Новости партнеров
Политика

Лев Шлосберг о социальном бюджете, драконовских нормах, «черном» и «белом»

05.10.2012 16:45|ПсковКомментариев: 48

В Псковском областном Собрании стартовал новый сезон. Псковская Лента Новостей завершает знакомить читателей с мнением руководителей фракций регионального парламента, какой политический вектор будет характерен для законодательного Собрания в ближайшем будущем. Собеседником корреспондента ПЛН стал депутат (фракция «Яблоко») Лев Шлосберг (лицо, признанное Минюстом РФ иноагентом) .

- Лев Маркович, чем, по-вашему, будет отличаться новый сезон работы областного парламента?

- Это первая осенне-зимняя сессия, которую областное Собрание 5-го созыва начинает, как и должно быть в парламенте, с бюджета. В декабре прошлого года мы оказались в ситуации, в которую не попадали депутаты предыдущих созывов: мы получили бюджет, принятый в первом чтении, существенные изменения которого юридически были практически невозможны. Сейчас мы будем участвовать в обсуждении бюджета с самого начала. Мы ожидаем высокодефицитный бюджет Псковской области, в том числе с периодом возврата бюджетных кредитов в федеральный центр и кредитов коммерческим банкам, поскольку на 2013 года падает большая часть их погашения. Либо сроки кредитования будут пролонгироваться, либо придется платить.

На мой взгляд, вопрос пойдет не только о том, что «Единая Россия» поддерживает бюджет, а «не «Единая Россия» – не поддерживает. Никакого голословного отказа от поддержки бюджета не будет. У каждого депутата – и списочника, и одномандатника – десятки бюджетных запросов. Лично мне не приходилось сталкиваться с просьбами, которые выглядели бы как попытка попросить излишние деньги – районы просят деньги на осуществление своих полномочий. Кроме того, я считаю, что должны обязательно пройти публичные слушания по бюджету, должна быть возможность обсуждения бюджета на депутатских слушаниях и, как мне представляется, принятие бюджета в первом и во втором чтениях должны быть существенно разнесены по времени – для подробного изучения.

Мы должны проект бюджета, принятый в первом чтении, в обязательном порядке – как это делалось всегда приличными руководителями – направить во все 26 муниципальных образований и получить их мотивированные отзывы. Уверен, что если администрация области выберет сценарий профессионального принятия бюджета, то политического конфликта можно будет избежать. Если же нам и Счетной палате «выкатят» бюджет за 48 часов до его принятия и скажут, что все остальное будет поправлено в первом квартале 2013 года, то вопрос из финансово-экономического станет политическим. И тогда уже никому мало не покажется.

- Вы считаете, что областная администрация пойдет на сокращение социальных статей расходов?

- Да, безусловно.

- Но это же один из основных тезисов нынешней администрации региона: социальный бюджет, бюджет стабильности…

- Любой бюджет такого региона, как Псковская область, где бюджетная сфера выступает ведущим работодателем, социальный не потому, что так хочет губернатор, а потому что структура занятости в Псковской области не позволяет сделать бюджет никаким другим, кроме социального. Это не наше счастье, это наш долг перед бюджетной сферой. Долг, который, к сожалению, не покрывается собственными экономическими ресурсами региона. На сегодняшний день 53,5% бюджета Псковской области – это федеральные дотации в той или иной форме. Дотации, разумеется, идут в основном на исполнение социальных обязательств. Своих доходов недостаточно, поэтому в процентном соотношении бюджет неизбежно получается социальным.

- Ваш коллега Сергей Макарченко сказал, что, по его мнению, настроения внутри областного Собрания меняются, в том числе и среди депутатов, представляющих партию власти.

- Такого оголтелого отношения к оппозиции, которое было на первых зимних сессиях, когда сам факт выступления депутата от оппозиции вызывал топанье ногами, уже нет и больше не будет. Сейчас, как мне представляется, большую роль в жизни Собрания стали играть комитеты. Как правило, там многие депутаты, обладающие чувством самоуважения, высказываются не в соответствии с ограничивающими партийными и административными установками, а по сути вопроса. Например, были такие мотивированные выступления по вопросу о проекте изменений в 756-й областной Закон, внесенном прокуратурой с целью хоть как-то смягчить нормы о немыслимых повышениях ставки арендной платы за землю для застройщиков, в течение трех лет не освоивших земельный участок, – там предусмотрена 25- и 50-кратная кадастровая стоимость земли и такая драконовская норма не может быть исполнена. Коррумпированные предприниматели переписывают участки на другие компании и начинают заново отсчитывать срок, а некоррумпированные уже дошли до Высшего арбитражного суда и полностью разорены. И поэтому депутаты, в том числе от «Единой России», высказывались в том ключе, что вопрос необходимо решить, потому что застройщики разоряются и бегут.

