проблема в том, что никто этого не знает.
Реальность говорит с нами языком официальных отчетов. В марте сего года заместитель председателя комитета по труду и занятости Псковской области Нина Бухмиллер рассказала ПЛН https://pln-pskov.ru/society/443024.html, что в данный момент в Псковской области наиболее востребованными являются подсобные рабочие, оператор свиноводческих ферм, военнослужащий, врач, медицинская сестра, водитель автомобиля, слесарь. А в числе обратившихся за содействием в поиске работы преобладают экономисты, юристы, бухгалтеры, инженеры. При этом доля вакансий по рабочим специальностям составляет 63,2%, из них наиболее востребованы подсобные рабочие и операторы свиноводческих комплексов. Средняя заработная плата по вакансиям для рабочих составляет 25,8 тысячи рублей.
Массовая цифровизация не создает новые рабочие места, а лишает работы «белых воротничков». На рынок труда давят предпенсионеры, которые имеют колоссальный стаж и опыт работы, но в силу статуса готовы терпеть унизительно низкий оклад и держаться за свое место. Аналогичный эффект оказывает и приток трудовых резервов из сопредельных стран бывшего СССР.
Поэтому лично у меня «Атлас профессий будущего» вызывает ощущение некоторого смыслового казуса, интеллектуального упражнения без всяких обязательств. Похоже, авторы изначально и не ставили перед собой иной задачи, кроме как мило пофантазировать на тему «прекрасного далека», трансгуманизма и технофутуризма.
У нас в советском детстве были свои книжки про космос, которые заканчивались одинаково. «Именно вам, сегодняшним мальчишкам и девчонкам, предстоит строить города на Марсе и обучать разумных роботов», – обещали авторы. И добавляли, что для наступления этого счастливого будущего, нужно много и хорошо учиться, кушать овсяную кашу и слушаться родителей. Будущее в итоге наступило немного не такое, как в книжках. Видимо, учились мы, все-таки, плоховато. Или каши мало ели.
Илья Петров