С начала мусорной реформы минуло пять лет. Итоги первой пятилетки подвела сама жизнь. Лучше всего их иллюстрирует известный мем: «Все очень круто, но надо переделать». Областные власти намерены разорвать отношения с региональным оператором, сенсационное заявление об этом сегодня сделал губернатор. Обозреватель Псковской Ленты Новостей Юлия Магера рассказывает, чем была вымощена дорога к печальному исходу.
В 2019 году в Псковской области появился региональный оператор по работе с твердыми коммунальными отходами. По итогам конкурса эту позицию заняла компания «Экопром», входящая в федеральный холдинг «Мехуборка». Предприятие начало выставлять квитанции за вывоз мусора и должно было взять на себя полный цикл работы с отходами. Черту под пятилеткой работы регоператора провел сегодня губернатор Михаил Ведерников в своем выступлении на Днях Псковской области в Совете Федерации. Нелишним будет полностью привести слова главы региона, прозвучавшие на авторитетной площадке высокого уровня.
«Разрывать соглашение», - сказано недвусмысленно. Нет сомнений в выверенности каждого слова и в детальной проработке каждой фразы.
Про аресты поясним: речь идет о руководстве федеральной компании, люди с наручниками пришли в нижегородский офис на прошлой неделе. Псковское начальство на месте, вчера гендиректор «Экопрома» Александр Киселев прокомментировал на страницах ПЛН свое видение ситуации. Но сначала о том, что произошло.
На прошлой неделе глава Пскова Борис Елкин выложил в соцсетях снимки площадок для сбора мусора, на которых контейнеры едва проглядывают из-под горы отходов. «В городе снова назревает мусорный коллапс», - написал глава. Да горожане и сами видели в своих дворах то же самое: переполненные баки и мусор, разнесенный по округе ветром, собаками и птицами. Того и гляди оттуда разбегутся полчища крыс и тараканов.
Переполненные баки, невывезенный крупногабаритный мусор. контейнеры другого цвета символизируют сортировку. Фото из Telegram-канала Бориса Елкина.
«Снова» в словах Бориса Елкина означает повторение зимней ситуации. В самом начале года праздничное убранство соседствовало с горами заледеневших помоев. Псковская Лента Новостей тогда подробно писала о причинах случившегося и о вмешательстве губернатора, которое потребовалось для расчистки Авгиевых конюшен.
Типичный псковский двор в начале января. Фото Любови Кузнецовой.
За минувшие месяцы была изменена законодательная база. Январский опыт показал, что в начале мусорной реформы как-то за скобками остался вопрос, что делать, если качество услуг регоператора перестало удовлетворять заказчика, то есть государство. Тогда же, в январе, областное Собрание депутатов законодательно прописало процедуру лишения регоператора этого статуса. В апреле депутаты собрались было получить у регоператора ответы на вопросы, накопившиеся у избирателей. Но на специально затеянный по этому поводу парламентский час компания своего представителя не прислала. После чего депутаты рекомендовали областному правительству сменить регоператора.
По всей видимости, рекомендация депутатов будет исполнена в самое ближайшее время. На днях выяснилось, что еще с начала прошлой недели перед мусоровозами закрылся сортировочный комплекс. По закону регоператор обязан весь мусор прогонять через сортировку и возил отходы на завод «СпецТрансКом» под Псковом, принадлежащий группе компаний, которая занималась в областной столице мусором до начала реформы.
Самый центр Пскова. Фото из Telegram-канала Бориса Елкина.
«Это связано с годовой задолженностью регионального оператора, - объяснил приостановку приемки мусора на сортировку директор «СпецТрансКома» Андрей Папчук. - С мая прошлого года эта задолженность составляет более 60 миллионов рублей. У нас налоговая инспекция заблокировала расчетный счет. Задолженность по налогам, задолженность по заработной плате, электроэнергия, запчасти, топливо. С 13 числа после неоднократных предупреждений мы были вынуждены закрыться».
Долги за сортировку руководитель «Экопрома» в комментарии ПЛН вчера объяснил долгами населения, которые составляют 404 млн рублей. И посетовал, что другие поставщики коммунальных услуг получают субсидию из регионального бюджета, а регоператору она не положена.
