Новости партнеров
Культура / Краеведение

Почему в память о пристани «Псков» должна появиться мемориальная доска?

19.07.2017 16:43|ПсковКомментариев: 10

Уже более 10 лет по реке Великой не ходят скоростные суда, хотя в нашей памяти остается ощущение, что вот-вот из-за поворота покажется «Ракета». И это обычно для тех псковичей, кто хоть раз пролетел по глади реки Великой на «Ракете», а появление любого скоростного судна (даже на видах г. Пскова) вызывает чувство ностальгии по ушедшей эпохе.

Тем более, что судоходство по реке Великой и ее притокам (пассажирское сообщение) зародилось в далеком 1843 году. Тогда из Дерпта в Псков прибыл первый пароход «Юлиана Клементина», а в 1918 году после изгнания немцев было организовано Псковское агентство государственного речного пароходства Северо-Западного управления речного транспорта. В период оккупации города Пскова в 1919 году войсками Белой армии агентство прекратило работу. После окончания гражданской войны в бывшем лесопильном заводе Зиновьева (ул. Красноармейская, 2) был оборудован целый «завод» с различными цехами (столярным, медницким, кузнечным, слесарным, чугунолитейным), где началась работа по воссозданию псковского водного транспорта.

В 20-е – 30-е происходит стремительное развитие сети водных маршрутов. Если на 1926 год суда ходят только до Черехи и Талабских островов, то к 40-м годам сетью водных путей охватывается Теребище, Листовка, Гребеново. К 1941 году пристань в своем составе имела пароходы: «Кудома», «Совхоз», «Ударница», «Луга», буксирный пароход «Колхозник», «Организатор», мотокатер «Череха», баржи и пристани. Кроме того, судами пристани перевозились различные грузы. Количество рабочих и служащих до войны на пристани насчитывала до 200 человек.

В 1941 году пристань прекращает свою работу, но сразу после освобождения Пскова 20 сентября 1944 года приказом № 1 по ЧВВУ было объявлено об организации Военно-Восстановительных отрядов. На отряд возлагалось восстановление судоремонтных мастерских, жилых зданий речного флота, хозяйства пристани. Уже 4 апреля 1945 года вышел приказ Наркомречфлота СССР за №79 об организации Чудского Речного Пароходства. 11 июня 1945 года вышел приказ № 1 по ЧРП НКРФ, в котором указывалось, что с 13 июня 1945 года Чудское Военно-Восстановительное Управление считать реорганизованным в ЧРП. Образована пристань «Псков». Следует отметить, что в 1945 году было перевезено почти 65000 человек (на плаву 2 парохода), хотя город Псков стоит в руинах!

Кроме того, силами пристани «Псков» помимо восстановления и переоборудования пароходов (фактически на коленях) возводятся жилые дома (ул. Максима Горького, д. 47/9). Стремительно развивается сеть водных маршрутов (Остров, Гоголи, Гдов, Череха, Листовка, Сельцы). Возобновляются водные перевозки с Тарту в 1947 году (до 1991 г). По просьбам горожан функционируют водные переправы (в начале 50-х годов даже на р. Пскове). Почти в геометрической прогрессии возрастает количество судов (к 60-м годам около 20 судов), некоторые из судов получают вторую жизнь (баржа переделывается в пассажирский пароход; пароходы переоборудуются в теплоходы на самой пристани).

Для расширения судоходства проводились путевые работы: обстановка, землечерпание, дноочищение, берегоочищение, взрывные работы, изыскание, траление. Итог: освоен и принят в эксплуатацию новый водный путь по реке Плюса протяженностью 64 км. Экономическая целесообразность освоения данного участка обосновывается большим наличием лесных массивов.

 

Линия

Протяженность

Количество остановочных пунктов

Теплоход

Пассажировместимость

Псков – Листовка - Сельцы

58 км

13

Ударница

70

Псков - Горки

18 км

6

Пушкин

44

Псков – Самолва - Кола

131 км

10

Победа

100

Псков – Теребище – Выпсу - Кола

131 км

10

Льновод

40

Псков - Тарту

147 км

10

Александр Невский

147

Историческим событием для пристани «Псков» становиться спуск на воду 19 июля 1957 года теплохода «Александра Невского» (заложен на Псковской пристани в 1955 году). Перевоз пассажиров за 1957 год составил почти 1 млн человек. В 1958 году принят в эксплуатацию участок реки Ремда, а также организован причал на реке Ловать и введены новые маршруты: Псков-Низовицы, Низовицы-Гдов. В 1959 году на пристани «Псков» был построен 2 озерный теплоход «Адмирал Ушаков». В связи с освоением участка от деревни Малые Сельцы до деревни Будовичи была введена новая пассажирская линия «Псков - Будовичи». Кроме того, были открыты экскурсионные линии в Себеже и в Опухликах, а также в Невельском районе до санатория «Голубые озера».

В конце 50-х годов Псковской пристанью было организовано водное сообщение на Себежском озере катерами «Луч» и «Стрела», а затем теплоходом «Леон Поземский». Катер доставлял пассажиров в город на работу, крестьян, спешащих со своим товаром на рынок. Такая «логистика» была очень выгодна населению города и окрестностей. Билет до самого ближайшего пункта – Галиуски – стоил 11 копеек, до Чернеи и Капаново – 15, самый дорогой – до наиболее отдаленной деревни Селявы обходился пассажиру в 22 копейки.

