Блоги / Константин Шморага

Потеря рассудка

21.02.2014 19:38|ПсковКомментариев: 60

Или вокруг все вверх ногами стало, или я перевернулся вниз головой. Ничего не понимаю. Как может быть белое еще и черным, а черное еще и белым? Это про Украину.

С тех пор как там начались беспорядки, я твердо был убежден, что сами они разберутся – здравый смысл везде один и тот же. К тому же у соседей богатый опыт по завариванию и расхлебыванию. А оттого за новостями с незалежной следил по случаю. И даже последний месяц единственное, что приходило в голову – только бы не поубивали друг друга, пока разберутся, кто правее.

Но…

Очень вероятно, что Янукович действительно плохой президент, что страной и правда правят олигархи, а не правительство. И что в результате того ада, который даже визуально можно обнаружить на последних киевских фото преимущества получат США, ЕС, Россия, ОАЭ или космические пираты. Все это возможно и даже, наверное, так и есть. Однако поражает совершенно другое.

В голове не укладывается, с какой скоростью улетучивается здравый смысл. Я уже не говорю про такие вещи как справедливость и честность. Вот читая летопись похода Стефана Батория на Псков (написанную священником короля), находишь добросовестное и вполне честное (с поправкой на особый взгляд) описание. Обращаясь к части сообщений СМИ и большинству высказываний политиков, начинаешь верить, что Земля имеет форму чемодана.

Говорят о протестах украинского народа, а большая часть погибших – жители западной Украины. Подкрепление Майдану с Львовской области воспринимается как показатель народной поддержки, а приезжие с востока и юга Украины, выступившие на стороне милиции, презрительно называются «титушками», предателями и сторонниками банды Януковича. Ораторы Майдана призывают воевать «до последнего», а мой знакомый из Харькова рассуждает, еще, правда, до появления огнестрела в Киеве: «Ну как их (западенцев) прессовать-то, они ж тоже украинцы. Беда страны в том, что половина смотрит строго на Восток, а половина – на Запад. А Украина-то одна».

Молодчиков, закидывающих безоружных в общем-то срочников ВВ и неподвижно стоящий «Беркут» коктейлями Молотова, называют активистами протеста. Судя по риторике, это герои, и поливают они своих сограждан в форме, которые большую часть действа играют роль живого щита, вовсе не горючей жидкостью, а по голове бьют совсем не металлическими прутами. На самом деле они просвещают их относительно преимуществ демократии и европейского выбора. Теперь говорят, правда, насилие провоцирует какая-то третья сила, наемники, но никто из мирных майдановцев ни 18 февраля, когда все началось, ни в конце января, не пытался задержать тех, кто дискредитирует народный протест. Милиции, журналистам, иностранным министрам на них тоже не жаловались. Наоборот, не упускали случая поглазеть на экшн.

Жители регионов, не поддержавших выступление, получили ярлык тупых русских, быдла и рабов, готовых терпеть все что угодно. Короче, с ними все ясно, давайте сперва в Киеве разберемся.

А когда 20 февраля началось открытое применение огнестрельного оружия, фестиваль благоразумия и здравого смысла достиг своего апогея. Переданная и УНИАН, и Лентой ру утренняя новость, о том, что «Беркут» отступает с криками «У них оружие!», никого не заинтересовала, а сообщение о милицейских снайперах на крышах зданий вызвало практически всеобщее возмущение. Естественно некая запись радиообмена, предположительно принадлежащая подразделению снайперов, никого тоже не зацепила. Там, между прочим, речь шла о том, что главная задача бойцов – наблюдать. А докладывать и работать – только по людям с оружием.

История с выходами из «Партии регионов» – того же безумного вкуса и запаха, как и одобрительные возгласы «Молодцы!» в адрес тех людей. А вот факт, что прокурор одной из западных областей не стал так модно переходить на сторону народа, а подал в отставку прошел так, мимо, одной строкой. По мне именно этот человек если не герой, то весьма заслуживающий уважения гражданин Украины.

Ну и под занавес (хочется, несмотря ни на что, верить в окончание украинского кошмара) люди радуются постановлениям Рады и переносу выборов с весны будущего года на декабрь этого. Погибших обещают, конечно, вечно помнить, похоронить за общий счет и поставить памятник. И дают салют в честь новостей из парламента. Именно за это гибли, и демонстранты, и милиционеры.

Милиции в этом бардаке выпала самая странная роль: стояли, пытались договориться с толпой (в Сумах даже совместные патрули предложили создать), горели, отбивались и отстреливались… Зачем, пока неясно, но правительство не нашло в себе смелости даже спасибо сказать. Хотя бы за то, что все это вынесли.

И еще одна деталь: охлократия становится все большим фактором политики, все более открыто используется как инструмент управления. В Киеве действия толпы были до неразличимости смешаны с волей народа, до степени, что всякий, кто сомневался в справедливости протеста, в конце концов начинал чувствовать себя виноватым.

Радикализация протеста, избавление от его гражданских форм по типу итальянских забастовок или гражданского неповиновения, или того, что французский интеллектуал Маркузе называл Великим отказом, происходит довольно стремительно. Отчасти потому что власть вполне освоила технологии манипуляции, но главное – потому что все хотят всё и сразу, здесь и сейчас. Потребитель не может отказать себе быть потребителем. Хотя бы экшн должен быть.

И еще не хочется ответственности. Ее очень просто нести, когда в руке если не пулемет, то хотя бы коктейль Молотова. Когда вокруг баррикады и все горит. Дальше разберемся. Как сказал один из участников Майдана «Судят не за государственный переворот, а за его попытку».

Отныне не нужно апеллировать к аргументам, не надо что-то объяснять – надо действовать. И горе тому, кто живет иначе.

Константин Шморага

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Сколько денег потратили на новогодние подарки?
В опросе приняло участие 201 человек
Лента новостей