На 26-й сессии Псковского областного Собрания депутатов было все: и шоу, и перепалки, и технические казусы. И завершение одной эпопеи – речь о, мягко говоря, спорном вопросе о разрешении депутатам передавать свою карточку для голосования – при уважительной причине. Реакция оппозиции на принятие поправок в регламент была не просто предсказуемой – она даже заранее просочилась в прессу. Несмотря на то, что депутаты уже несколько раз прокатили закон, говоря при этом, что он плох не технически, а концептуально, его все равно приняли.
Не так услышали
Возможно, излишнее возбуждение народным избранникам придала свежая новость о назначении Андрея Турчака и.о. губернатора Псковской области. Все, кто ждал какой-то интриги, были разочарованы. Апологеты областной администрации, наоборот, были удовлетворены результатом. Как-никак, формально интрига о пребывании Турчака в Псковской области сохранялась до конца, и хоть для большинства депутатов результат был известен, сам факт назначения носил какой-то сакральный смысл.
Новая инициатива Собрания - когда руководители фракций перед началом сессии могут выступить с речью - уже, видимо, успела утомить и представителей большинства в региональном парламенте, и чиновников. Например, вице-спикер Виктор Антонов давеча сказал, что «никто не думал, что эти выступления превратятся в предвыборную трибуну». Так и хочется воскликнуть: да неужели?
Ну а лидерам фракций в этот день было что сказать. Коммунист Александр Рогов, которого накануне лишили даже иллюзорных надежд на благосклонность Кремля (напомню, 26 февраля Владимир Путин назначил коммуниста Вадима Потомского и.о. главы Орловской области – а два региона коммунистам федеральный центр, понятно, не «отдаст»), активно «проехался» по псковскому губернатору, назвав его назначение исполняющим обязанности кадровой ошибкой федерального центра. Попутно, и, разумеется, не в последний раз, он призвал жителей области голосовать за себя.
Неформальный лидер фракции «Справедливая Россия» Олег Брячак за себя пока не агитировал, но сразу «отправил» Андрея Турчака руководить федеральным агентством по делам молодежи, поскольку - так считает эсер - действующий губернатор выборы не выиграет. Кто же станет новым главой региона, представитель депутатско-предпринимательской династии пока не рассказал. Но и куда торопиться? Выборы будут назначены лишь в начале июня, так что про сюрприз от эсеров - Брячак с каким именем пойдет на выборы - Олег Михайлович говорить не стал.
Лидер псковского «Яблока» Лев Шлосберг (лицо, признанное Минюстом РФ иноагентом) в очередной раз не полез в словесную (и в данном случае, заочную) драку с губернатором, видимо, приняв решение в отличие от коллег лишний раз не упоминать Турчака: будто нет его. Демократ задал тревожащий многих вопрос, почему псковскому театру решили «отгрузить» еще 2 миллиарда рублей, вдобавок к уже потраченному одному. «Неожиданно выяснилось, что в проекте были заложены расходы только на стены, но даже на лампочки - не было заложено ни копейки», - удивленно процитировал министра культуры Владимира Мединского Шлосберг, еще раз напомнив, что «только стены» обошлись в 1,1 миллиарда. Но областные чиновники рассказали ему, что, дескать, слова Мединского были неправильно истолкованы.
«Обозначенных средств экономии хватит не только на закупку лампочек, но и на строительство двух новых зданий театров с мастерскими», - пояснил вице-губернатор Максим Жаворонков.
Собачка смогла подрасти
Впрочем, вернемся к сессии: она началась достаточно привычно: поправки Рогова и Шлосберга в повестку дня единороссы проигнорировали, просто не участвуя в голосовании. Когда лидер коммунистов просил снять с повестки очередной вопрос - он касался универсальных электронных карт, - то порядком раскраснелся и перешел почти на крик. «Не распаляйтесь, не нервничайте так», - попытался сбить пыл Рогова спикер Александр Котов. Коммунист заявил, что не может быть спокойным, когда у граждан «деньги гребут», и потребовал распечатку с поименным голосованием по этому вопросу.
«Я прошу сделать распечатку Рогову», - попросил Котов. «Время пошло!» - буркнул вслед Рогов. «Ты ничё не путаешь?» - прокричал не в микрофон Алексей Севастьянов, глядя на зюгановца исподлобья.
