За последние несколько лет в Пскове открылось немало новых торговых площадей. В частности, около полугода назад распахнул двери новый торгово-офисный центр «Меркурий». Владелец центра, генеральный директор ООО «Гарант-Инвест» Игорь Шаталов раскрыл секреты правильных торговых площадей.
- Игорь Васильевич, какова ситуация в вашем рыночном сегменте сейчас? Что мешает и что помогает вам в работе?
- Во-первых, скажу о том, что конкуренция в нашем сегменте достаточно высока, так как ежегодно строятся и вводятся в эксплуатацию новые торговые площади. При этом численность населения Пскова не увеличивается, а остается на старой планке. Следовательно, деловая активность остается на прежнем уровне.
Что касается второго вопроса, то мешает работать происходящее сейчас небольшое снижение деловой активности из-за того, что в сегменте индивидуальных предпринимателей изменилось налогообложение. А помогает работать наша профессиональная команда, которая грамотно расставляет нужные акценты в работе с арендаторами.
- Какие перспективы открывает для коммерческой недвижимости приход новых ритейлеров?
- Новые ритейлеры – это новый ассортимент товаров и услуг, что, конечно, позитивно сказывается на популярности торговых комплексов.
- Это интересно до бесконечности или есть какой-то предел, когда вы скажете – нет, спасибо, не надо?
- Нет, такого, конечно, не будет. В зависимости от спроса формат может несколько меняться. Поэтому мы держим руку на пульсе – следим, что требуется. Так, чтобы привлечь клиентов.
- Не секрет, что магазинов в Пскове много. И все же, может, чего-то не хватает?
- Я считаю, что торговых площадей сейчас достаточно. Единственное, чего очень бы хотелось - чтобы в Пскове появились современные парки с аттракционами и выросло количество кинотеатров. Многие псковичи выезжают в другие города, за границу и видят, что там есть куда сходить. А у нас, к сожалению, аттракционов как таковых не существует, а если и есть, то старые. Поэтому в первую очередь, хотелось бы этот сегмент развлечений поднять. Ну, и кинотеатры наши, на мой взгляд, оставляют желать лучшего.
- Скажите, от чего зависит успех торговой площади? Бывает так – магазины построены, а покупателей нет.
- Когда мы строили наш торгово-офисный центр, сначала ориентировались на место, где он будет расположен. А потом уже думали, какой здесь нужен формат, какой проходимости следует ожидать. Для этого мы обратились к специалистам из Москвы. Одна из ведущих столичных компаний определила тот формат, который требуется именно в этом месте. К сожалению, некоторые торговые центры не делают этого. В результате человек приходит и не находит в центре ожидаемого. Так торговый комплекс получается невостребованным. Поэтому очень важно знать, каковы потребности покупателей в том или ином районе.
- Почему вы решили участвовать в премии «Status Media 2012»?
- Во-первых, ради рекламы. Реклама – это продвижение компании, освещение деятельности торгового центра для привлечения новых клиентов. Я, конечно, забочусь о том, чтобы нас услышали, чтобы к нам пришли. Если потребителю понравится, мы будем рады. И предпочтения покупателей мы тоже внимательно отслеживаем. Если происходит спад популярности торгового центра, то нужно принимать какие-то меры, вводить новые форматы. Например, у нас в торговом центре есть единственное в городе антикафе. Туда приходят молодые люди отдохнуть, попить чай и кофе. Молодежь может интересно провести время без алкоголя и табака. Это, безусловно, хорошо как для родителей, так и для подростков. Это совсем новый и интересный формат. Также популярен отдел «Грядка». Это необычные сувениры. Когда человек не знает, что купить, он идет к нам и без покупки не уходит. Там есть, что выбрать!
- Каким бы вы хотели видеть своего покупателя?
- Покупатель интересен любой. У нас широкий ассортимент. Хотя, конечно, до гипермаркета нам далеко. Но на этом перекрестке, конкретно в этом месте, идет поток людей с работы, на работу… Кто-то спешит на обед или с него. Люди заходят в наш центр, чтобы что-то приобрести, потратив при этом совсем немного времени. Это удобно, мне кажется. Моя семья тоже приобретает здесь некоторые вещи.
- А каким образом вы набирали рабочий персонал?
