Новости партнеров
Oбозрения

Сultivator от Саши Донецкого: Они любить умеют только мертвых

27.08.2010 17:02|ПсковКомментариев: 5

В минувшие понедельник и вторник открылись две знаковые для Пскова поминальные выставки, посвященные сороковинам ушедших художников. В выставочном зале Союза художников на Ленина, 1 открылась выставка живописи «Память сердца» народного художника Александра Силина. В маленькой частной галерейке «Белый квадрат» помянули вернисажем Евгению Алексееву.

Выставки разные, как и судьбы художников.

Александр Силин – мастодонт псковского искусства, почти монументалист, попробовавший себя во всем. Не во всем преуспел, но добился звания народного художника и Почетного гражданина Пскова.

Евгению Алексееву, несмотря на бесспорную одаренность, друзья-коллеги даже в Союз художников не приняли, хотя все в душе признавали ее редкую трудоспособность, а главное, одаренность.

Но таковы уж нравы творческой интеллигенции: все у нас гении, признанные или нет, и при случае либо задушат в объятиях, либо вообще хребет сломают. Обо всем этом вполголоса, но честно говорят все наши художники, которых можно было бы объединить условным термином «скобарт», то есть такое особое псковское искусство, мало кого интересующее, но, тем не менее, иногда выдающее в эфир весьма оригинальные артефакты.

И Силин, и Алексеева выдавали, разумеется, каждый по-своему, и что их объединяет, так это вечный поиск нового, эксперимент, постоянная работа над собой, что заметно невооруженным глазом, как на одной, так и на другой персональных мемориальных выставках.

Что до Александра Силина, то, по легенде, он поставил себе цель - дожить до ста лет, и делал для этого все возможное, следуя старой формуле, что в России художнику, чтобы чего-то достичь, необходимо жить долго.

Силин достиг всего, чего хотел в плане общественного признания, но цифра 100 не давала ему покоя, и ради нее он занимался йогой и делал себе очистительные клизмы, словом вел себя как истинный индуист.

По иронии судьбы йога и подвела: в один из жарких дней, когда Александр Семенович делал какую-то сложную фигуру, у него оторвался тромб, отчего он скоропостижно и скончался. Однако не будь этой самой йоги, смог бы художник столь долго находиться в прекрасной творческой форме? Вопрос риторический.

Это все байки, как говорится, из склепа, но каждый художник знает, что, как жизнь состоит из мелочей, так и искусство, которое эту жизнь отражает или с ней, жизнью, конкурирует, тоже состоит из деталей, причем чрезвычайно значимых.

Вот правление Союза ни в какую не захотело принимать в свои ряды явно талантливого конкурента Евгению Алексееву, хотя тогдашний председатель Александр Шершнев всеми конечностями был «за». Художница, конечно, обиделась и уже никакие предложения от Союза не принимала. А не явилось ли то унизительное событие с приемом в члены Союза той первой червоточиной, что привела потом к онкологическому заболеванию и безвременной смерти?

- Сволочи мы последние. Не ценим «своих». И только топим и топим. Хотя зачем? Нехорошо это, некрасиво, – сказал мне с горечью в голосе за бутылкой водки известный псковский живописец Анатолий Портнягин.

Но как-то уж слишком поздно у творцов посыпается эта самая совесть и позднее раскаянье. «Они любить умеют только мертвых»- сказано и о нас тоже, псковичах.

- Шикарная выставка была когда-то в галерее «На Бастионной». Так вот эта маленькая женщина завесила полностью весь огромный зал в галерее, – рассказал «Культиватору» куратор «Белой галереи» Юрий Кольцов. – Она в разных техниках пробовала себя, и последние ее более или менее узнаваемые работы – это портреты, которые она писала. Был такой проект к 60-летию Великой Отечественной войны, и Женя практически в одиночку этот проект сделала, хотя потом она кое-кого привлекла. Но, скажем, Александр Александров 15 портретов написал, то она портретов 50. Причем каждый в двух экземплярах - для человека и для себя. И, к сожалению, она не была признана профессиональным Союзом художников.

- А почему?

- А потому что она, кроме таланта, обладала еще и организаторскими способностями. Когда она пришла в школу искусств, то через 2 года из 50 преподавателей она стала лучшей. И вот люди из Союза видели в этой маленькой женщине для себя как бы угрозу. У нас же все «гении»! А еще одного гения принимать в свой стан не хочется.

На фоне мемориальных мероприятий вновь приятно удивили два псковских художника, удостоенные чести участвовать во Всероссийском актуальном проекте «Крестодвижение» - это Эдуард Шарипов и Анатолий Жбанов, которых недолюбливают городские чиновники от культуры за независимость мышления и склонность к эпатажу. В Псков со специальным визитом приезжал куратор этого проекта и директор Санкт-Петербургского Музея нонконформистского искусства Евгений Орлов и лично отбирал работы авторов.

- Проект не носит заказной характер, – рассказал Евгений Орлов. – Мы берем то, что уже создано, но в направлении нашей темы, получившей окончательно такое название «Крестодвижение». Изначально проект был посвящен Александру Невскому и другим русским святым, но затем он немного трансформировался. В «Крестодвижении» участвуют художники, которые в своих работах пытаются работать с духовными практиками и осмысляют такой символ как христианский крест. Сейчас в проекте 14 художников, в основном из Санкт-Петербурга, и это будет большое и длительное турне по городам России. И мне приятно, что два псковских автора тоже участвуют в общем деле.

- А в Пскове выставка будет демонстрироваться?

- Нет. К сожалению, несколько лет назад я, как директор Музея нонконформистского искусства, несколько раз обращался в Псковский музей-заповедник с предложениями о совместных проектах, но встретил полное непонимание. Проще говоря, меня послали. Сказали, что их это не интересует. Сейчас же сложилась такая ситуация, что я ни к кому с проектами не обращаюсь. Наоборот, обращаются ко мне, и если есть что-то интересное, то мы рассматриваем это предложение, хотя программа Арт-Центра на Пушкинской, 10 расписана на несколько лет вперед. Но, повторюсь, Жбанов и Шарипов, получается, в частном порядке вполне вписались в долгоиграющий Всероссийский художественный проект «Крестодвижение», пропагандирующий духовные поиски художников, и мне, как куратору, это очень приятно.

Вот так. Без чиновничьей возни и подковерных интриг, оказывается, можно служить искусству, и тот факт, что на художнической карте Пскова хотя бы остались такие уголки как мастерские художников Дома купца Сафьянщикова, где твориться живое, самобытное искусство, радует ожесточенное несправедливостью сердце автора этих скромных строк.

Саша Донецкий                                                         

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Необходимо ли упростить выдачу оружия в России?
В опросе приняло участие 257 человек
Лента новостей