Тот не сдавался и продолжал поносить идею электронных карт. «Иезуитская система получения этой карты. Не ждите майдана, дорогие мои. Дайте людям хоть мнение выразить. Вы хоть свои законы выполняйте, об общественной экспертизе», - пригрозил Рогов. При слове «майдан» в зале зашипели и застучали руками по столам. «Вы за выражениями своими следите!», - теперь уже почти кричал Котов. Кстати, чуть позже история с «майданом» повторится: слово вызывало у остальных депутатов и гостей в зале странную бурную реакцию, граничащую с паникой. «Мы их не пустим!», - выкрикнул кто-то из зала, говоря про активистов того самого майдана.
Впрочем, депутаты смогли-таки настроиться на рабочий лад: качественное обсуждение было уготовано вопросу о пригородных железнодорожных перевозках. История связана с тем, что из состава ОАО «РЖД», которая имеет значительные прибыли, выведены компании, занимающиеся пригородными перевозками. Смысла пересказывать полилог, который крайне напоминал прошлогоднюю беседу, нет. Можно лишь констатировать, что возмущения областной администрации о том, что железнодорожники требуют от региона 320 миллионов за пригородные перевозки (область, напомним, готова заплатить лишь 60) сходят на нет. Во всяком случае, председатель комитета по транспорту и связи Игорь Сильченков обмолвился, что в ближайшее время администрация попросит у депутатов содействия по выделению средств.
«Хотелось бы узнать результаты ваших переговоров с федеральным центром? Мы год назад принимали обращение к правительству, чтобы решить этот вопрос. Но по-прежнему идет шантаж со стороны пригородных компаний. Вы на чьей стороне?» - попытался выяснить у Сильченкова Шлосберг. «Нет смысла окрашивать мое выступление - за нас или против нас... - слегка оторопел тот. - Да, вопрос требует дополнительной проработки, я согласен». Тогда яблочник поинтересовался, сколько регион затрачивал на данные перевозки до создания пригородных компаний, и услышал удивительный ответ: «Три миллиона», - кажется, нехотя проговорил Сильченков. «Во время пути собачка подросла в 100 раз!» - Лев Шлосберг был изумлен.
В итоге почти все, включая фракцию «Единая Россия» раскритиковали и позицию администрации, и, тем более, выступление замначальника Октябрьской железной дороги Алексея Васильева. «Создание пригородных компаний - это постановление правительства, это не прихоть РЖД. Только на долги по Северо-Западу - 795 млн рублей», - пожаловался депутатам Васильев. А те и вовсе разошлись и приняли поправку Шлосберга об обращении к правительству с просьбой отменить это решение.
«Всю сессию нам угрожают этим голосованием»
При обсуждении вопроса об электронных картах фракция «Единой России» запуталась, как же надо было правильно голосовать и поддержала большинством поправку Александра Рогова. «Я ошибочно проголосовал!» - провозгласил Севастьянов. «И я! И я!» - раздавалось из «крыла», где восседают депутаты от ЕР. «Я озвучил вопрос», - слегка удивился Котов. «Вы там тоже это!.. Мы думали другой вопрос, в общем», - был как всегда непосредственен Михаил Мурашкин.
Для того, чтобы переголосовать по этому вопросу, депутаты должны были дружно решить, можно ли вернуться к переголосованию. «За» проголосовало подавляющее большинство депутатов, однако у оппозиции не сработали другие кнопки. «Почему не работает кнопка против?» - возмутился Рогов. «И у меня тоже», - подтвердил Шлосберг.
При повторном голосовании единороссы вновь, видимо, не разобрались, за что и как надо голосовать, и инициатива по возвращению к переголосованию (вот такая формулировка) не набрала нужного количества голосов. Переголосовывать в третий раз было бы совсем смешно. «Таким образом, поправка Рогова Александра Анатольевича принимается», - с усмешкой проговорил спикер Котов.
