Новости партнеров
Культура

Викинги в Европе и на Руси. Князь Рюрик, князь Олег и князь Игорь

18.06.2015 10:42|ПсковКомментариев: 2

В преддверии фестиваля раннесредневековой культуры «Хельга» Псковская Лента Новостей, являющаяся генеральным информационным партнером мероприятия,  публикует серию материалов псковского историка Анатолия Александрова об истории викингов и их пришествии на Русь.

Часть 2.

Начало>>> 

Древнейшая русская летопись – «Повесть временных лет» сообщает, что у Рюрика были два боярина – Аскольд и Дир, которые отпросились у него и отправились вниз по Днепру до Киева. В Киеве они и обосновались, захватили там власть и «накопили» много варягов, то есть, создали своё собственное сильное войско. Это могло произойти ещё до воцарения Рюрика с братьями в Ладоге, то есть, до 862 года. В 860 году происходит нападение Руси на Византию – руссы на своих ладьях доплыли до Константинополя и даже осадили его. Это, как полагают историки, и были войска Аскольда и Дира. Очевидец, патриарх Фотий, с ужасом описывал плывущие мимо города ладьи с воинами, поднимавшими мечи, как бы на погибель городу. Столица Византии находилась в столь большой опасности, что пришлось принимать экстраордионарные меры – патриарх Фотий омочил в воде ризу иконы Богородицы Влахернской. Поднявшаяся вскоре буря разметала ладьи руссов и те, в итоге, потерпели поражение. Был заключён мир, а командовавший флотом руссов Аскольд принял крещение и возвратился с войском домой.

С 862 года в Восточной Европе было два государства руссов, две Руси – северная под началом Рюрика и южная под началом Аскольда и Дира. Имена, кстати, скандинавские – Haskuld и Dyri. Далее между двумя первыми русскими государствами начинается двадцатилетняя война за преобладание, также отражённая в летописи и хорошо описанная знатоком русских летописей А.А.Шахматовым.

Далее события развиваются так: в 864 году по летописи, умирают братья Рюрика Трувор и Синеус. Рюрик сажает на их места своих мужей, доверенных лиц, и продолжает править теперь уже единовластно. О Труворе мы имеем короткое сообщение в «Истории Российской» князя Михаила Щербатова о том, что Трувор погиб «под Вильною», то есть, под Вильнюсом, «…знатно пытаясь расширить пределы княжества своего». Странное, на первый взгляд, направление экспансии – где Изборск и где Вильнюс? Исторические же источники сообщают следующее: в числе иноязычных данников Руси есть племя норома/нерома «сиречь жемоить», то есть, жемайты. Жемайтия – это одна из четырёх исторических земель Литвы, речь же в летописи идёт о собственно русских территориях – псковских и новгородских. Начиная с пятого века, здесь в курганах встречаются вещи литовских типов, которых до этого не было, а предания сообщают о «литовских могилах» и даже прямо о князе по имени Витоль (литовское имя Витольд) и о его дочери по имени Вига. Это значит, что было давнее переселение литовцев на земли псковско-новгородского северо-запада. Здесь, надо полагать, они жили черезполосно с местными славянами; взаимоотношения между теми и другими нам неизвестны. В седьмом-восьмом веках с юга на свою историческую прародину приходят группы славян, прошедшие на юге через горнило византийских войн, со всевозможными новациями, которые они заимствовали на юге. Эти группы быстро кооперируются с местными славянами, которые никуда не ходили, и вступают в конфликт с этой самой норомой/неромой, местными жемайтами-литовцами. По-видимому, конфликт протекает некоторое время в вялотекущей форме, во всяком случае, в числе коалиции, призывающей Рюрика и его Русь в 862 году, никаких представителей балтских племен и группировок нет – только славяне и финны. Налицо феномен отчуждения местных балтов и от финнов, и от славян. В этом случае обе последние этнические группировки оказываются здесь стратегическими союзниками и действуют сообща. С 862 года, с призванием Рюрика и его дружины, внутренняя политика активизируется и норома/нерома становится в итоге данниками Руси. Но не сразу. Сохранив, судя по всему, связи со своей прежней родиной – Литвой – местные балтийские насельники могли потребовать и получить оттуда военную помощь. В ответ следует поход Трувора с дружиной в самое сердце формирующейся литовской государственности – в Кернаве в 30 км от современного Вильнюса, где и поныне сохранились три огромных высоких городища, одно из которых – как раз этого времени. В этой борьбе Трувор гибнет в полном соответствии с максимой эпохи викингов, по которой конунг рождён не для долгой жизни, а для громкой славы. В том же 864 году скончался и князь Синеус на Белоозере и был похоронен в Кистеме или в Киснеме на северном побережье Белого озера; никакие другие обстоятельства его смерти ни по каким источникам нам не известны.

