Сцена / Обзоры / Актерский дневник

Удивляйтесь, господа, удивляйтесь!

02.12.2013 09:50|ПсковКомментариев: 9

Актерский дневник 02.12.13.

К 50-летию Псковского театра кукол

О театр! Чем же он прельщает?

В нем умереть иной готов.

Как милосердно Бог прощает

Артистов, клоунов, шутов…

Жизнь коротка, как пьесы читка,

Но если веришь – будешь жить!

А театр – сладкая попытка

Вернуться, что-то изменить,

Остановить на миг мгновенье,

Потом увянуть, как цветок,

И – возродиться вдохновеньем!

Играем – разрешает Бог!

Эти строки Валентина Гафта я прочел в минувшую пятницу на юбилейном вечере, посвященном 50-летию Псковского театра кукол перед вручением театру Почетной грамоты Союза Театральных деятелей России, подписанной председателем Союза Александром Калягиным, – за высокие творческие достижения.

Но начался вечер с таинственного полумрака, из которого на сцене появился настоящий Пьеро, в руках у него была настоящая живая скрипка, а в скрипке - живая, тоскующе-нежная мелодия Глюка из «Орфея и Эвридики». Потом появился Александр Заболотный, в просторечии Сансаныч, и его голос:

-  Как странно всё… Театру 50 лет, а он совсем невзрослый… В нем играют взрослые актеры, а роли совсем детские…  Я хочу вспомнить тех, кто основал наш театр – семью Павловых. Думаю, они заслуживают аплодисментов.

И аплодисменты не заставили себя ждать.

А Сансаныч под щемящую мелодию готовой расплакаться в руках Пьеро скрипки продолжал:

- Я хочу вспомнить тех, кого уже нет с нами, кого я лично знал и без кого нам сегодня грустно: Лешу Маслова, Николая Чернявского… Нам грустно без режиссера Александра Веселова… без вахтера Петровича, который один, кажется, мог заменить всю труппу… Но праздники принято праздновать и, я думаю, хватит грустить.

И уже совсем под другую музыку главный режиссер, заслуженный артист России Александр Заболотный пригласил на сцену ветеранов театра – действующих и не только: Дину Зайцеву, Наталью Поликарпову, Ольгу Зикору, Людмилу Кузьмину, Людмилу Середенко, Раису Иванову.

Это одна из становых, одна из самых ценных традиций русского театра – уважение к ветеранам. Известно, что самый массовый и авторитетный сегодня творческий союз России – Союз Театральных деятелей – назывался во времена своего создания 130 лет назад «Обществом взаимного вспоможения русских артистов». И есть своя историческая закономерность и театральная справедливость в том, что открыли юбилей своими воспоминаниями и получили первые юбилейные подарки они, ветераны театра.

Документально подтвержденная дата рождения Псковского театра кукол - 1 октября 1963 года, - с этого дня вот уже 50 лет он остается единственным детским театром в Псковской области. Его создателями стали первый директор Владимир Павлов, художественный руководитель  Михаил Носов и две профессиональные актрисы Таисия Павлова и Лидия Терехова. Но родился театр, конечно же, в день первой премьеры – спектакля «За елкой» по пьесе Николая Носова в дни новогодних праздников.

В Пскове всегда были, есть и будут почитатели искусства театра, и для большинства из них первое знакомство с волшебным миром сцены состоялось именно здесь, в стенах бывшего молельного дома купца Батова, что за Ольгинским мостом. Многие давно повзрослевшие зрители помнят лучшие спектакли театра: «Звездный мальчик», «Белая дочь степей», «Поди туда – неведомо куда», «Сказание о сестрице Аленушке и братце Иванушке», «Золушка», - они стали визитной карточкой театра на многие сезоны. В разные годы театром руководили Владимир Холин, Мария Кравцова, Александр Неласый.

