Новости партнеров
Туризм

Паспорт для туриста

05.02.2024 13:23|ПсковКомментариев: 1

В России предлагают ввести «паспорт туриста» в электронном виде. Опрошенные Псковской Ленты Новостей эксперты отрасли сомневаются как в целесообразности инициативы, так и в технической возможности ее воплощения. Зато в Пскове прямо сейчас работают над созданием собственного «паспорта туриста» – проекта с совсем другой концепцией. Подробности в материале обозревателя Юлии Магеры.

 

Идея

Создать в России «паспорт туриста» – с такой инициативой выступила член Совета Федерации Елена Шумилова. Свою идею она обнародовала на совещании по цифровизации туристской отрасли. Предлагаемая ею новинка будет как раз такой – цифровой. Для ее появления будет создан единый ресурс по типу портала госуслуг с привязкой аккаунта к номеру телефона. В отношении того, чем будет наполнен сервис, конкретики пока нет.

На совещании прозвучали мысли о том, что «паспорт» будет чем-то вроде Fan-ID, использованных во время Чемпионата мира по футболу 2018 года. Пользователь сможет получить через сервис информацию о ближайших гостиницах, точках общепита, музеях и достопримечательностях, транспорте. Также с помощью ресурса можно будет быстро спланировать поездку, построив маршрут со всеми остановками и бронями. Еще там же можно будет вести дневник путешествия с фотографиями.

По замыслу автора, платформу должно будет создать Минцифры, а регионы станут наполнять ее информацией по заданному стандарту. Сенатор надеется, что это позволит охватить все объекты, потенциально интересные туристам, даже «мелкие».

Уже на совещании был сделан акцент на узкие места. Это и вопрос безопасности данных пользователей, и интеграция в систему поставщиков услуг, и сложности с развитием цифровых сервисов у небольших провинциальных музеев. Насколько при таких вводных инициатива может стать всеобъемлющей и полезной? Мы спросили мнение тех, кто непосредственно работает с туристами.

Историко-культурный центр в усадьбе Философовых в псковских Бежаницах — пример интересного музея в провинции, которому не хватает средств на развитие.

«Но»

«Идея, конечно, хорошая, в целом, я ее поддерживаю, - говорит Лариса Семашко, директор областного Туристского информационного центра. - Плюсы в том, что регионы смогут сами наполнять портал своей информацией. Да и меньше будет расход бумаги. Но есть несколько моментов, требующих тщательной проработки».

Главная сложность, по ее мнению, скрывается за цифровым форматом «паспортов». Не каждый турист носит в кармане смартфон, полно тех, кто пользуется обычным телефоном, а значит, не получит доступа к электронным благам. К тому же, жители Псковской области хорошо знают, что мобильный интернет ловит далеко не везде. Но и в таких местах существуют интересные туристам локации. Еще одно узкое место технологичного проекта — климат. В холодное время не всякий способен замерзшими пальцами долго работать с телефоном. Да и батарея на морозе может быстро обнулиться.

«Другая серьезная проблема в большом числе мошенников. Если система будет позволять оформить бронь, то там окажутся данные банковских карт. И к ним могут получить доступ злоумышленники, - предостерегает Лариса Семашко. - Однако если все проблемы будут изучены, и найдены пути их решения, то начинание принесет пользу».

Пока что ТИЦ Псковской области раздает информационные буклеты и карты на бумажных носителях. Заглядывающие за ними туристы признаются: такой формат больше по душе. К тому же, полиграфия остается в качестве сувенира. Поэтому сейчас в Центре заняты разработкой «Паспорта туриста Псковской области».

Подобный проект уже несколько лет успешно работает на маршруте по Золотому кольцу. Турист заранее на отдельном сайте оформляет на себя «паспорт». По дизайну он похож на общегражданский: фото, подпись, когда и кем выдан. Такой «паспорт» платный, сейчас стоит 1500 рублей. Но и действует он 10 лет. На протяжении этого срока в городах Золотого кольца, от Углича до Москвы, обладатель «паспорта» получает скидки на билеты в музеи, экскурсии, сувениры.

Псковский «паспорт» совершенно точно будет бесплатным — о других деталях проекта, находящегося в стадии разработки пока говорить преждевременно.

