Новости партнеров
Сцена / Обзоры / Актерский дневник

Реформа псковской сцены. Действующие лица

20.12.2012 10:45|ПсковКомментариев: 42

На днях позвонил своему другу, сокурснику по ГИТИСу, актеру театра им. Гоголя. Им, как известно, департаментом культуры Москвы назначен новый художественный руководитель – режиссер Кирилл Серебренников. История получилась шумная. Встретиться с коллективом новый худрук отказался и заявил, что с этой труппой работать не будет. Он пока ставит спектакль в Германии, они митингуют в Москве, в том числе у памятника Гоголю. 32-м из них (всего 60) предложено остаться, остальные свободны. Репертуар снят, декорации опечатаны, актеры отправлены в «творческий отпуск» до 13 января. Объявлено, что театр преобразуется в театральный Гоголь-Центр, в котором, по мнению актеров, на первом месте будут развлекательные коммерческие программы, и на последнем театр. В таком «театре» многие из серьезных актеров работать не согласны. «Конечно, перемены назрели, - говорит мой приятель, - и что-то надо было делать, но не так, не наотмашь…»

Вопрос «кто виноват?» у  нас, как правило, остается открытым. Но даже когда более-менее ясно «что делать», неизбежно встанет вопрос «КАК делать?» И вот тут варианты…

В ответ на просьбы прокомментировать происходящее в театре оговорюсь сразу: все сказанное – мое личное мнение, исключительно моя точка зрения и результат собственных моих размышлений. Когда меня спрашивают о реакции на происходящее самих актеров, отвечаю: актеры – не хор, и каждый из них имеет право на свое видение ситуации, тем более, что сегодня в труппе разброс мнений весьма велик. И со мной согласятся не все, и это нормально, но думаю, что мой анализ ситуации верен. Слишком долго всматриваюсь я в причины, по которым художественный уровень родного моего театра снижается год от года. Оно вроде и так понятно, что, коли высказывается человек, то и говорить он может только от себя, но теперь это должно быть подчеркнуто особо. Слишком много вокруг толков, кривотолков, гаданий и опасений – пора попытаться включить в этой комнате свет. Эти слова обращаю к себе и ко всем. Да и странно было бы, если б  «Актерский дневник» промолчал.

Вопросы, которые возникают и у актеров, и в комментариях к публикациям (имею в виду разумные комменты, а не надписи на заборе, коими пестрят подобные «форумы») объединяет по сути одна озабоченность: сохранится ли в Пскове свой театр, не выродится ли обновленная сцена Народного дома Пушкина в гастрольную площадку столичных трупп и разовых антреприз? Пока оснований для таких выводов нет – ни в высказываниях губернатора, ни в комментариях председателя Комитета по Культуре, ни в заявлениях Василия Сенина. Мне говорят: посмотри последний абзац интервью Сенина «Псковской правде». Смотрю: «В псковской труппе катастрофически мало молодых актеров. Возможно, на данном этапе молодым людям не интересно работать в театре, даже туда ходить. Но это не потому, что им не нравится цвет обоев. Внутреннее наполнение нужно менять. Я сторонник разумного радикализма. Радикальность необходима для движения вперед. Семь раз отмерь, но отрежь. Процесс мышления – это тот процесс высшей нервной деятельности, которые приводит к принятию решений. Делить людей на друзей и врагов неправильно. Нужно реально оценивать свои силы. В театре могут работать люди, которые уже не способны выходить на сцену, но готовы делиться накопленным опытом во время встреч с публикой совершенно иного формата. При театре должны возникнуть всевозможные творческие объединения. Хотелось бы, чтобы театр стал местом формирования культурной среды. Чтобы к нему тянулись люди. Если в театре возникает принципиально новое здание, то должно поменяться и его содержание». Где тут крамола? Где тут «я не буду с этой труппой работать»? Ни в этих, ни в других публичных высказываниях Василия Сенина, включая встречу с коллективом театра, никаких киллерских угроз просто нет. А если кто-то их видит несмотря ни на что – это игра испуганного переменами воображения.

