Жижицкое озеро, расположенное в Куньинском районе, по праву считается «жемчужиной» не только юга Псковской области, но и всего региона в целом. Этот уникальный водоем, являющийся вторым по величине после Псковско-Чудского и занимающий порядка 60 км2, с его многочисленными островами и неповторимым береговым ландшафтом занимает достойное место в категории малых озер России. Неслучайно именно здесь черпал вдохновение великий Мусоргский, усадьба которого располагалась неподалеку в Карево. Нынче Жижицу за ее уникальные песчаные берега называют псковской Юрмалой…
Озеро во все времена славилось рыбой. По видовому составу это самый «разношерстный» псковский водоем. Тут обитает около 25 видов различных пресноводных рыб. Помимо традиционных и широко распространенных, в Жижицком озере можно найти сома, линя, жереха, снетка, голавля, ельца, миногу и угря. Однако славу этого места всегда поддерживал судак. По легенде именно жижицкий судак был любимым блюдом на царском столе, куда его регулярно поставляли наши предки.
Кроме того, есть не предания, а официальная информация насчет «качества породы» этой рыбы. В советское время судаком из Жижицы активно зарыбляли водоемы большой страны. Например, только в 1959-м году в бассейн Верхней Оби (Новосибирское водохранилище) судак был впервые завезен как раз из озера Жижицкое в количестве 2,1 миллиона личинок.
Сегодняшним жителям приозерных деревень не до борьбы за статус «поставщик Кремля». Им бы самим прокормиться. И вовсе не потому, что они вдруг стали неимоверными стяжателями и скрягами. Ларчик открывается проще: запасы судака в Жижицком озере стремительно сокращаются. По мнению куньинцев, происходит это из-за непродуманных действий ответственных лиц, которым, попросту говоря, наплевать на судьбу озера.
Беда промышленного масштаба
Несмотря на то, что водные объекты являются государственной собственностью, органы местного самоуправления Куньинского района постоянно уделяли внимание состоянию и охране Жижицкого озера. Еще в 2006-м году, руководствуясь Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях», районная администрация приняла постановление о признании озера природным комплексом Куньинского района. В соответствии с этим постановлением с целью сохранения «уникального ландшафтного комплекса озера Жижицкое, имеющего научную, эстетическую и историческую ценность» на всей территории комплекса природы запрещалась любая хозяйственная деятельность, угрожающая его сохранению и состоянию.
В связи с этим администрация района просила не производить формирование рыбопромысловых участков на Жижицком и запретить использование акватории озера для промышленного рыболовства. Однако в государственном комитете Псковской области по лицензированию и природопользованию (на тот момент – 2007 год - он так назывался) посчитали, что «запрещать промышленный лов на указанном водоеме нецелесообразно, так как это приведет к ухудшению видового и качественного состава запасов водных биоресурсов». Специалисты комитета уверяли, что ведение промышленного лова рыбы не нанесет никакого ущерба ландшафтному комплексу озера.
Переписка между администрацией Куньинского района и комитетом (который уже успел сменить не только начальника, но и название) продолжалась несколько лет и продолжается. Например, в марте 2010-го местные власти еще раз обращали внимание на то, что «озеро активно подвергается загрязнению нефтепродуктами от резко увеличившегося количества маломерных судов, занятых промышленным ловом». В который раз в письме выражалась просьба принять решение о запрете использования рыбопромысловых участков на Жижицком озере.
В качестве альтернативы администрация района пыталась предложить для промысла другие озера, щедро разбросанные природой в этом краю, но до сих пор на Жижице промышленный лов так и не запрещен.
Варварские методы
Даже если учесть, что действительно вылов определенного количества рыбы необходим для экосистемы, то методы, которыми пользуются современные горе-промысловики на Жижицком озере, просто вселяют дикий ужас. По словам местных жителей, водоем буквально перегорожен сетями. «Если гипотетически захочешь «кинуть» пару сеток, то места, где это можно сделать, не найти», - уверяют в частных беседах куньинские рыболовы-любители. «Да что там говорить, если на центральном плесе, где в советское время и удочкой-то не разрешалось ловить, сегодня можно обнаружить и 200, и даже 300 сетей! Порой сети тянутся сплошняком на протяжении нескольких километров», - возмущаются защитники озера.
При этом если раньше минимальный размер ячеи в сетях был ограничен
Как и на других водоемах области для Жижицкого озера весьма актуальна проблема засорения затопленными лесковыми сетями. Используя преимущественно дешевые сети (которые официально как будто запрещены к продаже, но везде почему-то продаются), браконьеры часто вырезают из них рыбу, а сами сети оставляют в озере. Брошенные сети, как правило, не сразу оседают на дно и продолжают ловить, что представляет большую опасность: происходит загрязнение, как искусственными материалами, так и продуктами разложения пойманной рыбы. В течение многих лет на дно Жижицкого озера ежегодно оседали и оседают сотни таких сетей. Наибольшая концентрация их наблюдается на нерестовых участках, в районах зимовальных ям, а также на путях миграции основных промысловых видов рыб.