Итак, в 864 году Рюрик рассаживает своих мужей-дружинников на те места, где прежде правили Трувор и Синеус. Прежде всего, меняется власть на городище Камно, на единственном городище близ Пскова, где есть археологический слой девятого века со скандинавскими вещами. Как звали ставленника Рюрика, который здесь должен был сесть, мы не знаем. А вот на скрещении водного пути по Великой и сухопутного – дорога из Пскова на Камно и Изборск, вброд в районе погоста Выбуты близ д. Волженец, - там тоже должен был сидеть человек Рюрика. По местным преданиям, это был отец княгини Ольги, сподвижник Рюрика. С большой степенью вероятности современные историки полагают, что его звали Олег – по-скандинавски – Helge; Ольга же, будущая княгиня, была названа по своему отцу. Но это – не Олег Вещий летописи, просто тёзка. Имя Хельге и сейчас популярно в скандинавских странах. На старице Великой близ Волженца даже было известно городище, где могла быть его резиденция, но оно не сохранилось.

В том же 864 году сын другой дочери Гостомысла Вадим или Водим поднимает восстание против Рюрика и его варягов и гибнет в этой борьбе. Множество новгородцев бежит на юг к Аскольду и Диру.

В 879 году на войне в Кореле умирает Рюрик. По преданию, там же в Кореле его и хоронят: « тамо положен бысть в городе Кореле». Замечено, что подобная фраза применяется только в сообщениях о похоронах христианских князей. Предполагалось даже, что это поздняя приписка. Я думаю, что никакой приписки тут нет. Как раз, наоборот, это дополнительный аргумент в пользу отождествления Рёрика Ютландского и Рюрика наших летописей. Известно, что Рёрик был крещён на Западе, и в этом качестве он появился на Руси. Он и был христианским князем. Есть версия, что он мог быть похоронен в Ладоге, есть и другие версии. Вопрос и о дате: только в 882 году ленные земли Рюрика-Рёрика на западе отходят к другому человеку – их получает служивый скандинав Готфрид. Вот с этого-то года политика русских князей становится сугубо восточноевропейской – на Западе им делать больше нечего.

Прямым наследником Рюрика был его сын Игорь, которому было четыре года. Регентом при малолетнем Игоре становится воевода Олег, который в большинстве летописей именуется «князь Олег» - вспомним пушкинскую «Песнь о вещем Олеге». Олег – шурин Рюрика, то есть брат его жены, по имени Эфанда или Сфанда, и он – «от рода урманского», то есть, норвежец. Жизнь Вещего Олега очень во многом совпадает с жизнью героя норвежской саги – Орвара Одда. Он тоже норвежец, тоже правил на Руси и также принял смерть «от коня своего» Факси, из черепа которого выползла змея и ужалила Одда. Произошло это после его возвращения в Норвегию на родном для него острове Рафниста. В исторической науке существует версия, что это одно и то же историческое лицо. Если это так, то по летописям и по саге мы знаем четыре могилы князя Олега – две в Киеве, одна в Ладоге и одна – на острове Рафниста в Норвегии. Оказывается, такое возможно, и именно в Норвегии. Когда до этого скончался норвежский конунг Хальвдан Чёрный, то норвежцы, которые тогда были язычники, очень печалились об этом, поскольку в его правление были мир и хорошие урожаи. Четыре области Норвегии спорили за честь похоронить конунга на своей земле, чтобы хорошие урожаи были и дальше. В конце концов, тело конунга разделили и похоронили во всех четырёх местах, так что в Норвегии было четыре кургана Хальвдана Черного. По аналогии, с большой вероятностью могло быть и четыре могилы Вещего Олега.