Сверхзадачей всех, кто озабочен судьбой театра, должно стать сохранение театра в Пскове. Конечно же, в новом, соответствующем новому времени качестве. Тогда прояснится и сквозное действие, станет ясно, что для этого нужно сделать. Невозможно не согласиться с Дмитрием Васильевым, когда он говорит, что «власть часто не понимает – не из злого умысла – а просто не знает, как с театральным организмом обращаться. Она может сделать неловкое движение и – помрёт театр, просто помрёт, обратно эту пасту в тюбик уже будет не вдавить». Да, власть – сила, которая все может быстро разрушить. Но, если точка приложения силы выбрана верно, она может и эффективно созидать. А он, верный выбор, возможен только при наличии конструктивного диалога заинтересованных сторон, и в первую очередь с людьми, знающими театральную жизнь изнутри.

Давайте отбросим на время пессимизм и оптимизм и попробуем стать реалистами. Реалии таковы – и это по всей России! – что без поддержки именно губернатора театру не жить и не выжить. Если бы действовал «Закон о театре», так и не принятый Госдумой, возможно, было бы иначе, но пока это непреложный факт, который может нравиться или нет, но не считаться с ним просто-напросто глупо. Ведь не с пустого же рожна в национальной премии «Золотая Маска», учрежденной СТД РФ в 1994 году, существует номинация «За поддержку театрального искусства России», лауреатами которой становились руководители регионов, где созданы наиболее благоприятные условия для развития театров. Так лауреатом 2012 года стал губернатор Томской области Виктор Кресс. Не скрою, я с удовольствием бы поздравил с «Золотой Маской» нашего губернатора Андрея Турчака. Но, располагая информацией о том, что делается для театра в регионах губернаторов-лауреатов «Маски», вижу, что до этого еще далеко, хотя и не безнадежно, тем более свет в конце тоннеля все-таки появился.

Я приехал в Псков не в театр и не к режиссеру, как это часто принято у актеров, - я приехал в свой Псков. Побывав здесь в гостях у друга и вернувшись домой, я вдруг со всей очевидностью понял, что это и есть мой город, без которого жизнь будет неправильной. Следующий приезд был, что называется, с вещами. Помог диплом: в театр был принят сразу и без показа. С тех пор все, что происходило с городом и его театром, происходило со мной – боли, радости и проч. И если когда-то возьмусь написать историю Псковского театра последних десятилетий, у меня будет, что рассказать. И всегда заветным желанием было видеть наш театр талантливым, умным, ярким, глубоким, любимым горожанами и всей страной или, как минимум,  всей северо-западной окрестностью. Но, признаюсь, за эти тридцать лет и три года, видя традиционно никакое отношение к театру со стороны власти, особенно в последние лет восемь, оптимизма я не нажил. Напротив, стал зашкаливать и переходить в хроническую форму пессимизм.

Не могу сказать, что я не пытался что-то изменить.  Ведь и «Актерский дневник» задумывался шесть лет назад, как новый канал связи между театром и зрителем, театром и властью. Не раз доставалось с его страниц и Андрею Турчаку, так и не побывавшему ни на одном спектакле областного театра за четыре почти года своего губернаторства  (см. «Актерский дневник», «Театр в стране развитой демагогии» и  «Театр-Бомж»). И вот в кои-то веки губернатор Андрей Турчак обратил внимание на театр. Не на здание, за которое спасибо отдельно, но именно на творческую составляющую, на людей, которые и делают театр театром. Появилось – впервые! – основание думать, что Андрей Анатольевич все-таки понимает значение театра в обществе, - казалось бы, и слава Богу! Ан нет, пошло-поехало: силовое давление, не считается с труппой, назначенец со стороны (Сенин), который не может «щадить нашей славы» и не поймет «в сей миг кровавый, на что он руку…» (А потому и поехало, что решение принято вне диалога!) И вообще, не «царское», мол, это дело – худруков назначать…

А вот и «царское»! История публичных русских императорских (казённых) театров началась  с Указа 1756 года императрицы Елизаветы:  "Учредить Русский для представления трагедий и комедий театр". И всегда, будь то в России или Европе, театр расцветал там, где ему покровительствовала власть. История знает примеры, когда даже в малых городах театр становился всемирно известным. Один из них – театр в Мейнингене (земля Тюрингия в Германии), в котором и сейчас-то живет не более 20 тысяч человек, а тогда и того меньше. В 1869 году герцог Мейнингенский Георг II, сам художник и страстный любитель сцены, назначил директором и режиссером своего театра Людвига Кронега. Театр прославился на всю Европу, побывал во всех европейских столицах, включая Москву и Петербург, и считается с тех пор родиной режиссуры. Спектакли мейнингенцев смотрел Станиславский (еще до создания МХТ) и оставил подробное их описание. Так давайте все-таки чему-то у истории учиться!

