Новости партнеров
Политика

Проиграть нельзя победить

31.07.2014 17:30|ПсковКомментариев: 162

«История одной смерти, о которой все знали заранее»

Габриэль Гарсиа Маркес

Утром в четверг депутат Псковского областного Собрания, председатель регионального отделения партии «Яблоко» Лев Шлосберг (лицо, признанное Минюстом РФ иноагентом) объявил, что сходит с дистанции губернаторской предвыборной гонки. То, что всё будет именно так, многие эксперты и политобозреватели предрекали достаточно давно - по крайней мере, еще весной этого года. Таким образом, настоящей сенсацией или «бомбой» сегодняшнее известие не назовешь. Вместе с тем даже на фоне других громких политических новостей и неожиданностей этой недели шаг Шлосберга не теряется в общем информационном потоке. Ибо, как все мы понимаем, речь идет не просто об известном и весьма ярком псковском политике, а о фактически единственном либерале и «западнике» среди потенциальных участников выборов, в последние годы позиционирующем себя непримиримым оппонентом «вертикали власти» - от Путина до волостного главы. К тому же сегодняшнему заявлению Льва Марковича - «громкому хлопку дверью» - предшествовали обстоятельства, заставляющие пристально приглядеться к сложившейся ситуации.

Итак, что же произошло и чем объясняется решение Шлосберга? Истеричные возгласы - как вроде такого: «Позор! Демократия в опасности», - так и прямо противоположного: «Так ему и надо, еще чего не хватало - «пятую колонну» пускать на выборы!» - предлагаю оставить завсегдатаем форумов и штатным агитаторам-пропагандистам. Попробуем не предвзято разобраться и рассмотреть известные нам факты.

Причина (или непосредственный повод, назовите, как хотите) отказа от дальнейшей борьбы за губернский пост №1 состоит в том, что Лев Шлосберг не собрал необходимого количества подписей депутатов в городах и районах Псковской области, то есть не преодолел пресловутый муниципальный фильтр. «В течение шести недель наша команда собирала подписи муниципальных депутатов в поддержку моего выдвижения на должность губернатора. Было необходимо собрать 157 подписей. Мы собрали 149... Всего 8 подписей депутатов районных собраний не хватило нам для подачи документов на регистрацию», - разъясняет политик в своем обращении к избирателям под парадоксальным названием «Мы не проиграли. Мы победили».

Относительного того, почему яблочник не сумел собрать необходимого числа подписей, есть несколько основных версий.

Начну с той, что изложена самим, теперь уже бывшим, кандидатом, - условно ее можно назвать «Не пустили» или «Жертва произвола». Данная версия весьма популярна в кругах либеральной публики, находит широкую поддержку в социальных сетях и на интернет-форумах. Вину за недобор подписей Лев Маркович ожидаемо возлагает на региональную власть, которая, по его мнению, испугалась поражения (что у социологов и политологов вызывает естественную усмешку) в том случае, если г-н Шлосберг преодолеет муниципальный фильтр и примет участие в выборах («Мы были способны победить», - убеждает читателей депутат). В связи с этим, по его словам, было принято решение любой ценой не допустить участие оппозиционера в выборах: на депутатов, которые могли бы поставить подписи в его поддержку, оказывалось некое давление - настолько серьезное, что, как следует из обращения, люди «испугались за свою жизнь». Как итог - «срыв открытых выборов губернатора». При этом конкретные факты в сегодняшнем обращении (как и в прошлых воззваниях) не приводятся, о том, что надежды яблочника были на единороссов (то есть представителей конкурентов и главных политических оппонентов!) не говорится, однако всю полноту ответственности за описываемые события и явления Лев Шлосберг возлагает на временно исполняющего обязанности губернатора Андрея Турчака. Справедливости ради тут следует отметить, что в этом отношении местный парламентарий был последователен и ранее пытался подкрепить свои нападки то пересказом общения некоторых депутатов с областными чиновниками, то публикуя в «Живом Журнале» оказавшуюся в его руках некую закрытую презентацию «Выборы губернатора-2014», подготовленную, по сведениям политика-блогера, штабом врио главы региона еще весной (опять же - доказательств этого нет).

Версия номер два может быть обозначена как «Не дотянул» или «Лузер» - ее придерживаются как наблюдатели со стороны, так и многие участники политического процесса, ориентированные на внешнюю, очевидную всем, сторону избирательной кампании. И тут все достаточно просто: Шлосбергу, как и другим кандидатам, надо было собрать 150-157 подписей депутатов, с его слов, он заручился поддержкой лишь 149, а время, отведенное на прохождение этой процедуры, истекло. В общем, кандидат оказался слабоват на оргресурс, не хватило собственных депутатов, авторитетных сторонников «Яблока» в районах, времени, денег, дара убеждения и организаторских способностей, или всего вместе, заключили в политтусовке. Причем, похоже, Лев Маркович будет не один такой: как можно понять из поступающей информации, компанию ему составят и некоторые другие, ранее выдвинувшиеся, кандидаты - пусть и не столь «раскрученные», но также представляющие зарегистрированные российские партии - скажем, бывший глава Гдовского района Виктор Антипов («Рожденные в СССР), председатель регионального отделения Трудовой партии России Игорь Балабуст, претендент от «Гражданской инициативы» Алексей Бурнацев.

