Новости партнеров
Культура

Культобзор: провинциальный портрет

15.04.2014 16:03|ПсковКомментариев: 0

Мы очень богатые, - всё, что было у нас на этой неделе, неоспоримо об этом свидетельствует: мы очень богатые, если только хотим - быть богатыми… 

Книга и полцарства

Уже сегодня, например, в областной научной библиотеке начал работу большой книжный форум - XI Международный «Русский Запад». С утра здесь развёрнута презентация-ярмарка издательств, выпускающих традиционные бумажные книги, какие-то четверть века назад любой хоть сколько-нибудь грамотный человек полцарства бы отдал за сотую часть представленного в этих «развалах», но только не было тогда ни книг, ни - чего уж там - половины царства… Ещё больше - книг, документов, зачастую уникальных предлагают сегодняшнему человеку читающему разного рода ресурсы: электронные и, опять же, «бумажные» библиотеки, виртуальные и реальные музеи. О многих из них сегодня также говорили на «Русском Западе» в ходе научно-практического семинара «Краеведческая деятельность библиотек».  В программе форума - представление местной печатной продукции - в лучших своих образцах она не хуже, а то и лучше столичных изданий. А ещё встречи с писателями из России и сопредельных государств, лекции, круглый стол…        

Боевое построение

Из областного центра - в районы. Значительным культурным событием для жителей Струг Красных стал десант музейщиков из Псковского музея-заповедника - в рамках Года культуры в Российской Федерации здесь претворяют в жизнь большой образовательный проект, цель которого - познакомить с отдельными коллекциями из богатейшего собрания музея, заинтересовать, начать работу по формированию художественного вкуса, наконец. Скажем сразу, что за одним таким «музейным днём» удалось «охватить» почти 800 школьников от мала до велика - число для района очень значительное!

В Струги Красные псковичи привезли сразу несколько выставок - пейзажи, запечатлевшие красоту родного края, жанровые полотна, рассказывающие в деталях о том, как жили наши предки, как были обустроены их дома.

Особая коллекция, которой музей по праву гордится, -  так называемые «провинциальные портреты», изображения  именитых псковичей, написанные в конце XVIII - XIX века. Иногда эти портреты писали столичные живописцы. В одних случаях они сами приезжали по приглашению в провинциальные усадьбы, в других - псковские помещики, будучи в столице, позировали там, причём портретисты, в большинстве случаев, были художниками «средней руки» - заказать картину модному или именитому мастеру не всегда позволяли доходы заказчиков.  Порой портреты были писаны и вовсе домашними, крепостными художниками - людьми далеко не бесталанными. А в отдельных случаях просвещённые помещики сами брали в руки кисть и вставали за мольберт…  Словом, - повторим, - эта коллекция Псковского музея очень интересна: во всех отношениях, как для профессионалов, так и для тех, кто только начинает знакомиться и историей родного края. Для стругокрасненских школьников портретный ряд из XVIII-XIX века дополнили ещё и произведениями современных мастеров - Петра Оссовского, например. И рассказали, как из века в век менялся портрет. Вслед за человеком менялся, разумеется.  

Провели музейщики для школьников и несколько интерактивных программ.  («Как во Пскове торговали» - на материалах XV-XVII веков, об основных мерах веса и длины, о товарах и ценах; «Псковская модница» - о ремёслах, бытовавших на Псковщине в XIII-XIV столетиях,  вкупе с мастер-классом по ткачеству;    «Мир русского дома»). Особенно живо школьники восприняли интерактивную программу «Старая крепость», в ходе которой можно было не только узнать нечто новое из истории - истории воинского дела и истории оружия, в частности, - но и проявить смекалку, силу, ловкость, а ещё умение соблюдать дисциплину и действовать в согласии с товарищами. Мальчишки, да и девчонки с ними наравне, с удовольствием поучаствовали в мини-реконструкции - боевом построении русичей…

Интерактивную программу «Старая крепость» проводит Никита Подлинев. Фото с сайта псковского музея-заповедника

Ремарка «в строку»: об исторической реконструкции, как об одном из самых эффектных и эффективных способов передачи/получения исторических знаний говорили на этой неделе и в Государственном музее-заповеднике А.С. Пушкина «Михайловское». Здесь провели большой - двухдневный, с выездом к местам воинских захоронений - круглый стол к 70-летию освобождения Пушкиногорского района от немецко-фашистских захватчиков. Разговор за круглым столом шёл, в основном, о том, что вести патриотическое воспитание нужно не только среди подрастающего поколения, но - в первую голову! - среди  взрослых. Все высокие и умные слова - пустой звук, когда дети видят, что могилы павших бойцов в запустении, что о подвиге советских солдат чиновники, по сути олицетворяющие в глазах людей государство, вспоминают только к дням воинской славы, а субботники по благоустройству мест захоронения проводят в рабочее время, то есть за зарплату.