В середине 1950-х годов Толмачевскими судостроителями началось строительство металлических барж и теплоходов. Первыми были построены по проекту Б. И. Богатырева два однотипных теплохода - «Пионер» и «Борец». В 1965 году «Борца» перевезли в Псков, где он проработал еще около десяти лет. Следующие два пассажирских теплохода - «Комсомолец» и «Знамя», были построены в 1957 году. С 1962 года «Знамя» перевезли в Псков.

Настоящей сенсацией 1964 года стало открытие скоростной линии «Псков - Тарту» в июле этого года. Тогда в Псков из Эстонии пришел первый скоростной теплоход на подводных крыльях «Ракета–1М» легендарного советского конструктора Ростислава Евгеньевича Алексеева (1916 – 1980 гг.). «Теплоход «Ракета–1М» был построен в 1963 году и своим ходом пришел в Нарву. Зимой 1963 - 1964 гг. на трейлере по шоссе доставлен по маршруту «Нарва – Йыхви – Тарту» в Тартуский порт. С 12 февраля 1964 года числится в составе Тартуского речного порта. В 1968 году это судно получило название «Peipsi Jonn», но название не прижилось и в середине 1970-х годов было отменено. Последние рейсы «Ракета–1М» совершила в 1989 году. В начале 1990-х годов «Ракета» продана в Финляндию, где работает до настоящего времени на прогулочных маршрутах по озеру Весиярви.

Спустя 3 года пристань «Псков» получила первую «Ракету-143М», которая работала на этой линии до 1992 года. Водный путь «Ракета» преодолевала за 3,5 час. Билет стоил 4 р 20 к. В последующие годы (до 1990 г.) Псковский, Тартуский речные порты получали новые скоростные «Ракеты», и к 1983 году общее количество чудских «Ракет» достигло шести.

Регулярные рейсы чудских «Ракет» сделали Псков привлекательным для туристов из Бельгии, Франция, США, Нидерландов и др. стран. Гости города посещали турбазу на о. Белове и в г. Тарту, с обзорной экскурсией по трем озерам. Таким образом, 80-е годы стали золотой эпохой для скоростных судов на Псковщине.

На основании приказа Министерства речного флота РСФСР № 53 от 8 апреля 1975 г. пристань «Псков», в связи с увеличением объема перевозки пассажиров, грузов, тоннажа судов, была переименована в Псковский порт Управления СЗ речного пароходства. Структура, функции и задачи остались прежние. Начальник порта Елисеев Е. И.

В день теплоходы «Ракета» перевозили по 150, а «Заря» по 500 пассажиров. Навигация начиналась 16 – 20 апреля и заканчивалась 25 октября. Навигационный период длился 220 дней. Численность работников ПРП в эти года составляла 800 – 1000 человек.

Помимо пассажирских перевозок порт выполнял большую часть хозяйственных работ. Речной флот связывал город с важнейшими лесозаготовительными, рыболовецкими и сельскохозяйственными пунктами области (Полновский Леспромхоз, Гдовский Рыбзавод, Раскопельский Рыбзавод, Псковский арт. «Пищепром», Псковский обл. «Торгплодоовощтрест», Псковский совхоз «диктатура», Псковский Рыбзавод). Перевозили хлеб, соль, мука, рыба, плодоовощи, металлические изделия, минерально-строительные, строевой лес, плоты (до 1972 года). Договора по перевозке грузов подписывались до начала навигации. Наличие барж- толкачей, землесосов, экскаваторов, тракторов, плавкранов позволяло добывать речной песок, который считался лучшим в СЗР. Каждый год для перевозки грузов силами СРМ стоились баржи, понтоны, причалы. СРМ – были целым заводом, состоящим из механического, слесарного, литейного, кузнечного, моторного, лесопильного, столярно-модельного, котельно-электросварочного, инструментального. Производили: тормоза, тачечные колеса, колориферы, колосники, рычаги и др. С 1961 года налажен выпуск отопительных радиаторов.

В порту можно было встретить людей различных профессий: шкипер, старший электромеханик, крановщик, судокорпусник – ремонтник, электросварщик, газорезчик, токарь, аккумуляторщик, кочегар, диспетчер по движению флота, капитан наставник, начальник грузового участка, радиооператор и др.

Таким образом, речной порт играл огромную роль в жизни города Пскова, однако не смог пережить лихие 90-е. В 2005 году его просто не стало.

17 июня 2017 года на презентации книги «Эра пароходов» (выпущенной по материалам 6-й международной научно-практической конференции) участники мероприятия, ветеранами Псковского речного порта было принято решение увековечить память о пристани «Псков» в виде мемориальной доски. Текст на доске предлагается сделать следующим:

Здание бывшей биржи и конторы торгового предприятия (1874-1918 гг.)

Д. А. Зиновьева.

С 1918 года принадлежало предприятиям речного пароходства (1918-1933 гг.), речной пристани «Псков» (1933-1975) и Псковского речного порта (1975-2004 гг.).

С 1964 г. отсюда было организовано сообщение «Псков - Тарту» судами на подводных крыльях «Ракета» великого советского инженера-конструктора XX в. Ростислава Евгеньевича Алексеева.

 

Подготовлено краеведом,

организатором конференции «Эра пароходов»

Дмитрием Федоровым

Основано на материалах псковских архивов, фондов пристани «Псков», изданий «Эра пароходов», «Толмачево», материалах XX архивных чтений

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Где будете отдыхать на майских праздниках?
В опросе приняло участие 164 человека
Лента новостей