Новости партнеров
Культура / Рецензии

«Убийца»: Сека, бабки, Бог - не лох

26.05.2011 08:32|ПсковКомментариев: 38

Вот вы способны за 12 тысяч рублей прирезать ножиком человека, с которым практически не знакомы? А герой пьесы «Убийца» - студент Дюша - может. И то, что он не совершает убийства, - чистая случайность, игра случая. Правда, Дюша уверен, что ему не просто повезло. Это Бог за ним «присматривает». В чем он убедился апостериори, из личного опыта. О чем простодушно и рассказывает зрителю...

Питерский режиссер Андрей Трусов продолжил творческое сотрудничество с Псковским театром драмы, поставив на малой сцене спектакль «Убийца» по пьесе Александра Молчанова, пропагандиста «новой драматургии» и заодно сценариста «убойных» криминальных телесериалов на канале «НТВ».

Жанр «молодежная драма в одном действии» и особенно репутация автора пьесы настраивают на «жесткач». Ожидания оправдываются почти сразу: брутальный циник по кличке Сека, задумав купить себе японский мотоцикл (Николай Яковлев), посылает незадачливого студента Дюшу (Максим Плеханов) в соседний городишко Оскол - вытребовать карточный долг. Дюша соглашается, поскольку сам должен Секе 12 тысяч, которые он проиграл в «очко», или «секу». Совпадение имени персонажа и карточной игры, понятно, не случайно. Если парень отдаст бабки, Сека простит Дюше его проигрыш. Если нет, то Дюша обязан «замочить» должника. Чтобы проконтролировать посланца, Сека отправляет вместе с ним в Оскол свою «давалку» Оксану (Екатерина Миронова). Вот, собственно, и вся завязка.

Автор пьесы использует киношный прием: зритель видит происходящее глазами самих персонажей, которые, каждый по-своему, рассказывают историю. В одном условном «кадре», на сцене, сталкиваются сразу три мира - Секи, Оксаны и Дюши, создавая стереоскопический эффект.

Сека - простой парень без затей, с задатками криминального авторитета, круглые сутки режется в секу - игру, в основе которой умение кидать «понты», и у него есть секрет - в нужный момент он слышит в голове музыку, что помогает ему обыгрывать всех подряд.

Оксана - деревенская девчонка, ненавидящая провинциальную убогость, свой нищенский удел. Она мечтает о красивой жизни, добром муже и любовнике в придачу. Больше всего ее расстраивает тот факт, что все окружающие - и не без оснований - считают ее «бл...дью».

Дюша - довольно симпатичный, но выглядящий слегка придурковато студент, ведущий диалоги с Богом. Дюша, в отличие от героя Достоевского Ивана Карамазова, не мучается вопросом: «Если Бога нет, то всё позволено?»

Как раз наоборот: Дюша не сомневается, что Бог есть. В этом непреложном факте он, повторюсь, не единожды убедился на собственном опыте, о чем ретроспективно и докладывает зрителю. Его терзает другая проблема: неужели убедившись в существовании Бога, а значит, и почти наверняка - в своей греховной, хотя бы в мыслях и желаниях, природе, человек обязан ползать на коленях?

«Что, ему действительно надо, чтобы мы мордой в пол? Чтоб, как дети, на земле валялись?» - вопрошает этот стихийный «ницшеанец», все-таки делая свой выбор. Дюша, пытаясь обмануть Секу, увозит Оксану не в Оскол, вытребовать долг, а в свою родную деревню, к маме (Людмила Масленникова), которая - как он надеется - даст им 12 тысяч рублей. Для этого он представляет маме Оксану в роли своей невесты, но все последующие события, которые я не стану пересказывать, дабы не «обломить» потенциального зрителя, лишь убеждают его в личной и всеобщей греховности: «В Раю пустовато будет» и «Бог же не лох, он все понимает».

Дюша, если вспомнить другой роман Достоевского, своего рода очередная модификация Родиона Раскольникова. Он, конечно, гораздо наивней, чем его классический «предтеча». Но и заходит он дальше, в том смысле, что почти не раскаивается в содеянном (= воображаемом) преступлении.

И Бог (Игра, Случай) просто почему-то (из тайной симпатии, любви?) оказывается на его стороне. Роковой проигрыш в «двадцать одно» в итоге оборачивается удачей, или все не так однозначно и плоско?

Крепко сбитый, динамичный криминальный сюжет с неожиданными поворотами и двумя трупами по ходу пьесы облачен в минималистские декорации и игру с мраком и светом. Герои то и дело зажигают или гасят разнообразные светильники, либо остаются один на один со звездным небом Иммануила Канта, под искусственным снегом, либо просят помощи у зрителей, которые включают предусмотрительно розданные им карманные фонарики, чтобы посветить в темноте…

Саша Донецкий

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Где будете отдыхать на майских праздниках?
В опросе приняло участие 160 человек
Лента новостей