В то же время, если уж губернатор назначил, то естественно предположить, что он готов разделить и ответственность за все, что будет происходить с театром, что он будет отслеживать свое назначение. А это значит, что для Пушкинского театра может начаться совершенно новая жизнь, и он имеет шанс стать, наконец, по-настоящему интересным, привлекательным, умным, ярким и т.д., – все зависит от того, каким окажется новый худрук. Во всяком случае, продекларированная Василием Сениным идея включения Пскова в единое театральное пространство Северо-запада весьма интересна («Актерский дневник», «Жизнь прекрасна и удивительна!» ).  Правда, тут есть опасность, что если не будет финансирования этих идей (для постановки спектаклей, для формирования труппы), то власть вынудит худрука вернуться на привычный нищий стоптанный путь (как Кутузов вынудил Наполеона уходить по разоренной Смоленской дороге), который неизбежно выведет на приглашение на псковскую сцену столичных антреприз, - путь совершенно бесперспективный для развития театрального дела в Пскове.

В то же время, некоторые из опасений моих коллег я, конечно, разделяю. Надо бы Василию Сенину поближе познакомиться с труппой, посмотреть спектакли, попытаться понять, чем живет город, чтобы строить планы применительно к псковским условиям, а не на отвлеченных благих намерениях. Да и нам дать возможность узнать его в одной-двух постановках в Пскове. С 16 ноября, когда председатель Комитета по Культуре Александр Голышев представил нам нового худрука, мы его не видели. Правда, и сам режиссер сказал, что до конца января он связан договорными отношениями с Департаментом Культуры Москвы. Но, может быть, был смысл тогда и представить его труппе, тогда и назначить? А то ведь и пошли, и идут домыслы, предположения, пасьянсы, - один мрачнее другого. А кто-то уже предлагает выйти в театральных костюмах к памятнику Пушкину и митинговать. А кто-то собирать компромат. Который, кстати, можно найти на любого, было бы желание. Сам я давно уже приучаю себя верить только фактам и своим глазам и ушам, а не мнениям и пересудам. Скажем, на спектакль «Заповедник» по Довлатову в постановке Сенина (театр им. Ленсовета) я прочел две хороших рецензии и две плохих. И это нормально. Уверен, что на каждого – на меня, на вас – можно написать две характеристики – «черную» и «белую», - какую захочется. Тенденциозность недопустима. Как недопустимы и беспочвенные гадания и страхи. Уж лучше сказать «не знаю» там, где знание кончается.

Разумеется, каждый прикидывает ситуацию на себя, и это тоже нормально. Я Сенина, как человека, пока не знаю, и мне совсем немаловажно, окажется ли он близким по духу, мировосприятию, творческим и человеческим устремлениям, - здесь пока одни вопросы без ответов. Но в том, что он профессионал и хорошо образован, уже есть основа для творческого диалога режиссер-актер.

Но и диалог власть-театр, как оказалось, возможен. 8 декабря состоялась встреча председателя регионального отделения СТД и секретаря СТД РФ Юрия Новохожина с губернатором Андреем Турчаком, где народный артист все эти опасения и высказал. Беседа прошла с глазу на глаз и длилась около часа. Речь шла и о Концепции развития театрального дела до 2020 года, и о художественном руководстве театра. Губернатор сожалел, что не смог представить Василия Сенина лично, и рассказал, чем руководствовался при выборе нового худрука. Он заверил, что репертуарный театр в Пскове обязательно будет сохранен и предложил Новохижину принять участие в доработке Концепции и быть советником губернатора в ее реализации и во всем, что связано с театром.

