Он подал ей манто. Она не надела его, а лишь накинула на плечи. Это была дешевая норка, возможно даже имитация, но на ней такой мех казался дорогим. Смотрится дешево только то, что носишь без чувства уверенности в себе. Ему не раз случалось видеть королевские соболя, которые казались совсем дешевыми.
Э.Ремарк, «Триумфальная арка»
Вы когда-нибудь думали, какая причинно-следственная взаимосвязь между «хорошо выгляжу» и «хорошо себя чувствую»? Ответ неочевиден. Давайте разберем основные психологические моменты.
Образ «Я»
В психологии есть понятие об образе «Я». В самой распространенной классификации существует 3 вида «Я»: идеальное, реальное и зеркальное. Я-идеальное это то состояние, в котором мы хотим оказаться, то, к чему мы хотим стремиться. Я-реальное – то, как мы себя ощущаем. Каждый человек стремиться сблизить себя реального с собой идеальным. Как это сделать? Самое простое - внешность. Если вы спите и видите себя примой-балериной, но при этом никогда не посещали танцевальный класс, то, боюсь, сблизить реальность с идеалом не получится. Но вы всегда можете надеть пышную юбку и элегантную обувь со шнуровкой!
Часто, Я-идеальное диктует нам мода. Девочка-подросток Твигги или пышные формы и белые локоны Мэрилин Монро? Я-идеальное далеко не всегда связано с внешностью, чаще это некий социальный стереотип: женщина-домохозяйка или бизнес-леди, например.
Современный социальный стереотип идеального женского образа - это активная, целеустремленная женщина, успешная на работе и дома.
Я-зеркальное - это то, как нас видят окружающие люди. Мы все помним Голого Короля, верные подданные которого боялись озвучить свое мнение относительно его вида и Я-зеркальное не прозвучало.
Самый лучший случай - совпадение всех трех «Я» в одном. В этом случае мы получаем равенство между внутренними ощущениями и внешним эффектом.
Соответствие ситуации, возрасту и стилю
Вряд ли можно комфортно чувствовать себя в спортивном костюме на новогоднем гала-ужине, да и в турпоход не стоит обувать туфли на шпильке. Каждая женщина стремится к индивидуальности, при этом она оценивает ситуацию. Закон групповой динамики говорит нам о том, что люди склонны искать похожих на себя и поддерживать единое мнение. Это подтверждается множеством тестов и исследований. Мы становимся перед дилеммой: быть, как все, или ярко демонстрировать индивидуальность. Мода, тенденции сезона, рекомендации стилистов дают нам возможность ориентироваться в ситуации. Ни один модный журнал или авторитетный автор не возьмется утверждать, как именно нужно, они задают некую форму, которую каждый сам заполняет содержанием.
Это наш стиль. Стиль может быть нашим индивидуальным и соответствующим ситуации. Наш индивидуальный стиль складывается из мелочей: предпочтение по цветам и тканям, любимые аксессуары и особый способ повязывания шарфа. Другое дело - классический костюм в офисе и длинное платье на премьере нового спектакля.
Возраст, конечно, имеет важное значение. Элегантная дама 40 лет вряд ли подчеркнет свои достоинства коротенькой джинсовой мини-юбкой и топом с глубоким вырезом, а семнадцатилетняя девушка - глухим черным платьем и строгой прической.
Образ современной деловой женщины (Коллекция Steilmann SS11)
Демонстративное потребление
Еще в 19 веке экономист Торстейн Веблен ввел понятие «демонстративное потребление». Они описал его как стремление покупать все более и более дорогие товары для подтверждения своей платежеспособности. Господин Веблен стал фактически пророком 90-х в России.
Анекдот по мотивам Веблена:
Встречаются два новых русских:
- Я тут галстук себе за штуку баксов купил!
- Ты чё? Совсем с ума сошел? За углом точно такой же за полторы продается!
Феномен, конечно, остался. (В противном случае сложно представить, зачем кому-то может понадобиться дорогой спортивный автомобиль в уездном городе N.). Но потребители стали более разборчивыми и ориентируется не на модный лейбл, а на стиль, качество, адекватность своему гардеробу.
Распространение информации о люксовых брендах и формирование стереотипов привело к новому тренду: социальной мобильности. «Бренд приближает к высшему обществу», -таким может быть лозунг китайских производителей телефонов Vertu. Есть другой вариант: купить одну брендовую вещь и носить ее лейблом наружу.
Идеальный вариант ношения одежды складывается из слов классика о прекрасных мыслях, душе и теле. Антон Павлович знал толк в психологии. Действительно, понимание себя, своих стремлений и потребностей, оценка ситуации и собственных желаний, - обязательные атрибуты гармоничной личности.
Быть романтичной или эпатажной – выбирать Вам!
Коллекции одежды лучших европейских брендов представлены в магазине «Мода-Центр» по адресу: Рижский пр., 5а.
Ведущая рубрики «Модный блог», руководитель отдела маркетинга Торгового дома «Мода-Центр» Екатерина Шоман