«Смысла не видно»

Светлана Баранова, директор турбюро «Континент» и председатель Псковского союза туриндустрии, принимала участие в опросе от портала «ТурДом». Участников профессионального сообщества спрашивали об отношении к внедрению «паспорта туриста».

Если судить по итогам опроса, у работников сферы туризма нет единодушного мнения по поводу идеи внедрения глобального сервиса. На момент написания статьи менее половины (43%) считают инициативу интересной. Столько же голосов распределились между ответами с разной степенью скепсиса. 16% не видят в новом ресурсе смысла, так как считают, что существующих сервисов достаточно. 15% боятся утечки данных. 13% считают, что вся затея — способ освоить деньги. На нейтральной полосе остались 7%, готовых давать оценку после того, как портал будет запущен.

Голос Светлана Барановой на стороне пессимистов. Корни такого отношения кроются в опыте работы с уже существующими системами.

«Нам лет пять рассказывают о портале, который объединит все услуги и будет нас продвигать, - поясняет она свою позицию. - Но я боюсь, что если он появится, то весь эффект от его работы сведется к бешенству от качества обработки поступающих от менеджеров портала заявок и от некорректности представленной информации. Ровным счетом никаких других результатов мы не ждем».

Светлана Баранова говорит о том, что отрасль ожидала взрывного продвижения от отечественного сервиса бронирования отелей, но этого не произошло за последние года.

«Заменить ушедший западный портал ни один из наших аналогов не смог, мы просто привыкли, - обрисовывает специалист создавшееся положение. - На прошлой неделе в Государственной Думе активно занимались вопросами защиты персональных данных на сайтах продажи авиабилетов и бронирования отелей. Большая часть ресурсов вызывает вопросы. Еще один портал с незащищенными данными? Есть ли в нем необходимость? Информация по туристским услугам легко находится в интернете, есть сеть туристских информационных центров, есть порталы по бронированию услуг, отлично зарекомендовавшие себя у пользователей и профессионалов рынка».

Также у «Континента» есть богатый опыт работы с порталом по оформлению электронных путевок. Сейчас работа с ним обязательна для туроператоров выездного туризма, вскоре практику распространят на внутренний рынок. Светлана Баранова рассказывает, что несовершенство системы наталкивает на мысль о ее изготовлении силами второкурсника. Заведение информации об одном путешественнике отнимает около 20 минут. Если смоделировать ситуацию с отправкой детской группы на 40 человек из Пскова по маршруту «Санкт-Петербург — Великий Новгород», то окажется, что работа турбюро будет парализована на несколько дней: все сотрудники будут заняты внесением данных на каждого ребенка в каждом городе, а раз речь идет о несовершеннолетних, то еще и на родителей.

«Еще один портал вызывает только вопросы, - сокрушается Светлана Баранова. - Если цель его внедрения заключается в контрольных функциях, тогда есть хотя бы какая-то логика. А другого смысла не видно».

«Маниловщина»

У путешественников идея с «паспортом туриста» вызывает скепсиса не меньше. Например, псковичка Екатерина Савушкина, побывавшая уже в десяти регионах России, довольно резка в оценках.

«Какая-то маниловщина, - сомневается она в жизнеспособности идеи. - Хотя если и правда создадут что-то нормальное, то заберу свои слова обратно. Но пока что с первого раза непонятно, что это и как будет работать. Сама идея собрать все достопримечательности и туробъекты – хорошая. Только не получится. И не очень понимаю, зачем это надо туристу, если информации и так полно. Похоже на какой-то проект стоимостью в миллиард, но мало эффективный».

Инициатива и правда выглядит так, будто телега едет впереди лошади, а к представительному совещанию нужно было придумать что-то масштабное. Идея звучит, как: «Давайте создадим портал, а потом придумаем, чем наполнить». То есть замысел идет не от потребностей туристов, а ровно наоборот: сначала сервис, а потом выдумывание пользы от него. Однако это только взгляд в первом приближении, может быть, в ходе реализации проекта все изменится. Конечно, если он будет воплощен в жизнь, а не останется строчкой в протоколе очередного совещания.

Юлия Магера

Теги: #туризм
ПЛН в телеграм
опрос
Электронные платежки за ЖКУ хотят распространить на всю страну. Откажитесь ли вы от бумажных в пользу цифровых?
В опросе приняло участие 227 человек
Лента новостей