А вот дальше начались непонятки и неожиданности. Директор Татьяна Комиссаровская сообщает коллективу, что ее предупредили о не продлении с ней договора, который истекает 12 февраля, и она уходит сама. И тут же принимает на работу в качестве худрука Дмитрия Васильева (что это, шаг отчаянья?) и представляет его труппе, за что через несколько дней увольняют саму Комиссаровскую до истечения срока договора. Васильев тем временем едет в Москву готовить ХХ Пушкинский Театральный фестиваль (работы там действительно невпроворот), который традиционно пройдет в Пскове в начале февраля. Александр Голышев, который месяц назад представил нам нового худрука, объявляет, что на должность худрука будет объявлен конкурс. Опубликованы сроки, условия и порядок проведения конкурса. Распутывать этот клубок, всматриваться в мотивы и причины событий, и тем более их комментировать я пока не стану. Каша варится, и пробу снимать еще рано. Но о двух действующих лицах все же выскажусь.

Татьяна Комиссаровская возглавляла театр последние почти четыре года в самый его, может быть, непростой период. И была, на мой взгляд, в нужное время на нужном месте. Конечно, были и ошибки, как они бывают у каждого, но в целом она со своей работой справилась, а главное – сохранила труппу, и было бы непростительной неблагодарностью не помнить этого. Без каких-либо новых финансовых возможностей она сумела пригласить в Псков хорошего уровня режиссеров – Семена Верхградского (С-Петербург) и Анджея Садовски (Польша). Три хороших спектакля-сказки поставил по ее приглашению Михаил Мокиенко, один – Екатерина Максимова (оба из Питера). Был вполне успешный спектакль молодых москвичей Алины Гударёвой и Андрея Малашкина и дипломная режиссерская работа  выпускницы Уфимской академии Искусств Евгении Лебедевой. Продолжали ставить и свои: Вадим Радун, Елена Шишло (до ухода в управление Культуры города), Андрей Трусов, - даже в период, когда труппа ушла из здания на время ремонта.

Вывоз театрального имущества из здания перед началом ремонта – отдельная песня. По идее, при Комитете по Культуре должна была быть создана комиссия по планомерному освобождению здания и организации жизни театра на период ремонта, чего, к сожалению, сделано не было. В результате переезд напоминал авральное бегство: на ходу искался транспорт, грузчики, складские помещения в разных концах города для декораций, костюмов, мебели и проч. Но и с этим она справилась. Но нельзя не признать и право Учредителя организации по имени Академический театр драмы им. Пушкина, коим является Комитет по Культуре, назначать и увольнять директора.  И все же думается, что Комиссаровская с пользой для театра, в том числе и нового худрука, могла бы продолжать работать как минимум до въезда в обновленное здание.

И наконец, Дмитрий Васильев, о котором мне говорить легче хотя бы потому, что я работал в его спектакле («Дядюшкин сон» Достоевского) и знаю его как хорошего, грамотного режиссера, интеллигентного и порядочного человека. Я писал о нем и его псковских спектаклях (всего их было четыре) в «Актерском дневнике» («Пока горит свеча. Интервью перед премьерой»)  и журнале «Страстной бульвар, 10» («Новая жизнь старых истин»). «Не все коту масленица» А.Н. Островского в его постановке был признан лучшим спектаклем сезона 2006/07, не сходит со сцены до сих пор и в конце ноября театр дважды с большим успехом играл его в Твери. Тем более для меня остается загадкой, почему умница Васильев дал согласие Комиссаровской назначить себя худруком после уже состоявшегося выбора губернатора. Кто кого подставил? Но и сейчас мне думается, что Василий Сенин, в случае утверждения его в должности, вполне мог бы пригласить Дмитрия Васильева к сотрудничеству.

Актерам Московского театра Гоголя департамент Культуры предложил вполне приемлемый вариант их дальнейшего устройства: каждый из них может договориться с любым театром Москвы и прийти туда со своей штатной ставкой. Т.е., это выгодно и театру, который, ничего не теряя, увеличивает свой штат, и актеру, у которого есть какой-то выбор. У нас, разумеется, такой вариант не проходит: у нас один театр, которым мы дорожим, и который, надеюсь, будет в Пскове всегда.

Вик. Яковлев

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Где будете отдыхать на майских праздниках?
В опросе приняло участие 180 человек
Лента новостей