Уже более 10 лет по реке Великой не ходят скоростные суда, хотя в нашей памяти остается ощущение, что вот-вот из-за поворота покажется «Ракета». И это обычно для тех псковичей, кто хоть раз пролетел по глади реки Великой на «Ракете», а появление любого скоростного судна (даже на видах г. Пскова) вызывает чувство ностальгии по ушедшей эпохе.
Тем более, что судоходство по реке Великой и ее притокам (пассажирское сообщение) зародилось в далеком 1843 году. Тогда из Дерпта в Псков прибыл первый пароход «Юлиана Клементина», а в 1918 году после изгнания немцев было организовано Псковское агентство государственного речного пароходства Северо-Западного управления речного транспорта. В период оккупации города Пскова в 1919 году войсками Белой армии агентство прекратило работу. После окончания гражданской войны в бывшем лесопильном заводе Зиновьева (ул. Красноармейская, 2) был оборудован целый «завод» с различными цехами (столярным, медницким, кузнечным, слесарным, чугунолитейным), где началась работа по воссозданию псковского водного транспорта.
В 20-е – 30-е происходит стремительное развитие сети водных маршрутов. Если на 1926 год суда ходят только до Черехи и Талабских островов, то к 40-м годам сетью водных путей охватывается Теребище, Листовка, Гребеново. К 1941 году пристань в своем составе имела пароходы: «Кудома», «Совхоз», «Ударница», «Луга», буксирный пароход «Колхозник», «Организатор», мотокатер «Череха», баржи и пристани. Кроме того, судами пристани перевозились различные грузы. Количество рабочих и служащих до войны на пристани насчитывала до 200 человек.
В 1941 году пристань прекращает свою работу, но сразу после освобождения Пскова 20 сентября 1944 года приказом № 1 по ЧВВУ было объявлено об организации Военно-Восстановительных отрядов. На отряд возлагалось восстановление судоремонтных мастерских, жилых зданий речного флота, хозяйства пристани. Уже 4 апреля 1945 года вышел приказ Наркомречфлота СССР за №79 об организации Чудского Речного Пароходства. 11 июня 1945 года вышел приказ № 1 по ЧРП НКРФ, в котором указывалось, что с 13 июня 1945 года Чудское Военно-Восстановительное Управление считать реорганизованным в ЧРП. Образована пристань «Псков». Следует отметить, что в 1945 году было перевезено почти 65000 человек (на плаву 2 парохода), хотя город Псков стоит в руинах!
Кроме того, силами пристани «Псков» помимо восстановления и переоборудования пароходов (фактически на коленях) возводятся жилые дома (ул. Максима Горького, д. 47/9). Стремительно развивается сеть водных маршрутов (Остров, Гоголи, Гдов, Череха, Листовка, Сельцы). Возобновляются водные перевозки с Тарту в 1947 году (до 1991 г). По просьбам горожан функционируют водные переправы (в начале 50-х годов даже на р. Пскове). Почти в геометрической прогрессии возрастает количество судов (к 60-м годам около 20 судов), некоторые из судов получают вторую жизнь (баржа переделывается в пассажирский пароход; пароходы переоборудуются в теплоходы на самой пристани).
Для расширения судоходства проводились путевые работы: обстановка, землечерпание, дноочищение, берегоочищение, взрывные работы, изыскание, траление. Итог: освоен и принят в эксплуатацию новый водный путь по реке Плюса протяженностью 64 км. Экономическая целесообразность освоения данного участка обосновывается большим наличием лесных массивов.
Линия |
Протяженность |
Количество остановочных пунктов |
Теплоход |
Пассажировместимость |
Псков – Листовка - Сельцы |
58 км |
13 |
Ударница |
70 |
Псков - Горки |
18 км |
6 |
Пушкин |
44 |
Псков – Самолва - Кола |
131 км |
10 |
Победа |
100 |
Псков – Теребище – Выпсу - Кола |
131 км |
10 |
Льновод |
40 |
Псков - Тарту |
147 км |
10 |
Александр Невский |
147 |
Историческим событием для пристани «Псков» становиться спуск на воду 19 июля 1957 года теплохода «Александра Невского» (заложен на Псковской пристани в 1955 году). Перевоз пассажиров за 1957 год составил почти 1 млн человек. В 1958 году принят в эксплуатацию участок реки Ремда, а также организован причал на реке Ловать и введены новые маршруты: Псков-Низовицы, Низовицы-Гдов. В 1959 году на пристани «Псков» был построен 2 озерный теплоход «Адмирал Ушаков». В связи с освоением участка от деревни Малые Сельцы до деревни Будовичи была введена новая пассажирская линия «Псков - Будовичи». Кроме того, были открыты экскурсионные линии в Себеже и в Опухликах, а также в Невельском районе до санатория «Голубые озера».
В конце 50-х годов Псковской пристанью было организовано водное сообщение на Себежском озере катерами «Луч» и «Стрела», а затем теплоходом «Леон Поземский». Катер доставлял пассажиров в город на работу, крестьян, спешащих со своим товаром на рынок. Такая «логистика» была очень выгодна населению города и окрестностей. Билет до самого ближайшего пункта – Галиуски – стоил 11 копеек, до Чернеи и Капаново – 15, самый дорогой – до наиболее отдаленной деревни Селявы обходился пассажиру в 22 копейки.
