В Псковской области озвучили результаты расследования уголовного дела по факту смерти местного жителя в морге в городе Себеже.
В ходе предварительного расследования установлено, что 4 февраля около 11.30 в дежурную часть отдела полиции в Себеже поступило сообщение об обнаружении по месту жительства, в деревне Ульяновщина Себежского района, трупа Александра Григорьева 1955 года рождения.
В составе оперативной группы на место происшествия выехали сотрудники полиции территориального органа внутренних дел. Одновременно прибыл и фельдшер скорой медицинской помощи, который осмотрел Григорьева и констатировал его смерть.
Около 17.00 труп Григорьева был доставлен в морг Себежской районной больницы на личном автотранспорте гражданина, оказывающего ритуальные услуги. Находившийся в это время в служебном кабинете судебно-медицинский эксперт выдал ему ключ от двери морга и выкатил в ритуальный зал каталку. Тело Григорьева ими было положено на каталку и помещено в холодильную камеру. Сын покойного Григорьева передал эксперту паспорт отца и направление на судебно-медицинское исследование. По взаимной договорённости судебно-медицинское исследование трупа было назначено на 6 февраля с последующим захоронением.
6 февраля в 06.50 в отделение скорой медицинской помощи в Себеже поступил вызов о скоропостижной смерти Анатолия Кузьмина 1953 года рождения по месту жительства, в деревне Креково Себежского района. По вызову выехала фельдшер скорой помощи, которая, осмотрев Кузьмина, констатировала его смерть до приезда скорой медицинской помощи и сообщила об этом в дежурную часть полиции. Для осмотра трупа Кузьмина в деревню выехали сотрудники полиции. Около 10.00 тело Кузьмина доставили в морг его соседи и родственники. Указания по помещению тела в холодильную камеру были даны лаборантом. Согласно полученных указаний муж племянницы Кузьмина и сосед закатили каталку с телом в холодильную камеру, где на тот момент уже находилось четыре трупа. При этом каталку с телом Кузьмина они оставили прямо напротив входа в холодильную камеру.
В период с 10.00 до 10.30 санитар вошла в холодильную камеру, чтобы подготовить труп Григорьева к судебно-медицинскому исследованию. Полагая, что на каталке, расположенной прямо напротив входной двери, находится труп Григорьева, который она видела на этом месте в конце рабочего дня 5 февраля, по ошибке выкатила в секционный зал тело Кузьмина и переложила его на секционный стол.
Приступив к судебно-медицинскому исследованию, санитар и судебно-медицинский эксперт сняли с Кузьмина верхнюю одежду и обнаружили, что его тело на ощупь теплое, трупное окоченение и трупные пятна отсутствуют, зрачки реагируют на свет. В связи с данными обстоятельствами в морг были вызваны врач-реаниматолог и заместитель главного врача районной больницы по лечебной работе. До их прибытия судебно-медицинский эксперт и лаборант с помощью фонендоскопа выслушивали пульсацию на сонных артериях Кузьмина. С их слов, она прослушивалась и в области сердца, где были слышны какие-то шумы.
Анестезиологом-реаниматологом была снята электрокардиограмма, на которой сердечная деятельность не определялась (асистолия). Реанимационные мероприятия в виде искусственного дыхания или закрытого массажа сердца присутствовавшими не проводились. Судебно-медицинское исследование трупа было отложено на 7 февраля.
После установления причины смерти покойного 7 февраля судебно-медицинский эксперт сообщил в правоохранительные органы о том, что 4 февраля в морг без выраженных признаков смерти был доставлен Григорьев.. Его смерть наступила 6 февраля, а причиной смерти явилась гемотампонада и надклапанный разрыв аорты.
С целью установления объективных обстоятельств смерти Григорьева было назначено медицинское судебное исследование трупа, производство которого поручено экспертам Бюро судебно-медицинской экспертизы в сопредельном субъекте.
17 февраля произведена эксгумация трупа, захороненного на кладбище. При предъявлении трупа для опознания родственникам в умершем Григорьев опознан не был. Отметим, что до этого родственники обоих умерших опознали в трупах своих близких.
Согласно заключения комиссионной судебно-медицинской экспертизы, на основании проведенного повторного исследования эксгумированного трупа Кузьмина, причиной его смерти явилось заболевание – кистозный медианекроз восходящего отдела аорты (патологический процесс с образованием в средней оболочке аорты очагов некроза, при организации которых возникают кистозные полости). Данное заболевание осложнилось надклапанным разрывом аорты и гемоперикардом (скоплением крови в полости сердечной сумки – перикарда) с тампонадой сердца. Смерть Кузьмина наступила 6 февраля после 10.30.
В карте вызова скорой медицинской помощи указано, что Кузьмин при осмотре фельдшером находился в «вынужденном положении (полусидя)». При осмотре было установлено, что зрачки его широкие, на свет не реагируют, сознание, дыхание и пульс отсутствовали, кожный покров был синюшным. На основании этих данных, расцененных как признаки биологической смерти, фельдшер, не проведя реанимационные мероприятия, констатировала смерть Кузьмина.
Констатация смерти фельдшером скорой медицинской помощи производится на основании установления достоверных признаков биологической смерти – трупных пятен, трупного окоченения и так далее. Такие признаки в карте вызова скорой медицинской помощи не отмечены. Данные осмотра позволяли фельдшеру установить только состояние клинической смерти у Кузьмина и обязывали ее начать проведение реанимационных мероприятий. Следовательно, медицинская помощь Кузьмину была оказана фельдшером не в полном объеме и в нарушение действующих нормативных актов.
Однако, дефекты оказания медицинской помощи фельдшером не состоят в прямой причинно-следственной связи со смертью Кузьмина, так как смерть его наступила от заболевания – кистозного медианекроза аорты, осложнившегося разрывом ее, излитием крови в полость сердечной сумки и тампонадой сердца.
Таким образом, даже качественное и своевременное оказание медицинской помощи не гарантировало сохранение жизни Кузьмина.
Подготовлено на основе материалов Следственного управления Следственного комитета по Псковской области.