В 1999 г. главным режиссером театра стал Александр Заболотный, и коллектив, можно сказать, вступил в новую эпоху творческой жизни. Начался настоящий фестивальный прорыв – участие не только в российских, но и международных фестивалях. В 2001 году спектакль «Иван-царевич и серый волк» стал номинантом самой престижной российской театральной премии «Золотая маска», а «Петрушка и Гитлер» в болгарском Пловдиве на Международном фестивале театров кукол получил «Гран-при» и был включен в программу «RussianCase», то есть в список спектаклей, рекомендованных зарубежным театральным продюсерам. В 2003 году театр за спектакль «Петрушка и колобок» на фестивале «КУКАРТ-4» (Санкт-Петербург) получил звание лауреата в номинации «Сохранение театральных традиций».

Еще одно событие 2003 года вывело наш театр кукол в первую строку театральных новостей России: в архиве театра была найдена и поставлена неопубликованная пьесе Сергея Довлатова «Человек, которого не было». Об этой знаменательной премьере вспомнил на юбилейном вечере известный журналист Юрий Моисеенко, один из активных участников продвижения на сцену довлатовского текста.

Да, этот театр всегда умел удивлять, и, похоже, это умение возведено в театре в ранг творческого кредо. В 2006 г. состоялась премьера «Фауста» Гёте, - вот так, ни больше, ни меньше! Пропустить такое явление было грешно, и я отправился – признаюсь, с некоторой опаской. И главным вопросом: для кого в театре кукол можно играть «Фауста»? Для детей? Взрослых? А пойдут? Честно говоря, не знаком с дальнейшей кассовой судьбой спектакля, но помню свое весьма яркое впечатление от в высшей степени изобретательного и умного действа (режиссер Александр Заболотный, художник Андрей Севбо), от прекрасного актерского трио Дмитрия Чернова (Мефистофель), Бориса Поткина (Фауст) и Елены Смирновой (Маргарита). А что касается «для кого?..» Стало ясно, что если речь идет о действительно художественном явлении в этом театре, то оно будет интересно всем, независимо от возраста.

Сейчас театр в прекрасной творческой форме. Труппа кардинально обновилась, появилась молодежь. В театре работают девять актеров - хорошо подготовленных профессионалов, и работают, как всегда было в этом театре, в очень напряженном ритме. А лауреат «Золотой Маски», заслуженный артист России Евгений Бондаренко теперь еще и главный художник. Зная разностороннюю творческую одаренность Евгения, не сомневаюсь, что он непременно порадует зрителей яркими неординарными работами и в этом качестве.

Разумеется, есть в театре трудности, и они – в русле традиций главных проблем нашей культуры, связанных с элементарными средствами на существование. Ну нельзя нам без детского театра, уважаемые дяди и тети из власти, одичаем ведь! Давно требует ремонта дом купца Батова и этот уютный, знакомый всем с детства зал для маленьких зрителей. И теперь, когда вот-вот закончится ремонт Народного дома – здания Пушкинского театра – может быть, самое время обратить внимание и на этот еще один театральный псковский дом, с порога которого начинается жизнь псковского театрала.

Есть надежда, что дяди и тети услышат и поймут, во всяком случае, те, что пришли поздравить театр с юбилеем и нашли для них такие теплые слова: от администрации Псковской области – заместитель губернатора Виктор Остренко, от областного Собрания депутатов – Лилия Никифорова, от государственного комитета по культуре – Александр Голышев и Анна Бударина…

От Пушкинского театра коллег поздравил зав. литературно-драматической частью Юрий Стрекаловский.

На предъюбилейной пресс-конференции в Общественном пресс-центре ПЛН директор театра Татьяна Ааб рассказала, что если раньше папа приводил ребенка, оставлял его в зрительном зале и пропадал, а мамы бегали в это время по магазинам, то в последние годы появились приятные изменения: с детьми стали приходить мамы, потом мамы и папы, а потом стали просто приходить взрослые люди, чтобы посмотреть спектакли. Как знать, может быть, усилиями развивающегося Театра Кукол и обновленного театра им. Пушкина Псков и впрямь станет одним из театральных центров… северо-запада? России? Европы? Поживем – увидим.

Вик. Яковлев

Лента новостей