В середине 1950-х годов Толмачевскими судостроителями началось строительство металлических барж и теплоходов. Первыми были построены по проекту Б. И. Богатырева два однотипных теплохода - «Пионер» и «Борец». В 1965 году «Борца» перевезли в Псков, где он проработал еще около десяти лет. Следующие два пассажирских теплохода - «Комсомолец» и «Знамя», были построены в 1957 году. С 1962 года «Знамя» перевезли в Псков.
Настоящей сенсацией 1964 года стало открытие скоростной линии «Псков - Тарту» в июле этого года. Тогда в Псков из Эстонии пришел первый скоростной теплоход на подводных крыльях «Ракета–1М» легендарного советского конструктора Ростислава Евгеньевича Алексеева (1916 – 1980 гг.). «Теплоход «Ракета–1М» был построен в 1963 году и своим ходом пришел в Нарву. Зимой 1963 - 1964 гг. на трейлере по шоссе доставлен по маршруту «Нарва – Йыхви – Тарту» в Тартуский порт. С 12 февраля 1964 года числится в составе Тартуского речного порта. В 1968 году это судно получило название «Peipsi Jonn», но название не прижилось и в середине 1970-х годов было отменено. Последние рейсы «Ракета–1М» совершила в 1989 году. В начале 1990-х годов «Ракета» продана в Финляндию, где работает до настоящего времени на прогулочных маршрутах по озеру Весиярви.
Спустя 3 года пристань «Псков» получила первую «Ракету-143М», которая работала на этой линии до 1992 года. Водный путь «Ракета» преодолевала за 3,5 час. Билет стоил 4 р 20 к. В последующие годы (до 1990 г.) Псковский, Тартуский речные порты получали новые скоростные «Ракеты», и к 1983 году общее количество чудских «Ракет» достигло шести.
Регулярные рейсы чудских «Ракет» сделали Псков привлекательным для туристов из Бельгии, Франция, США, Нидерландов и др. стран. Гости города посещали турбазу на о. Белове и в г. Тарту, с обзорной экскурсией по трем озерам. Таким образом, 80-е годы стали золотой эпохой для скоростных судов на Псковщине.
На основании приказа Министерства речного флота РСФСР № 53 от 8 апреля 1975 г. пристань «Псков», в связи с увеличением объема перевозки пассажиров, грузов, тоннажа судов, была переименована в Псковский порт Управления СЗ речного пароходства. Структура, функции и задачи остались прежние. Начальник порта Елисеев Е. И.
В день теплоходы «Ракета» перевозили по 150, а «Заря» по 500 пассажиров. Навигация начиналась 16 – 20 апреля и заканчивалась 25 октября. Навигационный период длился 220 дней. Численность работников ПРП в эти года составляла 800 – 1000 человек.
Помимо пассажирских перевозок порт выполнял большую часть хозяйственных работ. Речной флот связывал город с важнейшими лесозаготовительными, рыболовецкими и сельскохозяйственными пунктами области (Полновский Леспромхоз, Гдовский Рыбзавод, Раскопельский Рыбзавод, Псковский арт. «Пищепром», Псковский обл. «Торгплодоовощтрест», Псковский совхоз «диктатура», Псковский Рыбзавод). Перевозили хлеб, соль, мука, рыба, плодоовощи, металлические изделия, минерально-строительные, строевой лес, плоты (до 1972 года). Договора по перевозке грузов подписывались до начала навигации. Наличие барж- толкачей, землесосов, экскаваторов, тракторов, плавкранов позволяло добывать речной песок, который считался лучшим в СЗР. Каждый год для перевозки грузов силами СРМ стоились баржи, понтоны, причалы. СРМ – были целым заводом, состоящим из механического, слесарного, литейного, кузнечного, моторного, лесопильного, столярно-модельного, котельно-электросварочного, инструментального. Производили: тормоза, тачечные колеса, колориферы, колосники, рычаги и др. С 1961 года налажен выпуск отопительных радиаторов.
В порту можно было встретить людей различных профессий: шкипер, старший электромеханик, крановщик, судокорпусник – ремонтник, электросварщик, газорезчик, токарь, аккумуляторщик, кочегар, диспетчер по движению флота, капитан наставник, начальник грузового участка, радиооператор и др.
Таким образом, речной порт играл огромную роль в жизни города Пскова, однако не смог пережить лихие 90-е. В 2005 году его просто не стало.
17 июня 2017 года на презентации книги «Эра пароходов» (выпущенной по материалам 6-й международной научно-практической конференции) участники мероприятия, ветеранами Псковского речного порта было принято решение увековечить память о пристани «Псков» в виде мемориальной доски. Текст на доске предлагается сделать следующим:
Здание бывшей биржи и конторы торгового предприятия (1874-1918 гг.)
Д. А. Зиновьева.
С 1918 года принадлежало предприятиям речного пароходства (1918-1933 гг.), речной пристани «Псков» (1933-1975) и Псковского речного порта (1975-2004 гг.).
С 1964 г. отсюда было организовано сообщение «Псков - Тарту» судами на подводных крыльях «Ракета» великого советского инженера-конструктора XX в. Ростислава Евгеньевича Алексеева.
Подготовлено краеведом,
организатором конференции «Эра пароходов»
Дмитрием Федоровым
Основано на материалах псковских архивов, фондов пристани «Псков», изданий «Эра пароходов», «Толмачево», материалах XX архивных чтений