При очередном обсуждении вопроса о региональном операторе капитального ремонта, Рогов вновь напомнил собравшимся, что он считает себя будущим губернатором: «После сентября этого года я беру на себя обязательство с вашей помощью от этого законопроекта избавиться!» - заявил он. «А шляпу не съедите, если не получится?» - схохмил вице-спикер Борис Полозов. «Не расслышал вопроса», - посмотрел на него Рогов. «Да не было никакого вопроса», - на манер героя из «Матрицы» (там герой утверждал, что «никакой ложки нет», а есть лишь наше воображение) посмеялся Александр Котов. Но коммуниста соседи посвятили в суть шутки. «На рельсы лягу!» - также шутливо ответил Рогов. «Да у нас и поезда не ездят», - вздохнул Севастьянов.
Но после минутки смеха лидер КПРФ вернулся к региональному оператору. «Я хочу процитировать для СМИ историю из Минска, там государство проводит капремонт труб и ни копейки с населения не берет», - прокричал Рогов. «Я думаю, надо убрать СМИ из зала, надо убрать!» - замахал руками и закричал Михаил Мурашкин - то ли на Рогова, то ли на СМИ. А коммунист, вроде бы уже в третий раз за сессию попросил распечатать результаты голосования и положить ему на стол. «Страна должна знать своих героев. Я попрошу заранее распечатать, кто как проголосует», - пробурчал руководитель «красной» фракции.
Просьба Рогова окончательно вывела из себя единоросса Ирину Богачеву. «Что это?! Почему нам угрожают? Все сессию нам угрожают этим голосованием, почему вся сессия идет в таком режиме?!» - обратилась она ко всему залу.
Страх того, что избиратели узнают, кто как проголосовал, оказался весьма неожиданным. Более того, это стало настоящим откровением, если не сказать - диагнозом. Возможно, это и не эпидемия, но то, что единичный диагноз - это однозначно. Если, конечно, журналисты имеют право ставить диагноз главврачу больницы.
Традиционно срезать Рогова вызвался Севастьянов, который напомнил, что тот, мол, работает за деньги. «Вы говорите, что мы не думаем о людях, мы как раз и думаем, так как мы одномандатники, а не те, кто избрался по спискам», - разделил депутатов на касты «брахман» Алексей Севастьянов. Он обвинил Рогова в развале сельского хозяйства в Печорском районе, нахрапистом поведении и, кажется в чем-то еще. В защиту лидера коммунистов выступили Лев Шлосберг и Анатолий Копосов.
«У вас манера выступать не по сути, вы все время учите. У вас свое мнение, у другого свое. А вы только на личности переходите», - степенно высказался Копосов. «А нас призвали одуматься по поводу нашего решения, разве это не переход на личности?!» - серьезно возмутился Севастьянов.
День «перехода на личности» закончился достаточно предсказуемо: уже за пару дней было известно, что вопрос о пресловутом регламенте - тот самый, по которому депутаты «по уважительной причине» могут не ходить на сессию, передавая право голоса - будет принят парламентским большинством. Также было известно, что оппозиция в этом случае демонстративно покинет сессию. Именно поэтому обсуждение данного вопроса перенесли на самый конец заседания. Самое забавное, что единороссы создали славную иллюстрацию к новой поправке: после обеда в зале находилось ровно 23 депутата от ЕР - это то самое большинство в 50% плюс один голос. Этакая дразнилка для депутатов от оппозиции.
Более того: за закон проголосовало, с одной стороны, большинство, а с другой стороны – одна (!) фракция из пяти, что как бы намекает, кому будут нужны временные передачи мандатов. Партия большинства вновь показала, что не готова вести политические переговоры с оппозицией, а, точнее, не видит в этом смысла. А оппозиция вновь проиграла. Просто проиграла, не имея большинства.
В итоге законопроект, еще больше «размазывающий» депутатов с точки зрения политики принят. Говорить об этом - продолжать их «размазывать», причем как представителей власти, так и оппозиции. Получается, что бороться с таким явлением оппозиции можно только одним способом: «ломать» кворум: по правилам, сколько ни передавай мандаты, для начала сессии должно присутствовать 23 депутата. Так что если у «Единой России» будет слишком много прогульщиков, можно останавливать партию власти таким способом. Но вообще, это, признаться, какая-то странная мотивация к работе.
Денис Камалягин (лицо, признанное Минюстом РФ иноагентом)