Но тут я отвлёкся. Шёл 879 год – Рюрик умер на севере в Карелии, о чём тут же узнали на юге – сразу же следует поход южной Руси - войск Аскольда и Дира на север. Они – взяли Кривит, нынешний Торопец, а под Холмом, в земле кривичей, их остановили. А наследник князь Игорь - детеск вельми… Война же между севером и югом продолжалась.

Только в 882 году Олег собирает войска и по великому водному пути «из варяг в греки» идёт в поход на Киев. Летопись сообщает, что войско Олега было многочисленным и коалиционным: туда входили варяги, кривичи, словене, чюдь, меря, весь. Как видим, в поход идут руссы, они же варяги, славяне и финны. Войск балтийских группировок в войске нет – то ли их очень мало, то ли им не доверяют. Освобождать кривичский город Смоленск Олег идёт с одними кривичами – на то он и вещий, на то он и мудрый… Олег оставляет в городе своих людей и движется дальше. Таким же образом он подчиняет город Любеч и, наконец, подходит к Киеву. А в Киеве правят побитые в Византии Аскольд и Дир, приблизительно как Порошенко и Яценюк после разгрома на Донбассе, или даже лучше.

Намереваясь избежать большого сражения и неизбежных при этом потерь, Олег идёт на хитрость: большинство войска он оставил позади, а в тех ладьях, с которыми причалил к киевской пристани, спрятал воинов, дав им секретное поручение. Ладьи причалили под видом купеческих, что никого не удивило – дело обыкновенное. Олег представился как купец, к тому же заболевший купец, и вызвал Аскольда и Дира для секретных переговоров. Те пришли с малой дружиной и вошли в ладью для переговоров с больным купцом. Тут из ладьи выскочили спрятанные воины, Олег вынес Игоря и объявил, что это – сын Рюрика. После чего Аскольда и Дира тут же убили. Это тоже никого не удивило: на то и война. А вот представление перед тем малолетнего Игоря как сына Рюрика выглядит как-то странно. В связи с этим уместно вспомнить внелетописное предание о том, что Аскольд – это пасынок Рюрика. В борьбе с северной Русью после смерти Рюрика, он наверняка распускал слухи о том, что он – родной сын Рюрика. А вот когда в ладье появляется настоящий сын князя – Игорь, всё становится на свои места. Олег с Игорем обосновываются в Киеве, и Олег объявляет, что это будет «мати всех городов русских», иначе говоря, столица всей объединённой Руси. Князю Игорю около семи лет.

Первое, что делает Олег, обосновавшись в Киеве, - он накладывает дань на ближайшее к столице богатое и сильное племя древлян. Дань небольшая – по чёрной кунице с человека в год. Потом из-за этой дани прольётся очень много крови…

В 884 году Олег накладывает дань на два других больших славянских племени – на северян и радимичей, а с хазарами Русь воевала. В том же году Олег воевал со славянскими племенами угличей (уличей) и тиверцев. По-видимому, тоже пытался наложить дань, но не смог – сил не хватило.

В 898 году было ещё одно, очень грозное для Руси и Киева событие – переселение угров, венгров, на запад. Киев устоял, с венграми удалось договориться. Князю Игорю около 19 лет, будущей княгине Ольге около 5 лет. Река Великая в Выбутах всё ещё течёт по старому руслу…

Анатолий Александров, Псков

Продолжение следует…

Один из лучших фестивалей раннесредневековой культуры - фестиваль военно-исторической реконструкции «Хельга» - пройдет в поселке Выбуты, на родине княгини Ольги, с 16 по 19 июля. Дни для посещения зрителями - 18 и 19 июля.

