Новости партнеров
Политика

Виктор Антонов о золотом правиле фракции, депутатах-«кнопочниках» и компромиссах

05.10.2012 14:56|ПсковКомментариев: 29

Псковская Лента Новостей продолжает цикл интервью с руководителями фракций Псковского областного Собрания депутатов. В отсутствие руководителя фракции «Единая Россия» Валентина Каленского с корреспондентом ПЛН встретился его заместитель, вице-спикер Собрания, руководитель комитета по труду и социальной политике Виктор Антонов.

- Виктор Васильевич, традиционный для всех наших собеседников вопрос: что вы ждете в новом сезоне от работы парламента?

- Оценивать состав Собрания, может быть, уже и поздновато, но за весенне-летние сессии можно сделать выводы – кто мы есть, кто пришел в Собрание, насколько оно трудоспособно. Я вижу, что нынешний состав отличен от предыдущих созывов. Люди, которые пришли в Собрание, выражают разные мнения, и это очень хорошо.

- Вы говорите, можно судить, насколько Собрание трудоспособно. Так насколько?

- Наверное, здесь нельзя все измерять в лошадиных силах, в ваттах, правда? Полноценное Собрание именно потому, что есть различные точки зрения, и они бурлят не только в кулуарах или между собой, но и в открытую: на сессиях и комитетах. Так мы и должны работать. Если присутствует только одна точка зрения, то, по мнению многих, происходит заболачивание в Собрании. Представительство избранников становится единообразным, и получается КПСС.

Этот созыв в целом совершенно другой: есть «Единая Россия», есть оппозиция – разной степени оппозиция, не вся оппозиция однообразна, каждый имеет свой оппозиционный оттенок.

У нас в стране и области определились партии, которые выражают мнение граждан, которые имеют свою цель, это разнообразие важно для государства. Потому что мы пережили неприятные моменты – Болотную площадь, проспект Сахарова и это, наверное, было шоком для очень многих: когда внутри что-то бурлило, а вылилось в такую форму протеста. Сегодня у нас в Собрании все понятно и открыто, мы слышим и коммунистов, и фракцию «Яблоко». Да, иногда это бывает неприятно, но зато полезно.

На фото: руководители фракции ЕР в региональном парламенте Валентин Каленский (слева) и Виктор Антонов

- Половина депутатского корпуса областного Собрания – это депутаты-одномандатники. Но, кажется, что в Собрании весьма сильна фракционная составляющая. Это так?

- Всегда в этом вопросе есть проблемы, и не только у «Единой России». Но в принципе я вижу, что все депутаты соблюдают фракционность и устав. Если какое-то решение принимается фракцией, то оно голосуется депутатами консолидировано. Хотя я не видел еще ни одного парламента, чтобы все было монолитом. Есть разные мнения, но это уже наша внутрифракционная работа, и мы всегда стараемся и коллегам, и друг другу помогать разбираться в вопросах и показывать, что где-то ваше мнение не сходится с большинством. Где-то они вынуждены подчиняться, и это золотое правило любой фракции: при принятии определенного решения большинством, фракция голосует консолидировано.

- Журналисты и ваши коллеги депутаты говорят, что, наоборот, в стане «Единой России» появляются депутаты, которые голосуют не так, как вся фракция. Это не так?

- Мы не можем всегда голосовать только так, как голосуют все. Мы не призываем коллег голосовать всегда, как скажет фракция, но ведь бывают вопросы принципиальные, политические. По таким вопросам мы голосуем, как правило, так, как договорились.

- Вопрос по пятому вице-спикеру, который был выделен для оппозиции: в июле его избрать так и не удалось, но эта процедура все равно в ближайшее время депутатам предстоит. КПРФ, ЛДПР и «Яблоко» опять заявляют о поддержке кандидатуры Геннадия Бубнова, «Справедливая Россия» готова обсуждать вопрос, когда он будет вынесен на повестку. Какой позиции придерживается «Единая Россия»?

- Да, после этих выборов много было разговоров… На самом деле, решение такое: это дело оппозиции, нам бы хотелось, чтобы они договорились. Вот кого представите, чтобы мы не раздваивались, - вот за того мы и проголосуем. Мы не будем выставлять свою кандидатуру, так что это целиком вопрос оппозиции. Вас много: договоритесь.

- Получается, что три фракции уже договорились, и только одна фракция планирует выдвигать другого кандидата…

- Ну так найдите консенсус, как говорил Горбачев! (смеется). Договоритесь. В этом как раз и интрига. Мы не придаем такого уж великого значения, кто будет представлять оппозицию. Нам бы очень хотелось, чтобы они договорились.

- В целом отношения «Единой России» с другими фракциями можно назвать рабочими, дружескими или конфликтными?

