Сегодня: Среда, 20 Сентября    18+

www.pln24.ru Информационный портал Псковской области. Основан в 2000 году.

слушать online смотреть online
Ниже не будет! Свободный участок охотхозяйства Творог «Прасковья Молочкова» признан лучшим Аренда Театр кукол Фит-модель Сделай подарок любимой учительнице У ребенка мерзнут ноги: что делать? «Охота на свалки» «Авентин-Псков» приглашает на День открытых дверей 26 августа Лучшая интерьерная печать в Пскове



Урочный час для краеведения

12.08.2017 16:42 ПЛН, Псков

В псковских школах могут появиться уроки краеведения. Такая перспектива обсуждалась на заседании Общественного совета по вопросам культурного наследия при госкомитете Псковской области по охране объектов культурного наследия. Заседание состоялось 11 августа, то есть в пятницу вечером, и из 11 членов совета на встречу пришли всего 6. Остальные, очевидно, предпочли отдых на природе непростой задаче защиты культурных ценностей. Впрочем, председателя совета Николая Лаврентьева это обстоятельство не смутило и, отметив, что кворум есть, он перешел к повестке дня.
 
 
Ранее утвержденную повестку дня немного поменяли, чтобы побыстрее отпустить приглашенных экспертов, так что начали с проекта по возвращению в школы Псковской области уроков краеведения. Как рассказала Наталья Беляева, такая идея возникла у членов «Сообщества защиты памятников Пскова», активистом которого она и является. Предложение было направлено вице-губернатору Максиму Жаворонкову, а в дальнейшем вопрос обсуждался 22 июня на заседании Комиссии по развитию образования и науки при Общественной палате Псковской области. По итогам той встречи были подготовлены опросные листы для псковских школ, для того, чтобы оценить, какую информацию о жизни родного края сегодня получают ученики. В половину школ областного центра анкета была представлена, директора отнеслись к идее с пониманием и обещали во второй половине августа, после проведения педсоветов, дать развернутый ответ.
 
В первом приближении ситуация такова: отрывочные сведения об истории и географии Псковщины ученики получают в 1-4 классах. Также существуют небольшие курсы, посвящённые растениям области и пушкиноведению. По мнению Натальи Беляевой, конечной целью было бы введение полноценного курса краеведения в объеме минимум 1 часа в неделю с 1 по 11 классы.
 
В качестве приглашенного эксперта присутствовала Татьяна Пасман, методист по истории, обществоведению и праву ПОИПКРО. Она рассказала, что краеведение в псковских школах было широко представлено до 2000 года. Еще в 1997 году был издан приказ Управления образования об изучение краеведческих вопросов в школьных курсах. Отдельного предмета при этом вводить не стали, но выделили часы в рамках уроков географии, истории и литературы. Было издано несколько методических пособий для педагогов, и даже шла речь о том, что хорошо бы ввести региональный экзамен по истории родного края.
 
Однако после «миллениума» произошли серьезные изменения на уровне Министерства образования. Политика поменялась, тенденции к децентрализации начали пресекаться федеральным центром, к тому же все силы были брошены на внедрение системы ЕГЭ. Как с иронией отметила Татьяна Борисовна, в России начались попытки создавать «собственные глобусы регионов». В итоге из школ исчез так называемый региональный компонент – то есть, та часть учебного времени, которую субъект федерации мог формировать самостоятельно. Осталась только федеральная часть и та, которую определяют на уровне школы. Тем не менее, новый стандарт предусматривает 10 часов с 1 по 11 класс на так называемую «проектную деятельность». Этот термин можно трактовать довольно широко, в том числе включить в него и изучение краеведения. Все 10 часов, разумеется, занять не получится, однако, час в неделю – это вполне нормальный объём, на который можно ориентироваться.
 
Также Татьяна Пасман выступила против обучения краеведению в 10-11 классах. Во-первых, старшеклассники и так загружены сверх всякой меры – им нужно готовиться к экзаменам, принимать решения, которые определят их будущее. А во-вторых, для того, чтобы разбираться в истории родного края, будет достаточно грамотно заложенной базы за предыдущие годы учёбы.
 
На вопрос о том, кто же будет преподавать школьникам основы краеведения, докладчица ответила, что квалификации ныне работающих педагогов для этого вполне достаточно. Псковский педагогический институт, где обучалась большая часть наших учителей, давал такое обучение. Всё, что нужно – это курсы повышения квалификации, чтобы актуализировать устаревшие знание. И этим ПОИПКРО готов заниматься.
 
