Продолжаем нашу виртуальную экскурсию по Псковскому укрепрайону.
ДОТ 5 постройки 1931 года, как и остальные трехамбразурные ДОТы, расположен во второй линии обороны между деревнями Поддубье и Логозовичи, к югу от последней. Находится сейчас он на еле заметном возвышении на меже в чистом поле и летом к нему с севера ведет плохо наезженная грунтовка. Фотографировал я это сооружение 9 января 2009 года, но по недоразумению фотографии внешнего вида все кроме одной оказались утрачены.
Вот так выглядит расположение ДОТа 5 на фрагменте Схемы Псковской УП [РГВА, Ф. 22, Оп. 32, Д. 2830, Л. 28]*, предположительно 1935 года. Из нее видно, что это одна из огневых точек второй линии Логозовичевского батальонного района обороны. Ее правый фланг прикрыт ДОТ 3, о котором мы уже рассказывали ранее, а левый прикрывают ДОТы 7 и 9. Тыл обеспечивает еще одно сооружение ДОТ 10, так же как и ДОТ 9 уже 1932 года постройки. Перед фронтом в деревнях Поддубье (в настоящее время слилось с Дуброво) и Дуброво расположены сооружения под номерами 2, 4, 6. Расположение ДОТа в тылу передовой линии важно, т.к. в противном случае в случае захвата противником Поддубья, ему ничего не мешает перехватить рокаду - старую Печорскую дорогу, между Логозовичами и Федоровщиной. Кроме того, ДОТ седлал еще и полевые дороги, идущие в данном месте с севера на юг от Логозовичей на Золотуху и Малое Копорье через бывшую усадьбу Булаево, от которой в настоящее время остались только еле заметные фундаменты и заплывшие пруды парка.
ДОТ 5 имеет один боевой каземат на три пулеметные амбразуры для станковых пулеметов «Максим» с общим сектором обстрела в 175 градусов. Крайний левый азимут обстрела 168 градуса, крайний правый - 343 градуса [РГВА, Ф. 25888, Оп. 3, Д. 155, Л. 143].
Вход в ДОТ прикрыт сквозником с продухом для предотвращения воздействия взрывной волны на тяжелую герметичную дверь каземата. Еще одна амбразура для стрельбы из стрелкового оружия прикрывает противоштурмовую решетку входа в сквозник. Какие-либо противохимические устройства отсутствуют. Устройство ОТ в общих чертах повторяет ДОТ 21 и хорошо видно на его исполнительном чертеже 1935 (?) года [РГВА, Ф. 22, Оп. 32, Д. 2831, Л. 80]
Снарядостойкость сооружения рассчитывалась как обеспеченная от однократного попадания 6" осколочно-фугасного гаубичного снаряда и определялась по тогдашней классификации как М-2. Толщина фронтальных стен составляла 1350 мм, а покрытия с противоотколом - 900 мм.
На заглавном фото видна интересная особенность сооружения - следы вертикальной опалубки на ограниченном участке. Обычно в проектах начала 30-х годов прошлого века опалубка горизонтальная, а в проектах 38-39-годов и позже вертикальная. На фотографии также видны кольца для закрепления маскировки.
Вид от ДОТа 5 на сектор обстрела в юго-западном направлении. Справа угадывается деревня Поддубье, а слева, если очень присмотреться, ДОТ 7.
Сооружение сильно засыпано грунтом, но тем не менее узкий лаз в сквозник делает доступным внутренние объемы для осмотра. Спустимся вниз. Сквозник имеет стандартную планировку и ориентацию входа с правой стороны. Продух когда-то был закрыт противоштурмовой решеткой, от которой сохранились только боковые прутья. Так же утрачена коробка коммутатора справа от продуха, остались только кронштейны. Тяжелая герметичная дверь, прикрывающая вход в боевой каземат, исчезла в неизвестном направлении. От нее остались только петли.
Вид изнутри каземата на входной проем и крайнюю левую амбразуру. Видны сохранившийся противооткол и кронштейны крепления оборудования. На левой, полностью засыпанной амбразуре, сохранилась импровизированная по мотивам П-31 заслонка.
В деле Соображениях по приведению в боеготовность УРов ЛВО за 1933 год в документе Соображения о докладной записке НачШтаба РККА в отношении Псковского, Кингисеппского и Усть-Лужского УРов [РГВА, Ф. 22, Оп. 32, Д. 1524] отмечается, что построенные в 1931 году 26 сооружений на 1933 год не имели бронезаслонок. Они, как уже говорилось, были установлены позднее, предположительно в 1936 году.