- Люди очень разные… Дружеские отношения между депутатами присутствуют у очень многих депутатов вне зависимости от фракций. Что ж мы, даже в коридорах не общаемся? Общаемся, и подначиваем друг друга, и праздники вместе справляем. Но когда дело касается конкретной работы, тогда мы поступаем так, как нужно. Раз уж мы в разных партиях, мы должны это делать.

Я был одним из основных авторов законопроекта по смешанной системе выборов. Тогда, во втором созыве, впервые появилась фракция «Единство», которую я возглавлял. Мы с трудом понимали устав, что нам в принципе нужно делать в рамках фракции. Нам было трудно согласовывать позиции: все мы одномандатники, каждый выражает мнение народа… Много лет прошло, пока все устаканилось.

Если есть большинство, в том числе абсолютное, – это не значит, что нужно игнорировать меньшинство. В связи с этим тогда и появился закон, в связи с этим, в парламенте теперь появилась фракция «Яблоко». Назвать одного человека фракцией, может быть, было и не очень правильно, но это так, это закон. И я считаю, это очень правильно: представитель «Яблока» выражает волю значительного числа наших граждан. Да, меньшинство – но оно есть, присутствует в обществе.

На фото: общение с коллегами приносит радость и лидерам фракции ЕР, и депутату от «Яблока» Льву Шлосбергу (лицо, признанное Минюстом РФ иноагентом) (слева)

- Каковы взаимоотношения фракции «Единая Россия» с администрацией области. Например, на прошедшей сессии чуть ли не в первый раз за последние годы вы и спикер Собрания Александр Котов раскритиковали финансовый блок администрации и лично вице-губернатора Татьяну Баринову.

- Надо спокойно на это смотреть. Я не думаю, что что-то такое великое происходит, когда кто-то кому-то что-то говорит честно и прямо. Может, кому-то это и не нравится, но мы говорим жестко и между собой, и во фракции. Что ж мы такие «пушистые» все? Нет, конечно. И между собой иногда с трудом приходится подбирать выражения. Такие же отношения у нас и с администрацией складываются. Мы не враги друг другу, но возможность сказать то, что мы думаем, у нас есть. С нами встречается губернатор, мы ему очень часто высказываем свое несогласие по некоторым моментам. Ну и что из этого, это не значит, что это какое-то противостояние! Но если у нас не будет политического оппонирования, если мы не будем спорить, то тогда это – начало 90-х, коммунистическая партия. Нельзя, чтоб было так.

- Года полтора назад я задавал вопрос Борису Геннадьевичу Полозову в его бытность спикером Собрания, также по поводу взаимоотношений с региональной администрацией. Он тогда сказал, что областное Собрание стало придатком областной администрации. Ситуация меняется или вы вообще не согласны с этой позицией?

- Конечно, меняется ситуация. Вы замечаете, как у нас сессии проходят и как открыто депутаты говорят с чиновниками администрации. Но, еще раз говорю, это не есть категорическое противостояние. Главное – это точка зрения по обсуждаемому вопросу.

Да, говорят, что депутаты – и муниципальные, и региональные – это «кнопочники», сидят кнопки нажимают так, как администрация скажет. Да не скажет! Люди плохо представляют себе процесс, который проходит перед тем, как принять какой-то законопроект. Могу привести пример на том, что хорошо понимаю: здравоохранение. Невозможно вкладывать все деньги, силы в одну больницу. А как же остальное? Вот тут идет спор, нормальный спор: почему сюда «недолёт» или сюда… Иногда это напоминает «Палату №6» у известного писателя, когда спор бессмысленен. И чаще всего спорят те люди, которые не вникают в вопрос.

Законопроект ходит месяцами, прежде чем мы его примем: по кабинетам, комитетам, правовым службам, в администрации, подключается уполномоченный по правам человека и т.д. На этой фазе фракций нет, партийность в принципе отсутствует: просто идет разговор о деле. Ну а когда законопроект попадает на сессию – это другой вопрос. Некоторым хочется попиариться, некоторые хотели бы сделать себе карьеру, мол, «мы заботимся о стариках, о детях, бабушках…». А вникнуть в суть дела хотят не все.

Если войти в противостояние, если не слышать друг друга – я имею в виду администрацию и областное Собрание – это всегда очень плохо заканчивается. Сегодня (беседа проходила 4 октября – авт.) годовщина расстрела Верховного Совета. Я участник этих событий и очень хорошо это знаю и ощутил на себе. Нет в политике аксиом, нет той теоремы, которая доказана и с которой не поспоришь. Всегда есть нюансы и компромиссы.

Беседовал Денис Камалягин (лицо, признанное Минюстом РФ иноагентом)

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Необходимо ли упростить выдачу оружия в России?
В опросе приняло участие 231 человек
Лента новостей