Новости партнеров
Сцена / Обзоры / Актерский дневник

Театр и зеркало. Сетевое

03.05.2011 08:54|ПсковКомментариев: 9

Актерский Дневник  02.05.11.

Когда-то Николай Василич Гоголь предпослал своему бессмертному «Ревизору» эпиграф-пословицу: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». А коли при проблемной «роже» и зеркало с изъяном - вовсе беда.

С некоторых пор пресса, прежде всего, сетевая, не скупится на отзывы (подчеркиваю - НЕ рецензии!) о театральных премьерах. Отзывы самые разные и на все вкусы. Если кого интересует краткое содержание - пожалуйте к статьям Алексея Семенова в «Псковской правде» или Светланы Петровой на ПАИ, отличающиеся друг от друга не более чем школьные изложения одноклассников одного и того же текста. Что ж, удобно: если есть содержание, можно его изложить, не утруждая себя анализом драматургических противостояний, режиссерско-актерской палитры, расстановки акцентов, сверхзадачи, художественно-эстетической целостности и проч. Правда, игру актеров в этом случае придется рассматривать еще и на предмет соответствия режиссерскому замыслу, а это уж и вовсе хлопотно. К кому обращены подобные «рецензии»? К тем, кто видел спектакль? Но зачем тогда излагать? Если к тем, кто в театр ни ногой, - так те и вовсе читать не станут.

Критика - музыкальная, театральная, литературная, любая, - всегда была посредником между художественным произведением и его автором (в театре - авторами) с одной стороны, и слушателем, зрителем, читателем и т.д. с другой. К сожалению, о том, что псковские публикации о премьерах помогают зрителю внятно «прочитать» спектакль, увидеть его плюсы и минусы, говорить не приходится. И - уж простите, повторюсь - никакой театральной критики в Пскове нет. Она, критика, - та же профессия, как актерское или режиссерское мастерство. Никто и не думает, что о наших спектаклях станут писать выпускники театроведческого факультета ГИТИСа, но всякий пишущий о театре позаботиться об элементарной профессиональной грамотности все же обязан. Не грешно бы порыться в старых подшивках и просмотреть настоящие рецензии Валентина Курбатова или Светланы Андреевой о нашем театре. А ежели шибко хлопотно, заглянуть хоть в словарь, пусть электронный, на «рецензия» и  «критик».

Более разнообразен Александр Донецкий на ПЛН, тоже, впрочем, излагающий, но не без свойственной ему лихости, так любезной сердцу сетевого читателя, - нет, скорее потребителя, которому где прикольно - там и правда. Та же лихость в оценках: «Королева красоты» у него - лучший спектакль 10-летия, «Афинские вечера» - лучший за последние 15 лет. Как соотнести эти оценки друг с другом - дело двадцатое, может, тут расчет на то, что читающий сегодня не вспомнит написанного вчера. Но чего действительно жаль, - что Александр порой опускается до банальной, граничащей с хамством бестактности, как, например, в случае намеренно исковерканной фамилии режиссера Верхградского. Или тоже ради красного прикольного словца? Не лучше ли, не честнее ли хоть как-то сформулировать свои к режиссеру претензии? Слабо? Трудоёмко?

И совсем о грустном, навеянном читательским форумом после статьи Донецкого «Оргиазмия. Не путать с оргазмом» (воздаю должное автору, умелому провокатору этаких форумов) и некоторыми репликами на театральной странице «В Контакте». Наш театр с большим трудом, но меняется.  Многообразие режиссуры - тоже поиск себя, поиск нового языка общения с новым зрителем. Вероятно, нынешний период истории Пушкинского театра когда-то будет назван переходным - непростым, но неизбежным после «эпохи» театра одного режиссера. Разброс мнений о спектаклях и актерах велик, как никогда, - это хорошо и нормально. Повторю классическое: «Ибо надлежит быть и разномыслиям, дабы открылись между вами искусные».

Беда в том, что разномыслие все чаще зашкаливает в нетерпимость к иному мнению. Кто-то считает спектакль лучшим в сезоне, кто-то совсем другой спектакль называет лучшим за 10-летие, - и на здоровье! Это его право. Как и мое право - соглашаться или нет.  Но когда разномыслие становится поводом к оскорблениям, хамству, злой радости, то бишь злорадству, - накапливается и начинает работать изрядный разрушительный заряд. Испражняющийся на ближнего сам первый теряет лицо и достоинство - неужто не очевидно? Прикиньте, как сами-то смотритесь в своем же кривом зеркале. Не догадываетесь?

В авторах форума легко угадывается рука кое-кого из несостоявшихся актеров. Но озабоченностью судьбой театра тут и не пахнет, скорее, разит желанием затоптать, растереть, заплевать: «Я из оппозиции, которая борется с худшими проявлениями в театре...» «Худшими», разумеется, с точки зрения говорящего. И поэтому надо долбить того, кто не по сердцу? Есть более достойный способ борьбы, требующий правда, реальных усилий: поставь, сыграй лучше, ярче, талантливей, и не надо будет анонимно тявкать на клавиатуре. Либо - учитесь  общаться на языке аргументов. И - подписывайтесь, господа, не стесняйтесь, коли помыслы чисты!

Как будет меняться Псковский театр, в котором, на мой взгляд, сейчас две главных тоски: по единству эстетики и хорошим профессионалам? Продлится режим выживания, который не может быть бесконечным, или власть, наконец, как та избушка из сказки, повернется к театру лицом? Впереди сложное время - расставание на неопределенный срок с главной сценой, Народным домом им. Пушкина, где летом начнется долгожданный ремонт-реставрация. Однако театр - это, прежде всего, труппа, творческий состав. Бог весть, какими нежданными проблемами и потерями обернется для труппы вынужденная бездомность. Ясно, что не приобретениями. Каким будет наш театр, зависит не только от тех, кто на сцене, но и тех, кто в зале, а потом за «клавой» у «компа», - от «солистов» и не только. Так помогайте – хотя бы словом!

Оставляя за текстом сетевые непотребства, приведу пару позитивных реплик: «Ох, и злая у вас тусовочка! Мира вам!» - восклицает один из форумчан. И другой: «Да ладно вам, если этого Театра не будет, то иллюзий по поводу культурности нашего города тоже не останется...»

Вик. Яковлев

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Где будете отдыхать на майских праздниках?
В опросе приняло участие 219 человек
Лента новостей