Пол каземата затоплен и поэтому зимнее посещение сооружения (в морозную погоду) более благоприятно
Левая амбразура сохранила заслонку с креплением типа шпингалет. Справа расположена штатная ниша под коробку с лентой пулемета «Максим» для обеспечения поворота пулемета крайнее левое положение.
В отмеченном документ отмечается, что в УРе было 48 ОТ на 102 станковых пулемета. Штаб находился в Пскове. Оборона делилась на пять участков, которые занимали пять рот со штабами в деревнях Неелово, Снегирево, Щипец для 1, 2 и 3 рот соответственно. Эта схема потом не раз перекраивалась. В плане развития укрепрайона отмечалась необходимость строительства 5 КП по одному на БРО. Обратите внимание, в одном и том же году фигурируют и ротные участки обороны и батальонные.
На левом фланге в 1933 году предлагалось построить две ОТ типа М-4 (ложных) и закончить набивку 3-х таких же.
Количество сооружений на 1 авг. 1933 года по типам: М-2 - 44 шт; М-3 - 4 шт; М-4 - 6 шт. (ложные). Итого: 54 шт.
Количество сооружений по годам постройки: 1930 года - 3 ОТ; 1931 г - 26 ОТ; 1932 г - 27 ОТ. Итого: 56 шт.
Как видим, количество разнится. В первом случае не учтены два КНП типа Б и М-1. В дальнейшем различия в цифрах будут еще более впечатляющие, что свидетельствует о разных методиках подсчета количества сооружений.
Лист 27 данного дела приводит следующую статистику количества ОТ Псковского УРа на 13.10.1933. Документ подписан начальником 1-го сектора 1 отдела УНИ РККА Немировским:
Логазовический БРО - 12 ОТ на 31 амбразуру;
Нееловский БРО - 11 ОТ на 25 амбразур;
Алабышевский БРО - 7 ОТ на 16 амбразур;
Снигиревский БРО - 11 ОТ на 24 амбразуры;
Туховинский БРО - 7 ОТ на 14 амбразур.
Кроме того, 2 КНП с тремя амбразурами и 3 ОТ типа М-4. Можно предположить, что в списках от 1 августа 1933 года закралась ошибка, надо читать 3, а не 6 ложных сооружений типа М-4. Соответственно в 1932 году построено 24 (с учетом 3-х ложных), а не 27 сооружений.
Таким образом, общий итог количества построенных ДФС Псковского укрепрайона по состоянию на осень 1933 года составляет 53 сооружения. В дальнейшем при совершенствовании УРа количество ложных сооружений увеличивалось.
Вид на центральную амбразуру огневой точки. Броневая заслонка отсутствует, внизу сохранилось «ухо» пулеметного станка Горносталева СТАД под пулемет системы «Максим».
Интересна не глубокая, против обыкновения, ниша в стене для утапливания коробки с лентой пулемета и обеспечения левого края сектора обстрела.
Вид на центральную и правую амбразуры.
Вид на правую амбразуру ДОТ 5. Заметна импровизированная конструкция боковых планок амбразурного узла по типу П-31 и их закрепление в бетоне. Заслонка в открытом и закрытом положении фиксировалась не штатно с помощью валика и уступов, а с помощью сохранившегося до наших дней приваренного шпингалета, застегивающегося в ничем не укрепленные дырки в бетоне. Надо полагать, что стойкость такого способа закрытия заслонки в случае попадания в нее крупных осколков или воздействия ударной волны приближалась к нулевой. В нижней части амбразуры сохранилось «ухо» пулеметного станка СТАД Горносталева под пулемет системы «Максим». В случае с этой амбразурой ниша для утапливании коробки с лентой при повороте пулемета в крайнее левое положение выполнена обычных размеров.
Тыльная стенка каземата с амбразурой обороны входа. Ружейная заслонка РЗ-31 не установлена. Видны усиливающие профили, два кронштейна под оборудование (радиостанция?) и откидное сидение одного солдат гарнизона ОТ.
Причем сидение расположено прямо под кронштейнами и поместиться на нем вряд ли возможно.
Отверстие амбразуры обороны входа.
Воздуховод вентиляции и срезанные швеллера крепления насоса.
Комары на потолке сгрудились вокруг отверстия антенного ввода
Подведем итог: ДОТ 5 легко доступен и безусловно интересен для осмотра любителями военной истории. Он в меру хорошо сохранил свои интерьеры и представляет собой типичный трехабразурный ДОТ второй линии обороны, достройка которого растянулась на несколько лет и была обеспечена силами псковских предприятий.
Алексей Старков
* - Схема любезно предоставлена Олегом Тульновым (СПб)