Новости партнеров
Oбозрения

Культобзор: о «не фонтанном» Шостаковиче, чёрных снах и артобстреле на поражение

01.10.2011 23:59|ПсковКомментариев: 0

Самым ярким событием последней декады сентября, да и всего минувшего месяца, вне сомнения, стал фестиваль Crescendo в Пскове.


 

Третий раз этот фестиваль молодых музыкантов начинает своё восхождение по России и миру именно из Пскова, и на этот раз «отцы-устроители» Crescendo, народный артист России, лауреат Государственной премии России Денис Мацуев и Давид Смелянский вновь заверили псковичей, что так будет и впредь. В течение трёх «дней по нарастающей» Денис Мацуев как минимум дважды публично (на пресс-конференции, предваряющей первый вечер Crescendo и со сцены филармонического концертного зала) заявил, что до 2015 года в его плотном гастрольном графике пять дней второй половины сентября уже отданы. Цитирую: «нашему любимому Пскову.

Ничего, кроме правды!

Едва ли станут сколько-нибудь новыми любые восторженные слова о Crescendo: высочайший уровень фестиваля – его норма, и наше счастье, что Псков может принимать таких исполнителей как Денис Мацуев и Юрий Башмет с его замечательно выученным оркестром «Новая Россия». Уже в первый день фестиваля стало ясно, что даже в, казалось бы, знакомой музыке псковичей ждут открытия. И первым в этом «новостном» ряду стала Праздничная увертюра русского советского классика Дмитрия Шостаковича.

Явление Шостаковича на фестивале не было, как можно бы было предположить, некой формальной данью «круглой дате» (два произведения великого композитора оказались в программе как раз за день до 105-летия). Чуткий к настроению людей, к тому, что происходит сейчас в России, в культуре, в нашей жизни, Башмет сыграл Праздничную увертюру не так уж и празднично. Сыграл так, что разгул стихий явно слышался в этой, «по определению» бравурной музыке, написанной Шостаковичем в 1954 году, к открытию Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, а ещё точнее, – для первого в СССР музыкального фонтана на ВСХВ (более привычно: ВДНХ).

После такого «предисловия» куда острее, чем даже задумал композитор, в исполнении Дениса Мацуева, Юрия Башмета и музыкантов «Новой России» прозвучал Первый концерт для фортепиано с оркестром. В отличие от Праздничной увертюры это раннее, очень ироничное сочинение Шостаковича - своего рода пародия композитора на себя самого, вынужденного служить тапёром в кинотеатре и играть «мурку» на потребу «самой демократичной» публике. Ритмично-танцевальную «мишуру» то и дело прерывают лирические голоса – то это монолог солирующей трубы (блистательное соло Сергея Стрищенко!), то несколько фраз «от лица» первой виолончели, «киношным приёмом» выхваченной из оркестровой массы. А то и сам, только что «упражнявшийся в демократии» рояль вдруг позволяет себе – правду, правду и ничего кроме правды…

Стоило ли удивляться, что и Пятая симфония Чайковского потом была сыграна так, что все маршевые эпизоды, все победительные шествия вязли и замирали, и бесприютная стихия, неустроенность, которая всегда, неким подтекстом, есть даже в самых светлых темах Чайковского, выходила на первый план. И оркестр, тонко градирующий все оттенки смысла, абсолютно послушный воле «не классического» дирижера, был выше всех похвал.

Много самых лестных наблюдений можно было бы высказать и об остальных концертах фестиваля, и о том замечательном разговоре, который в третий день Crescendo сложился между музыкантами приезжими и музыкантами псковскими: на пресс-конференцию со скрипачкой-виртуозом Алёной Баевой, виолончелистом Сергеем Антоновым и руководителем Российского оркестра роговой музыки Сергеем Поляничко пригласили педагогов и студентов из областного колледжа искусств, и разговор получил дополнительные темы и смыслы.