Фестиваль, на который приезжают участники из разных городов России и из-за рубежа, традиционно проводится в июле, в Дни празднования города Пскова и чествования Великой княгини Ольги. Он посвящен воссозданию традиций, быта и духа раннего средневековья на территории Руси и Скандинавии. Основной целью фестиваля организаторы видят создание исторического «музея под открытым небом» и привлечение внимания общества к истории своей Родины. Фестиваль посвящен Великой княгине Ольге, которая сыграла ключевую роль в становлении государственности Руси.

Фестиваль ранней средневековой культуры «Хельга» уникален тем, что, помимо основной боевой составляющей, огромное внимание уделено истории и этнографии, восстановлению быта и ремесел того времени. Участники фестиваля создают военный лагерь «эпохи викингов», за которым могут наблюдать посетители фестиваля. У посетителей фестиваля так же есть возможность ставить палаточный лагерь на специально приготовленной для этого территории. Для посетителей фестиваля это возможность прикоснуться к истории Руси и перенестись во времена правления великой княгини Ольги. Проводимые мастер-классы позволяют на собственном опыте понять, чем жили предки. Историчность места и воссозданный быт на территории фестиваля «Хельга» дают возможность полностью погрузиться в атмосферу раннего средневековья. Также есть возможность приобрести памятные сувениры, попробовать настоящую медовуху, отведать вкусной еды и научиться стрельбе из лука. На фестивале можно насладиться живой музыкой, уютно посидеть в одном из двух полевых ресторанов, покупаться в карьере с чистой водой.

Участники фестиваля получают возможность обменяться опытом и поучаствовать в боевых поединках, а также на несколько дней полностью перенестись на территорию Руси и Скандинавии в IX-XI веков. Кроме того, есть возможность поучаствовать в бугуртах, метательном многоборье, лучном турнире, различных мастер-классах. Представительницы прекрасного пола могут поучаствовать в конкурсе «Великая княгиня Хельга». Также есть возможность заняться древним искусством торговли.

ЭПИ «Псковская Лента Новостей» - генеральный информационный партнер фестиваля «Хельга» уже третий год подряд.

Отметим, в этом году Псковская Лента Новостей отмечает свое 15-летие. В этот юбилейный год ведущий региональный интернет-портал запланировал для своих читателей и партнеров много приятных сюрпризов. Кроме того, ПЛН будет оказывать информационную поддержку в проведении наиболее интересных и социально значимых мероприятий.

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Где будете отдыхать на майских праздниках?
В опросе приняло участие 241 человек
Сюжет: Фестиваль военно-исторической реконструкции «Хельга» В Выбутах продолжается фестиваль «Хельга» «Хельга». Возвращение в средние века Фестиваль «Хельга» в Выбутах принимает гостей «Великую княгиню Хельгу» выберут на фестивале реконструкции в Псковской области. ПРОГРАММА С воинскими традициями раннесредневековых дружин смогут познакомиться гости фестиваля «Хельга» в Выбутах Живую музыку в исполнении группы Triquetrum можно будет услышать на VI фестивале «Хельга» в Выбутах В этом году фестиваль «Хельга» в Выбутах будет ориентирован не на количество, а на качество Утверждена программа фестиваля военно-исторической реконструкции «Хельга» «Кривитин» князь Владимир и Псковская земля Викинги в Европе и на Руси. Князь Игорь, княгиня Ольга и князь Святослав Викинги в Европе и на Руси. Князь Рюрик, князь Олег и князь Игорь Корабли, викинги и князь Рюрик В Выбутах продолжается подготовка площадки для проведения фестиваля «Хельга» Фестиваль «Хельга» в Выбутах позволит окунуться в атмосферу раннего средневековья
Лента новостей