- Подбором продавцов мы не занимаемся. Это уже задача арендаторов. А мы определяли концепцию центра – на каком этаже что расположить. Поэтому, не буду скрывать, у нас были арендаторы, которым приходилось отказывать для того, чтобы выдержать выбранную нами концепцию, соблюсти формат. Иногда приходилось терять прибыль, заполняя комплекс медленнее, чем это можно было сделать. Но я об этом абсолютно не жалею. Наши надежды полностью оправдались, причем быстрее, чем мы того ожидали.
- Каковы ваши планы на будущее?
- Как я уже говорил, у нас большой холдинг. Мы занимаемся и капитальным строительством. Когда мы только начинали нашу работу, изучали опыт соседних стран, в частности, Эстонии, учились, как сделать некоторые виды строительных работ более дешевыми и при этом более качественными. Кроме того, люди сейчас живут лучше, чем раньше. Надо смотреть не внутри города, что выгодно строителю, а за его пределы. Я имею в виду частный сектор. Но смотреть нужно «снизу доверху»: тем, у кого немного денег - предложить хороший продукт за небольшие деньги; тем, кто может позволить большее - давать более дорогое и качественное соответственно.
- Чем должны руководствоваться псковичи, которые голосуют за участников премии?
- Есть один критерий, как мне кажется: или хорошо, или плохо. Поэтому каждый выберет сам, что он решит.
- А какой тогда должна быть, на ваш взгляд, компания-победитель?
- Компания-победитель должна быть новой. Она должна дать то, чего у нас нет в городе. Это и есть достижение на рынке. Если ты открываешь то, что уже есть рядом, можно было бы и не начинать этого дела – ты прогоришь. Все компании, которые хотят выживать, работать и развиваться, зарабатывать капитал, должны просыпаться утром с новой идеей. Как говорят американцы, если ты утром проснулся с новой идеей, будешь богатым к обеду. Идей много, потихоньку мы стараемся их реализовывать.
- Совсем скоро церемония награждения. Какой она вам представляется?
- Хотелось бы, чтобы были и неформальная, и официальная часть. Я думаю, что это будет правильно. Потому что если сжимать премию в какие-то рамки, то присутствующим будет не очень комфортно.
- Ваши пожелания организаторам премии и участникам, вашим конкурентам.
- Пожелания у меня самые теплые. Не зря мы обратились к вам. Желаем вам не останавливаться на достигнутом, двигаться дальше и завоевывать свои определенные позиции. Поэтому я считаю, что это правильно и хорошо.
А конкурентам могу пожелать идти только вперед, назад никогда не оглядываться. Потому что есть такое учение: тот человек, который оглядывается назад, в конце концов останавливается. Поэтому и желаю конкурентам двигаться вперед, ну и я буду стараться не отставать.
Беседовала Наталья Меланьина
Напомним, торгово-офисный центр «Меркурий» номинирован на V ежегодную региональную премию достижений «Status Media-2012» в категории «Перспектива». Также в этой номинации представлены ББР Банк (ЗАО) и компания ООО «ПрофТрейд».
Имена победителей премии «Status Media-2012» зависят от результатов SMS- и интернет-голосования читателей Псковской Ленты Новостей и Центра Деловой Информации. Голоса, поданные на двух сайтах, будут суммироваться и учитываться в общем итоговом решении экспертной комиссии и редакции ПЛН. Момент завершения голосования – 15 февраля, в 17 часов.
Объявление результатов и церемония награждения победителей состоится 15 февраля в гигант-холле «Пароход». Специальными гостями праздника станет звезда телепроекта «Голос» великолучанка Анастасия Спиридонова и трио LosDevchatos в сопровождении известного коллектива JazzParkingBand (6+).
Премия «Status Media» была учреждена в 2008 году Псковской Лентой Новостей для того, чтобы представить псковичам людей и организации, достигших больших успехов в экономической, политической, общественной, культурной и спортивной жизни региона. Она является первой подобной премией в регионе. Многие псковские политики, общественные деятели, представители бизнеса уже имеют статуэтки «Status Media».
Официальными спонсорами премии «Status Media-2012» выступают холдинг NPN и магазин строительных материалов «Резонанс-Котово».
Официальным партнером премии является Торгово-промышленная палата Псковской области.
Медиа-партнер премии - телеканал «РЕН Псков».
Информационная поддержка - Центр Деловой Информации.