Смыслы – главное, пожалуй, здесь слово. Заявленный, как фестиваль, открывающий молодые имена, Crescendo, к счастью, менее всего оказывается парадом молодых виртуозов. Почти за каждым выступлением здесь – колоссальная работа живой мысли. Ярчайшие примеры тому – гобойный концерт Андрея Эшпая, очень умно сыгранный Татьяной Маляровой или выступление виолончелиста Сергея Антонова, выбравшего для псковского фестиваля редко исполняемый Концерт-балладу Глазунова. Нет, виртуозное, абсолютное владение инструментом, а с ним и яркая исполнительская индивидуальность, личностное начало, разумеется, были и здесь, более того – подразумевались, как обязательное условие, но никак уж не были поставлены во главу угла.

Никаких классических амбиций: не просто звёздного уровня исполнители выходили на фестивальную сцену, но, прежде всего, наши современники и соотечественники.

«проснись это я долгожданная осень твоя…»

К сожалению, собирающаяся в воскресенье на музыкальный фестиваль публика никак не успевала на поэтический вечер в Псковской центральной библиотеке на Конной. Там представляли «Улицу сна» – сборник московско-псковского поэта Артёма Тасалова, человека необычного. Москвич по рождению, юношей, в 70-х, он приехал в Псков учиться, довольно легко поступил в педагогический, тогда ещё институт, на естественно-географический факультет. Так они и сроднились – город и начинающий поэт-нонконформист, и теперь Артём Тасалов живёт «между Псковом и Москвой», именно в таком порядке.

Именно в Пскове поэт решил устроить и эту презентацию-«прощальную встречу», ибо, как заявил, писать стихов больше не будет: настоящая поэзия требует слишком много сил, а «караул устал». На ремарку о том, что стихи его уж больно «черны», ответил вполне ожидаемым, что в темноте, дескать, луч света ярче.

Основное назначение поэта, полагает Артём Владимирович, в том, чтобы будить в человеке тоску по прекрасному. Именно благодаря этому «…мы, полумертвые в серых своих буднях и непрестанных заботах и омрачениях, просыпаемся в своих снах и отзываемся им (поэтам. – А.Е.) в ответ той жизнью, что живёт, оказывается, и в нас, как угли под хладным пеплом прошедших дней». Основной бедой нынешней литературы в целом и поэзии, в частности, считает то, что от политики и даже жизни с её проблемами современное искусство слова ушло, а до мифа так и не дотянулось…

На вечере в библиотеке на Конной прозвучало много стихов из последней (автор настаивает, именно последней) книги. Их читали: и сам поэт Артём Тасалов, и профессиональная актриса, артистка Псковсого академического театра драмы Нина Семёнова, и актёры народного «Театра слова», ученики Леонида Изотова.

И без разделительных запятых и точек – не всегда получалось

Артподготовка

Не при самом большом скоплении народа (вдобавок, кажется, практически в отсутствии анонсов) прошло и открытие традиционной областной выставки «Осенний вернисаж». В выставочном зале Псковского областного отделения Союза художников на Ленина, 1, сейчас экспонируют более 70 работ, в основном, нынешнего года. Какой-либо общей темы у выставки нет, по большей части здесь можно увидеть пейзажи Пскова да Изборска с окрестностями, – материал, традиционно дающий художникам темы: чаще для рядовой работы, иногда – для подлинных открытий.

Работы, выставленные в зале на Ленина, интересно будет сравнить с тем, что вынесут на суд зрителя псковские же авторы – участники большого октябрьского фестиваля современного искусства. Организатором и главным «вечным двигателем» фестиваля (добавим, – автором проекта, выигравшего областной грант) стал художник Илья Сёмин, который устал уже, кажется, говорить, что интересных художников в Пскове и области достаточно, но выставки проходят до обидного неяркие и незаметные. В анонсах этого Аrtiliart’а – 18 вернисажей-залпов с периодичностью раз в три дня и большой список имён – псковских и дружественных Пскову. Проводить фестиваль будут в выставочном зале Областного центра народного творчества – выбор, конечно, несколько неожиданный, но зал в ОЦНТ замечательный, очень светлый, да и место само – удивительное.

Точнее, созданное, чтобы удивлять.

Алина Егорова, специально для Псковской Ленты Новостей.

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Электронные платежки за ЖКУ хотят распространить на всю страну. Откажитесь ли вы от бумажных в пользу цифровых?
В опросе приняло участие 237 человек
Лента новостей