Накануне мирное и сонное течение обычного субботнего дня было прервано новым витком эпопеи вокруг инсталляции «Россия начинается здесь» на набережной реки Великой. Трудно назвать это событиями исторического масштаба, однако скудность повестки вынуждает обратить внимание. В целом очень показательная история получается. Прекрасно характеризует бытие Пскова и псковичей. Но к делу.
Ближе к середине дня внезапно возобновилась прерванная более месяца назад по решению суда установка надписи «Россия начинается здесь». Под стенами Кремля или на набережной - кому как больше нравится. Ну как возобновилась - на месте были замечены работяги, которые установили опоры и несущие конструкции. До самой надписи дело не дошло.
За этим рутинным сюжетом скрывается очень много интересного из жизни современного Пскова. Не очень понятно, зачем было приступать к монтажу конструкции именно в этот день. 3 июля состоится суд, который, вполне вероятно, снимет наложенные ранее обеспечительные меры, после чего инсталляцию можно будет восстановить, не обращая внимание на горестные причитания кучки общественников, вообразивших себя выдающимися ценителями старины. С самими обеспечительными мерами тоже, кстати, совсем непонятно получилось. Суду, ясное дело, виднее, но напомню, что соответствующий иск был предъявлен к администрации города Пскова, которая юридически к этой конструкции отношения не имеет вообще. Инсталляция принадлежит театрально-концертной дирекции. То есть, на сухом языке юриспруденции, все это называется «ненадлежащий ответчик», и в иске в подобных случаях принято отказывать. Странная история, честно говоря. Впрочем ладно, не об этом речь.
Давно, справедливо и не только мной подмечено: Псков - совершен-но уникальный город. Здесь невероятно легко быть крупным специалистом. Достаточно просто заявить об этом вслух. А еще лучше - на необъятных просторах социальных сетей. Например, ты можешь провозгласить себя «псковским социологом». Это даже с позиции формальной логики выглядит смешно и нелепо, но у такого «специалиста» обязательно найдется «группа верующих», рано или поздно объединяющихся для ведения «очень важной» деятельности.
И в этой истории все выглядит очень глупо и местами смешно. Что-бы не быть голословным, вот вам позиция руководителя псковского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Андрея Лебедева.
«Эта безобразная штуковина совсем не украшает наш город, а, наоборот, опошляет вид псковского кремля. И это мнение всех лю-дей, которые не лишены художественного вкуса и очень хорошо относятся к Пскову. Кроме того, что это пошлость, она еще и стоит в том месте, где нарушает охранные зоны кремля», - резюмировал Андрей Лебедев.
Председатель псковского отделения ВООПИиК Андрей Лебедев
По-моему, в этой мысли прекрасно абсолютно все. Прежде всего то, что некто Андрей Лебедев присвоил себе право определять, что является искусством, а что не является. Мне кажется, судить подобным образом могут позволить себе личности, уровня Дали или Хемингуэя. Не вполне уверен, что Андрей Лебедев имеет право стоять с ними в одном ряду. Одно дело высказывать субъективное мнение и совсем другое - претендовать на экспертное знание.
Отдельный респект г-ну Лебедеву за «это мнение всех людей, которые не лишены художественного вкуса и очень хорошо относятся к Пскову». Сколько же этих «лишенных художественного вкуса», людей? Псковская Лента Новостей провела опрос, в ходе которого 63% псковичей высказались за возвращение инсталляции на привычное место. Ну, то есть открыто продемонстрировали «отсутствие художественного вкуса и плохое отношение к Пскову».
Мне всегда казалось, что вопросы организации общественных пространств должны решать граждане методом плебисцита. Не стану утверждать, что опрос ПЛН претендует на этот статус. Но в нем приняло участие более тысячи человек, следовательно возможная погрешность микроскопически мала, и эти 63% - вполне достоверная цифра. Уверенное большинство высказалось не только за возвращение «России…», но и за то, что инсталляция никак не портит вид на Кремль.
В этом контексте позиция «защитников древнего Пскова» выглядит уже даже не смешной. Пожалуй, это самый обыкновенный снобизм. Такой вот безнадежно провинциальный и глубоко мещанский снобизм. И непередаваемое высокомерие по отношению к «серой массе», которая по определению не способна отделить мух от котлет.
Константин Калиниченко