К сессии, которая проходит максимально публично, безусловно, правящая партия старается привести своих депутатов к единой доминанте. Пока им это удается. Но, на мой взгляд, наступает объективный конфликт между необходимостью решать проблему вне зависимости от цветов партийного флага и нежеланием администрации области, которая по существу и есть правящая партия, – решать проблему профессионально. Это входит в противоречие с объективными и неизбежными задачами депутатского корпуса. Мы же себя не представляем – мы представляем избирателей. Есть предприниматели, работающие в крупном бизнесе, к которым, разумеется, обращаются другие представители бизнеса в надежде на более быструю реакцию. Депутаты понимают, что нерешение некоторых проблем просто ведет к убыткам и компаний, и бюджета.

- Получается, областному Собранию выгодно, чтобы в его составе было больше представителей крупного бизнеса, которые при принятии законов будут ориентироваться не на партийную принадлежность, а на то, что они и их коллеги могут потерять?

- Нет, это конкретная ситуация последнего заседания нашего комитета, в которой один из депутатов-единороссов поддержал меня по вопросу о необходимости изменений 756-го областного Закона.

- Другая ваша коллега – Наталья Тудакова – заявила, что ни одного стоящего законопроекта от оппозиции за предыдущий политический год представлено не было.

- Я готов прокомментировать не высказывание коллеги, а саму суть. Сейчас областное Собрание учится готовить поправки, особенно депутаты, которые работают свой первый созыв. Нужно признать, что подготовка целого законопроекта – с финансовым и правовым обоснованием – находится сегодня за рамками возможностей аппарата областного Собрания. У нас нет никого, кто может просчитать финансово-экономическое обоснование Закона, если в связи с принятием Закона требуется коррекция финансовых параметров бюджета. Во всех законодательных Собраниях большинство законопроектов вносится либо губернатором, либо администрацией. Вопрос в том, готово ли наше Собрание работать в формате «штамповочного производства» или оно может организовать законодательную «поточную линию» и само. Я уверен, что прецеденты внесения принципиальных законопроектов от депутатов будут. Мы, кстати, являемся одним из немногих законодательных собраний, где фракции не являются субъектом законодательной инициативы. Избирательная комиссия, прокуратура обладают таким правом, комитеты и даже каждый рядовой депутат обладают таким правом, а фракции – нет.

- Так в чем тогда проблема, если каждый депутат может выдвинуть законопроект?

- У нас в Собрании, как и везде в стране, партийная структура, это и есть отражение и суть многопартийности в законодательной деятельности. Структура нашего Собрания отработана, чтобы принимать проекты извне, но для обеспечения собственного законодательного процесса нужны другие кадровые ресурсы.

- Не могу и вас не спросить о нестандартной коалиции оппозиционных сил в областном Собрании. Некоторые эксперты выражают свое «фи» по поводу вашего – для некоторых неожиданного и чуть ли не возмутительного! - единения с ЛДПР и КПРФ.

- Взаимодействие КПРФ, ЛДПР и «ЯБЛОКА» в Псковском областном Собрании по многим вопросам – полностью внеидеологическое: коммунисты остаются коммунистами, «соколы Жириновского» остаются «соколами Жириновского», я остаюсь собой – извините за единственное число. Но у нас есть повестка дня, которая на 99% является повесткой социально-экономического развития. Не будучи связанными с администрацией области, мы свободны в политическом волеизъявлении. Когда мы видим, что это – «черное», а это – «белое», мы поступаем согласно логике вещей. Наше взаимодействие – это не стремление создать политический «кулак» и кому-то «надавать», это союз людей, которые не могут называть «белое» «черным». Когда наш союз пытаются представить идеологическим, это намеренная провокация. Но она не достигнет цели. У нас уровень полного взаимопонимания, в том числе есть понимание того, что наша ответственность перед избирателями заключается в том, чтобы занимать максимально согласованную профессиональную позицию по всем вопросам повестки дня. Мечтой наших оппонентов являются идеологические раздраи внутри оппозиции. Но мы не будем заниматься идеологическим воспитанием друг друга и не будем лезть в дела другой партии. Именно такое профессиональное парламентское взаимопонимание для региональной исполнительной власти стало абсолютно неожиданным.

Беседовал Денис Камалягин (лицо, признанное Минюстом РФ иноагентом) , 28 сентября

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Где будете отдыхать на майских праздниках?
В опросе приняло участие 184 человека
Лента новостей