«На наших курсах мы приглашаем специалистов из музея-заповедника, Псковского университета, посещаем библиотеки. Словом, этой работой мы можем заниматься и будем ей заниматься!» – оптимистично завершила своё выступлении Татьяна Пасман.
 
Председатель Псковского регионального отделения Союза краеведов России Тамара Вересова предложила выступить с инициативой о создании кафедры региональной истории и краеведения при ПсковГУ. Однако, по мнению Татьяны Пасман, такое предложение не имеет шансов на реализацию из-за кадрового голода и финансовых вопросов. Максимум, на что можно рассчитывать – это создание «лаборатории краеведения».
 
После непродолжительной дискуссии с разъяснениями, в чем отличие «кафедры» от «лаборатории», Николай Лаврентьев подвел итоги. Он предложил остановиться на трех моментах: во-первых, продолжить мониторинг того, как идет преподавание истории Псковщины в школах, во-вторых, выступить с предложением о создании «лаборатории» при ПсковГУ и в третьих, предложить Управлению образования Псковской области ввести уроки краеведения в рамках ныне существующих 10 часах, отведенных на «проектную деятельность».
 
Что же, инициатива неплохая, историю малой родины знать, конечно, надо. Особенно радует, что не придется вводить дополнительные часы для бедных школьников, на которых и без того обрушиваются всё новые и новые начинания. То шахматный всеобуч, то уроки патриотизма, то религиозное воспитание.
 
Далее Совет быстро и без особого обсуждения приняли этический кодекс для собственного пользования. В частности, согласно требованиям кодекса, члены Совета обязаны:
 
1.Руководствоваться высокими общественными интересами.
 
2.Исходить из честного, разумного, добросовестного исполнения своих обязанностей, относится к коллегам в духе уважения, доверия и благожелательного сотрудничества. Воздерживаться в публичной полемике от грубых и некорректных выражений.
 
3.Проявлять уважение к официальным государственным символам Российской Федерации и Псковской области.
 
4.Относится с уважением к русскому языку - государственному языку Российской Федерации и другим языкам народов России.
 
5.Заботиться о повышении авторитета Общественного совета.
 
6.Руководствоваться принципами законности, беспристрастности и справедливости.
 
7.Не допускать любых форм публичной поддержки политических партий.
 
8.Не допускать высказываний, заявлений, обращений от имени Общественного совета или его рабочих органов, не будучи на то ими уполномоченным.
 
Стоит отметить, что обычно в подобные документы вносят тезисы о вежливом отношении к коллегам, корректном поведении во время обсуждения и недопустимости появления на встречах в состоянии алкогольного опьянения. Видимо, для членов Совета, как для людей интеллигентных, такие моменты очевидны сами по себе. Так что, скорее всего, главной причиной, ради которой и приняли кодекс, стал пункт 7 – вывести данный орган общественного контроля из политики. А то мало ли у каких сил может возникнуть искушение использовать уважаемую общественную организацию как политическую трибуну.
 
Также участники встречи обсудили состояние церкви успения в Мелётове и Снетогорского монастыря, куда члены совета ранее выезжали для изучения дел на месте. В монастыре, по словам Натальи Савицкой, фрески, переданные в ведение общины, находятся в хорошем состоянии, однако, вызывает обеспокоенность состояние набережной. Есть реальный риск того, что монастырская стена в один прекрасный день будет подмыта и обрушится в реку. При этом архитектурный памятник и памятник природный находятся в ведении разных госструктур, которые, вместо того, чтобы объединить усилия, занимаются тем, что футболят вопрос по инстанциям.
 
В Мелетово, где находятся уникальные фрески, ситуация вроде бы сдвинулась с мертвой точки. Уже приехали реставраторы и осмотрели объект, выделены средства на проект комплексной реставрации. Впрочем, и здесь работы задерживаются из-за проволочек с документами. Прозвучало предложение – а не обратиться ли в международный Ганзейский комитет, чтобы включить посещение мелетовской церкви в программу праздников? Глядишь, тогда и наши чиновники будут вынуждены поторопиться.
 
Илья Петров

Источник: Псковская Лента Новостей





 

Устраивает ли вас, как в Пскове справляются с последствиями сильных дождей?












Loading...


Голосование

Устраивает ли вас, как в Пскове справляются с последствиями сильных дождей?












Календарь

«« 2017 г.
«« сентябрь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30