Вчера, в канун дня памяти Пушкина, в государственном музее-заповедник
Сцена из спектакля «Маскарад»
Это был очень странный Арбенин и очень страшный маскарад. Пожалуй, впервые так безотносительно, так однозначно романтический «убийца из страсти», несчастный сын XIX столетья предстал перед нами законченным злодеем века XXI. «Адское презренье ко всему». «Краткий союз с добродетелью», если и случался когда-то, то давно расторгнут - в одностороннем порядке прекращён за ненадобностью, невозможностью, etcetera. И «маскерад» гремит утомительной механической музыкой, а страсти - мертвы и выпадают случайно, как карты в хорошо перетасованной судьбой колоде. «Рок мечет, мы играем», - кричат герои драмы Лермонтова. Карта налево, карта направо, ах, Ваша дама бита, мертва, отравлена. Игрок огорчён: не смертью женщины, которой он клялся в любви, - проигрышем, и от огорчения сам может умереть, не правда ли? Впрочем, вызванный к Арбенину и потрясённый всем увиденным доктор ставит диагноз: «…если он сойдёт с ума, то я за жизнь его ручаюсь». Невзрачный, не пафосный такой доктор не претендует на роль пророка, но Арбенин - маска времени и мира в этом маскараде. И они выживут…
Арбенин (Денис Волков) и Нина (Александра Овчинникова)
Это, повторим, был странный Арбенин. В конце спектакля - этого страшного маскарада - он, безумный, легко переоделся… в пушкинского Сальери (письмо с признанием смято и заправлено за воротник, как салфетка перед ужином в трактире «У золотого льва»). И перебирая пальцами (пресловутая послушная, сухая беглость…) заставил вспомнить другой спектакль Рецептера, где вместо музыки в сцене отравителя и отравленного тоже - была тишина.
Арбенин-Сальери
В канун дня памяти Пушкина этот спектакль непременно нужно было увидеть…
Лидия Токарева, фото Натальи Алексеевой