Контроль - дело тонкое
Отдел госконтроля, надзора и рыбоохраны по Псковской области, расположенный в Великих Луках, насчитывает всего 6 сотрудников. При этом в зону ответственности инспекторов входит половина районов Псковской области: от Новгородки до границы с Белоруссией, Тверской и Смоленской областями. Как шесть (!) человек с этим управляются, и можно ли этими силами организовать качественный контроль на подведомственных водоемах, большой вопрос.
Между тем, в великолукской инспекции рыбоохраны уверяют, что ситуация под контролем. Причем, Жижицкое озеро контролируется лучше, где не было бы. Там, дескать, есть конкретный человек, который за всем следит. А то, что у этого конкретного человека, порой элементарно не хватает бензина, чтобы объехать основную часть озера, никто особо не распространяется.
Симптоматично, что в самом государственном комитете Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды понимают, что ситуация на местных озерах фактически неконтролируема. Так, в плане действий комитета на 2011 год, опубликованном на официальном сайте, среди основных проблем признаются: «низкая эффективность контроля за ходом промысла и за транспортировкой рыбы. В настоящее время в связи с постоянными административными изменениями в рыбной отрасли финансирование деятельности отдела рыбоохраны по Псковской области не позволяет эффективно осуществлять полномочия по контролю соблюдения законодательства в сфере водных биоресурсов. Объем фактического изъятия водных биоресурсов превышает данные статистики по освоению национальной квоты. При этом большое количество водных биоресурсов вылавливается нелегально, без разрешений на вылов, а также возможно в результате сокрытия уловов промысловиками, ведущими вылов по разрешениям».
Цитата пространная, но она как нельзя лучше характеризует общую ситуацию. В великолукском отделе инспекции рыбоохраны официально называют информацию о том, что биоресурсы Жижицкого озера находятся на грани исчезновения, «глупостями и неправдой». Вместе с тем в приватных разговорах признаются, что подробных исследований на водоеме соответствующими структурами – ГосНИОРХом (Государственный научно-исследовательский институт озерного и речного рыбного хозяйства) -не проводилось уже лет десять…
Скажи мне, кто ты – получишь квоты
Удивительное дело, но в администрации Куньинского района затрудняются назвать точное число предпринимателей, у кого получены квоты на вылов на рыбопромысловых участках Жижицкого озера. По закону, это прерогатива государственного комитета. Ставить в известность местные власти, они то ли не считают нужным, то ли еще что. О том, кто и как получают эти квоты, складываются легенды. Формально заявку на их получение может оформить любой желающий, но знающие люди намекают, что здесь все не так просто. По неподтвержденным данным, сейчас официально зарегистрированное число промысловиков на озере колеблется от 20 до 30.
На каком основании определяется общая квота на конкретное озеро, тоже не ясно, поскольку, как отмечалось выше, никаких научных изысканий потенциала Жижицкого озера не было давным-давно. Назначать эти квоты на основании так называемых многолетних данных – как это делается сейчас - по здравому смыслу, не выход. Ведь если зарыбление водоема не производится, как можно утверждать, что объемы того же судака в Жижице такие же, как 7-8 лет назад? Если его каждый день безбожно вылавливают. Он что, из ничего нарождается?!
Вызывает вопросы и адекватность утвержденных на сегодня размеров оплаты за получение квот. Например, если предприниматель планирует за сезон условно выловить тонну судака, то он должен заплатить государству… 1000 рублей. То есть, всего по рублю за килограмм! Для справки: цена кг судака в магазине или на рынке – 250-300 рублей. Хотите еще улыбнуться? За килограмм леща надо заплатить всего 20 копеек!
Ловить нельзя запретить
Где в этом утверждении поставить запятую? Выход из сложившейся ситуации, наверное, не может быть однозначным. Подавляющее большинство жителей Куньинского района выступают за полное прекращение промышленного на Жижицком озере на период от 3 до 5 лет. За это время полагают они, произойдет самовосстановление рыбной экосистемы.
Другой подход – «не рубить с плеча», а досконально и спокойно еще раз изучить ситуацию. Если и продолжать ловить на Жижицком озере, то этот процесс должен жестко регламентироваться и контролироваться. Все-таки, водоем этот не рядовой.
В любом случае, пускать в дальнейшем развитие ситуации на самотек не представляется продуктивным. Жижицкое озеро заслуживает того, чтобы к нему относились достойно и рачительно.
Елена Иванова
Кунья - Великие Луки, специально для ПЛН
Фото: www.ozera-info.ru