Новости партнеров
Oбозрения

Сultivator от Саши Донецкого: Про «Пушкин-фест» и не только

07.02.2011 17:28|ПсковКомментариев: 8

Возраст совершеннолетия

В 18-й раз в Пскове открылся Пушкинский театральный фестиваль, задуманный накануне 200-летия поэта как своего рода предъюбилейный проект, который должен был закончить свое существование еще в 1999-м. Проект, однако, оказался долгоиграющим, если не вечным двигателем. В середине нулевых казалось, что идея Пушкинского фестиваля выдохлась, да и сам фестиваль дышал на ладан, во всяком случае, всерьез обсуждалась возможность сделать фестиваль не ежегодным мероприятием, а проводимым раз в два или даже три года. К тому же материально-технический потенциал принимающей стороны – сцена Пушкинского театра драмы – оставалась ниже всякой критики, что не позволяло привести на Псковский фестиваль многие действительно интересные работы столичных режиссеров и театральных коллективов. 

 

Вопреки пессимистичным прогнозам, «Пушкин-фест» выжил, и с середины нулевых начал вновь набирать обороты, и это несмотря на некоторую неизбежность «исчерпанности» традиционного репертуара (сценические версии Пушкинских произведений). Речь уже шла не только о Пушкине, но и авторах первой половины 19-го века, то есть о Гоголе, Лермонтове и других, включая Толстого. Но сила притяжения пушкинского гения в стране оказалась все-таки намного выше и сильней, и пусть как камерный, пусть на правах своего рода «лаборатории» для немногих избранных пушкинистов, фестиваль продолжал свою ежегодную работу по представлению зрителю наиболее интересных интерпретаций Пушкина (и именно Пушкина) на отечественной сцене.

Нынешний, 18-й по счету, фестиваль подтверждает уже сложившуюся практику: наряду с молодыми, но уже зарекомендовавшими себя коллективами (например, такими, как Центр Галины Вишневской) в Псков приехали и признанные мэтры, не отказывающие себе в удовольствии «играть Пушкина». В этом году гости фестиваля и псковичи уже увидели и увидят несомненных звезд российского театра: Татьяну Доронину (пусть в формате «творческого вечера»), Игоря Костолевского и Михаила Филиппова, ну и, конечно, получат возможность познакомиться с работами провинциальных театров и «Пушкинскими проектами» на Малой сцене.

Состояние фестиваля первого года второго десятилетия можно характеризовать уже не осторожным «скорее жив, чем мертв», а вполне себе уверенным «здоров и ест с аппетитом», что позволяет вкушать все новые трактовки, допустим, тех же «Маленьких трагедий», безусловного хита 18-го фестиваля. Пусть нельзя сказать с полной уверенностью, что кризис фестивального жанра совсем преодолен, уверенность в том, что и спустя столетие «Пушкин-фест» будет значиться в театральной афише России, придает этому ежегодному культурному событию уникальный статус.

«Лаборатория» в просветительском формате

Спецификой Псковского театрального фестиваля всегда была его «творческая лаборатория», собрание известных пушкинистов, театральных критиков и журналистов. Пушкинисты не только смотрели спектакли и горячо обсуждали их с авторами постановок, но и делали самостоятельные доклады по тем или иным частным проблемам актуального литературоведения (с уклоном в Пушкина, разумеется), но все эти штудии обычно проходили в достаточно узком кругу.

И вот впервые научные дискуссии решено было сделать достоянием широкой публики, для чего заседания лаборатории были перенесены из тесного зальчика с выцветшими желтыми шпалерами в актовый зал областной библиотеки.

Насколько удачным оказался этот опыт, по первому заседанию судить трудно.  Скажем, псковские школьники, по моим наблюдениям, далеко не сразу и не все были готовы следить за мыслью известного пушкиниста Сергея Фомичева, сделавшего сегодня интереснейший доклад («Слова, слова, слова...») о преломлении в творческом сознании поэта проблематики шекспировского «Гамлета». Однако, тот факт, что подчас захватывающие дух камерные, «для посвященных» дискуссии теперь станут публичными, выводит саму лабораторию на простор Просвещения в самом широком смысле.

Бронзовеющий Золотцев

Символично, что буквально за два дня до старта Пушкинского фестиваля в том же актовом зале, где пушкинисты будут устраивать свои интеллектуальные дуэли, прошел вечер памяти нашего современника, - писателя и поэта Псковщины Станислава Золотцева, по одному из прозвучавших определений, «человека, разносторонне страстного».

Вечер именитого земляка прошел в традиционной уже форме панегириков со стороны библиотекарей и всех, кто не равнодушен к поэтическому слову местных авторов. Актеры – Сергей Попков и Виктор Яковлев – читали стихи, музыканты и певцы – исполняли. Повторюсь, все это выглядело и звучало в лучших, или, верее сказать, давно проверенных традициях музыкально-поэтических вечеров, знакомых нам с детства.

И пока все это звучало и пелось, фамилия Золотцева незаметно «бронзовела» и «бронзовела» в восприятии тех, - школьников, а кого же еще? - кто не был знаком с Золотцевым очно и лично.

Стараниями выступающих, не скупившихся на лестные оценки и высокопарные фразы, Золотцев, живой и страстный человек, вольно или невольно предстал в образе этакой местной литературной иконы, и ей Богу, мне стало за писателя обидно. Нечто подобное происходит со всеми классиками, их живых людей превращающихся в мертвые изваяния, но никак не думалось, что с Золотцевым это произойдет так быстро и в столь безнадежной форме.

Я, однако, уверен, что сам поэт вряд ли желал, чтобы из него изготовили очередной псевдокультурный фетиш для местной интеллигентствующей тусовки.

Саша ДОНЕЦКИЙ
ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Необходимо ли упростить выдачу оружия в России?
В опросе приняло участие 230 человек
Сюжет: XVIII Пушкинский театральный фестиваль Сultivator от Саши Донецкого: Гений и скандал «в одном флаконе» Настоятель Святогорского монастыря попенял тем, кто «вспоминает грехи Пушкина, не оглядываясь на собственные» Музей-заповедник «Михайловское» проведет онлайн-трансляцию закрытия Всероссийского Пушкинского фестиваля Актерский Дневник фестиваля. День пятый: Пушкин в деталях Актерский дневник фестиваля. День четвертый: «Отечество нам – Псковский фестиваль» Актерский дневник фестиваля. День третий. Моцарт и Сальери – два в одном Сultivator от Саши Донецкого: Про «Пушкин-фест» и не только Актерский дневник фестиваля. День второй: Татьяна Доронина и другие Актерский дневник фестиваля. День первый: В ожидании Пушкина Ольга Ростропович и «Евгений Онегин» открыли Пушкинский театральный фестиваль в Пскове 5 февраля в Псковской области откроется ежегодный Пушкинский театральный фестиваль Выставку книг с автографами участников Пушкинских театральных фестивалей подготовили в областной библиотеке Из-за пожара в филармонии открытие Пушкинского театрального фестиваля пройдет в театре драмы, который в этом году тоже ждет ремонта Афиша XVIII Всероссийского Пушкинского театрального фестиваля XVIII Пушкинский театральный фестиваль пройдет под эгидой 100-летия первого музея поэта на Псковщине
Лента новостей