Среди предложений, прозвучавших в выступлениях, было и предложение отметить день освобождения посёлка, в том числе, и реконструкцией какого-либо из фрагментов сражения на Стрежнёвском плацдарме. Озвучил это предложение Вячеслав Терентьев, кандидат исторических наук, сотрудник Историко-технического музея в Санкт-Петербургском политехническом университете.

На разрыв шаблона

И о самом-самом. Великолепный концерт в эти дни прошёл в Псковской областной филармонии. Музыканты из Швейцарии - известнейшее инструментальное трио Plaistow - в очень впечатляющее по своей плотности и «разбросу» русское турне (9 апреля - Протвино, 10-е - Новосибирск, 11-е и 12-е - Красноярск и Томск, 13 апреля - Санкт-Петербург, 16-е - Чебоксары, 17-е - Казань, 18-е и 19-е - Москва и Дубна…) включили и Псков, «на разрыв шаблона», что называется.

Тем, кто слушал Plaistow только в электронном варианте: вживую это звучит во много раз сильнее. Парни на обычных, в общем-то, инструментах играют очень непривычную для нас музыку. Академический авангард - услужливо подсказывает афиша (слово «джаз», даже с оговоркой «новый», только дезориентирует слушателя, настроенного на классику жанра и на классику вообще). Иногда кажется, что музыканты оперируют энергией в чистом виде. Практически отказываясь от мелодического начала, они работают фактурой (или как сейчас часто говорят - текстурой), всегда постепенно, акустически и гармонически очень логично уплотняя её до предела. Или, наоборот, утончая: кажется, что тише уже нельзя, но за звуком томящим, висящим в воздухе дюжину секунд, рождается ещё более разреженный...

За сложнейшей импровизацией (она, кажется, только и остаётся здесь от джаза, да и то, по признаниям музыкантов «пятьдесят на пятьдесят»), за техническими приёмами, которые под силу только виртуозам высочайшего класса (одна игра тембрами, которой «развлекается» Йохан Буркенез на совершенно, казалось бы, неприспособленном для этого рояле стоит отдельной развёрнутой рецензии, то же - о технике басиста Венсана Руиса и ударника Сирила Бонди), - так вот, за всеми этими «только средствами» встаёт как живой человек XXI века. Тот самый, вынужденный большую часть своего времени проводить перед монитором, в виртуальном пространстве. Да и «в реале» живущий в пространстве искусственном, в жадном смоге мегаполиса. Тот самый человек XXI века: уже почти без души, и при этом, парадоксально, с душой глубины невероятной, с тончайшими не просто чувствами - мириадами оттенков чувств.

Фото с официального сайта Plaistow.

И - отдельное спасибо областной филармонии, решившейся на такой шаг. Элитная в своём роде, рассчитанная не на филармоническую в узком смысле слова и уж вовсе не на широкую публику (хотя, ещё раз - фантастическая по силе мысли и энергетике) музыка не предполагала ни полного зала, ни хоть сколько-нибудь приличного сбора. Но концерт состоялся.

Нужно заметить, что псковская филармоническая афиша последних двух, как минимум лет, вообще очень хороша в том плане, что представляет интересы практически всех горожан. Не надо заглядывать далеко: в афише только за два последних месяц для почитателей классики - «Царская невеста» с прекрасными солистами и фортепианный концерт из произведений Шопена, тут же петербургская оперетта с «Сильвой» и «Жизель» в постановке «Классического русского балета». Для любителей эстрады самых разных направлений - выступления «Непары», Рогожина, Зары, Ваенги, балета «Тодес», наконец, ещё, ещё, ещё. Для  тех, кому по душе народная музыка, - концерт Национального академического оркестра народных инструментов России имени Осипова. В афише представлена самая современная - остросовременная  - мировая музыка: сейчас вот слушали Plaistow из Швейцарии, а к концу апреля ждём пианистку и композитора Кейко Мацуи из Японии. Не обойдены вниманием и псковские исполнители, филармонический симфонический оркестр, вокалисты; а буквально десять дней назад филармония предоставила сцену оркестру Псковского детского дома «Геликон» для их юбилейного концерта. Ещё раз - это неполный, далеко не полный перечень всех концертов, программ и представлений за март-апрель. Словом, все звуки мира у ног псковского меломана. При этом в большинстве своём - в очень качественном, а то и просто в лучшем в своей жанровой нише исполнении.       

Только слушай!

Лидия Токарева, специально для Псковской Ленты Новостей

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Затронул ли вас коронавирус?
В опросе приняло участие 67 человек

Коронавирус

Лента новостей
30
Ваш браузер использует блокировщик рекламы.
Он мешает корректной работе сайта.
Для того, чтобы этого избежать добавьте наш сайт в белый список. Как это сделать.