Третья версия «Выборы - ничто, имидж - все!» строится на ранее высказывавшейся гипотезе, согласно которой дойти в качестве кандидата до 14 сентября и увидеть в бюллетене для голосования свою фамилию - на самом деле не входило в планы пламенного демократа. Аргументы тут следующие: при непрохождении муниципального фильтра Лев Маркович мог рассчитывать на громкий скандал, внимание к нему федеральных СМИ (что, кстати, уже подтвердил вчерашний эфир оппозиционного телеканала «Дождь» и сообщения в других либеральных СМИ), а также закрепление за собой статуса гонимого властями принципиального оппонента («Жертва произвола»), если не сказать врага, действующей региональной администрации. А вот в случае реального участия в кампании (даже при том, что, по словам Григория Явлинского, выборам в Пскове «Яблоко» придавало «федеральную значимость» и готовилось бросить сюда едва ли не все имеющиеся ресурсы) господин Шлосберг едва ли мог рассчитывать на высокий уровень поддержки по области и на «призовое» итоговое место.

По оценкам экспертов, яблочник почти наверняка уступил бы не только фавориту выборов - врио губернатора, единороссу Турчаку, но и своим коллегам, депутатам областного Собрания и руководителям региональных отделений оппозиционных партий - коммунисту Александру Рогову, справедливороссу Олегу Брячаку и либерал-демократу Сергею Макарченко. В этом случае человеку, сегодня позиционирующему себя в интервью федеральным СМИ – «главным оппонентом», было бы указано его «реальное место». И тогда - никакого громкого пиара, никакого ореола жертвенности, никакого внимания федеральных СМИ. Понятно, что тема шансов на выборах - весьма дискуссионная, «на двух кандидатов три мнения», тут никуда не денешься от пристрастий и сослагательного наклонения. Однако ни ход избирательной кампании-2014, ни итоги предыдущих выборов (в том числе - депутатов регионального парламента в 2011 году), ни другие объективные факторы не дают оснований говорить о том, что яблочник «порвал» бы соперников как тот Тузик грелку. Как-никак существует электоральная статистика, - партия «Яблоко» с момента своего появления в начале 1990-х никогда не получала в масштабах Псковской области и семи процентов. С другой стороны, участие Льва Марковича в выборах, конечно, сделало бы их более представительными и содержательными, кампания объективно была бы ярче и интереснее. Впрочем, у любой медали две стороны: вроде как вынужденно яблочник сошел с дистанции - плохо, появилось больше времени и возможностей заниматься кампаниями по выборам глав районов (голосование здесь пройдет тоже 14 сентября) - хорошо. В конце концов, чтобы в следующий раз пройти злополучный муниципальный фильтр, надо уже сейчас стремиться провести на руководящие должности на местах своих людей.

Разговор о причинах непрохождения г-ном Шлосбергом муниципального фильтра и шире - ситуации, в которой он ныне оказался - неминуемо возвращает нас на несколько месяцев назад, а именно в март этого года. Как уже не раз отмечали политобозреватели ПЛН, своими публичными резко критическими высказываниями по поводу государственной политики и курса Владимира Путина, а также в силу ряда других причин Лев Шлосберг нарвался на ярлыки «Враг народа», «Национал-предатель», «Пятая колонна» и фактически поставил себя вне ряда, за рамки существующей системы. Некоторые наблюдатели даже считают, что данные заявления были сделаны Львом Марковичем осмысленно в расчете на внимание масс-медиа и формирование образа «жертвы путинского режима». Одновременно в непростом положении оказались и оппоненты яблочника из органов власти, в руках которых находится, образно говоря, «контрольный пакет» голосов депутатов, в том числе муниципальных. Уже тогда было понятно, что в любом случае - войдет ли Шлосберг в число зарегистрированных кандидатов (разумеется, при помощи Турчака и Ко, а иначе - никак) или наоборот окажется за бортом - повод для критики будет: либо - «Да что ж это такое: сами ярлыков понавешали, но сквозь муниципальный фильтр просочиться помогли», либо - «поставили подножку, выборы не легитимны» и т.п. Помогать этому противнику не стали (вместе с тем большинству других, насколько известно, подсобили), хотя едва ли не до последнего вероятность такого сценария существовала: тут можно вспомнить предложение вице-губернатора Виктора Остренко, отвечающего в команде главы областной администрации за политику и выборы: мол, если Льву Шлосбергу нужна помощь в прохождении муниципального фильтра - пусть позвонит мне. Яблочник не позвонил, помощи просить не стал. Предпочел - выйти из предвыборного забега и «забить в бубен», возможно как и было изначально запланировано. Свое обращение к массам он завершил обещанием прийти на смену «этой власти» и фразой - «Время все расставит на свои места». На самом деле ничего лучше этого выражения, казалось бы, придумать нельзя. В арсенале журналистов - «мастеров лирической концовки» есть схожий прием - когда вывод не очевиден, ограничиваются банальным и неоспоримым: время покажет. В случае с экс-редактором «Псковской губернии» - можно сказать, время расставит точки над i. Однако эти фразы насколько безупречные и беспроигрышные с точки зрения «неопровержимости», настолько и трафаретно-дежурные, по большому счету, «ни о чем». Можно было бы тогда уж и что-то более яркое сказать - например, «...и на обломках самовластья напишут наши имена»…

Если же принимать во внимание, что речь идет о конкретной избирательной кампании - то, на мой взгляд, уместнее прибегнуть к другому известному выражению «Вскрытие покажет» - вскрытие урн, разумеется. И тут очевидно, что в ночь с 14 на 15 сентября, то есть сразу после оглашения предварительных результатов голосования, благодарить избирателей и делать громкие заявления будут Андрей Турчак, Александр Рогов, Олег Брячак, Сергей Макарченко, возможно, даже кандидат от «коалиции непарламентских партий» Василий Бобалев, но - никак не Лев Шлосберг. И раз так - сомнений относительно того, как расставить запятые в «хитром» предложении, вынесенном в заголовок, лично у меня нет.

Александр Савенко 

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Электронные платежки за ЖКУ хотят распространить на всю страну. Откажитесь ли вы от бумажных в пользу цифровых?
В опросе приняло участие 227 человек
Лента новостей