Сегодня спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко в ответ на слова Михаила Ведерникова о сложившейся ситуации призвала действовать «решительно»: «Два коллапса в течение года в Псковской области. Призываю Счетную палату Псковской области подключиться и проверить, как расходуются средства, собранные с граждан на вывоз мусора. При том, что жители Псковской области 100% оплачивают эти услуги, в отличие от других регионов, а они оказываются некачественным образом. Наведите порядок. Псков и Псковская область всегда были чистые. Где-то бедненькие, но всегда были чистыми. Люди на это обращают внимание».
Фото из Telegram-канала Бориса Елкина.
Вот, что удивительно. После начала мусорной реформы платить за отходы мы стали больше. И каждый в отдельности, и «мы» всем коллективом из жителей региона. Квитанции выставляют на каждого человека, включая грудных младенцев. Некоторые платят по два раза. Сначала по месту прописки, а если владеют еще недвижимостью, где никто не зарегистрирован, то и туда присылают квитанцию на как бы человека — такие правила в гоголевском духе. Сельские жители, отродясь не платившие за мусор, тоже однажды обнаружили в почтовых ящиках квитанции, а на своей улице самосвал с мусором. То есть денег, если пользоваться простой арифметикой, в отрасли стало больше.
Вероятно, есть и долги. Как им не быть, особенно в той же сельской местности, где не все люди поняли, за что должны платить. Никаких контейнеров по деревням не поставили, вместо этого организовали «мешочный сбор». Это не придумка регоператора, так прописано в схеме обращения с ТКО, которой он следует. Раз в неделю проезжает мусоровоз и собирает выставленные у домов пакеты с отходами. Если машина сломается и пропустит рейс, есть риск, что обертки разлетятся по округе. Да и всю неделю надо где-то копить помойку. Платить приходится немногим меньше, чем в городе. Конечно, прежняя общая свалка за деревней - так себе вещь. Но и новая система ничего принципиально не изменила, а во многом породила вопросы и нежелание селян в этом участвовать.
До реформы псковичи про мусор вообще не думали. Платеж был растворен в общей квитанции за ЖКУ. Никто сейчас и не вспомнит, сколько мы платили за мусор буквально в 2018 году - какой-то мизер. Но антисанитарные горы во дворах не скапливались. Потихоньку жители областного центра приучались к сортировке мусора через зеленые сетки для пластиковых бутылок. Стали появляться реальные живые люди, которые мыли баночки из-под сметаны и пакеты после майонеза, чтобы те отправились на переработку, а не на свалку из-за остатков пищи. Все это без какого-либо материального стимулирования, на голых дрожжах экологического просвещения. В первую очередь, потому что жители были уверены в переработке: вывозом мусора, сортировкой и переработкой пластика занималась одна группа компаний.
После начала реформы интерес населения к сортировке мусора резко угас. Во-первых, регоператор все равно обязан везти весь мусор на сортировку. Не важно, из какого контейнера его извлекли, перед конвейером на сортировочном комплексе все сваливается в общую кучу. Во-вторых, сортировка заложена в тариф. Жители здраво рассудили, что негоже за свои же деньги выполнять чужую работу.
На сортировке машины разгружаются единым потоком. Фото Вадима Боченкова.
Реформа изначально была затеяна криво и спущена в область сверху. Не стали разбираться, как обстоит дело на месте. Возможно, в других регионах изменение системы вывоза отходов принесло позитивные результаты. Возможно. Но в Пскове оказалось нарушено золотое правило «работает - не трожь». Последствия сейчас прямо перед нами. Этот дом построили вкось, вот он и развалился, по-другому просто не могло быть.
Куда важнее сейчас поставить другой извечный вопрос русской жизни: «А делать-то что?» Кажется, очевидного ответа на него не существует. Разве что сможет перевернуть игру запуск экотехнопарка. О его появлении ровно всю пятилетку слышим. В этом году, наконец, увидели даже фото со стройки в Палкинском районе - пока что рендеры, красивые картинки-обещания.
Такая иллюстрация была опубликована на официальных страницах Псковской области в соцсетях.
Там будет и сортировка, и переработка, и захоронение. Будут закрыты сразу 23 свалки, куда нечего будет больше сваливать. Якобы, все завертится до конца года, и тогда в регионе резко улучшится санитарная и экологическая обстановка. Тогда и удастся разрубить Гордиев узел, завязанный на системе обращения с ТКО в Псковской области. Однако этого еще надо дождаться и желательно не под завалами мусора.
Юлия Магера