Сцена / Обзоры / Актерский дневник

О театральных праздниках и буднях

14.03.2017 16:21|ПсковКомментариев: 33

Актерский дневник 14.03.2017 г.

Завершившийся месяц назад XXIV Пушкинский театральный фестиваль - первый, пожалуй, из фестивалей, страсти по которому не утихают так долго - и в печати, и в личном общении, в театре и не только. Не претендуя на обзор, уступая просьбам некоторых коллег и просто собеседников, попытаюсь сформулировать и свое отношение к некоторым тенденциям развития нашего Пушкинского театрального празднества.

Поскольку во время фестиваля был занят в репетициях «эскиза» по «Капитанской дочке» в постановке Николая Русского, увидеть удалось не все, но многое.

Начну с главного. Как-то само собой зрители разделились на две условные части: одни приветствовали и приняли театрализованные эксперименты с пушкинским текстом и вокруг него, у других они вызвали недоумение, переходящее в возмущение. Первые, можно сказать, отконденсировались в те самые пять с небольшим десятков зрителей, что остались в зале до конца «Сказок для взрослых», представленных Московским «Центром драматургии и режиссуры» в лице артиста Александра Синяковича и тренеров (?) KLIM-а (Владимира Клименко) и Андрея Випулиса. Вторые – остальная часть заполненного до отказа 600-местного зала – покинули представление. Подобное отрицание происходящего на сцене имеет вообще-то давнее недвусмысленное название – провал. Но оставшиеся сочли – и считают по сей день – провалившимися тех, кто ушел, объясняя их уход из зала во время «действия» отсутствием приличий, интеллектуальной и культурной недоразвитостью, «скобарской» недалекостью. Я же считаю, что с этакого «зрелища» или «представления» (не поворачивается язык назвать спектаклем) неприлично было не уйти.

Покидать начали где-то через полчаса. «Жил-был, был-жил, жил-был, был-жил…» - перекатывал наманикюренный и напомаженный артист во рту, ритмично суча босыми ногами, первые слова «Сказки о попе и работнике его Балде». Спустя некоторое время родилось второе слово первой строки: «ПОП!» - тоже на разные лады, меняясь местами с «жил-был». Через несколько минут дождались второй строки - «Толоконный лоб» - и так далее…

Признаюсь, скоро и во мне стало подниматься непреодолимое желание встать и уйти: какого-либо развития не наблюдалось и не предвиделось, содержание сказки я, как и многие другие, помнил и без вдалбливания со сцены. Памятуя все же, что нехорошо покидать театральный зал во время действия, решил дождаться конца «Попа», после которого, полагал, случится долгожданный антракт и возможность более-менее тактично уйти. (Еще одна отличительная черта прошедшего фестиваля – активная работа гардероба в антрактах: по количеству уходящих можно было подумать, что спектакль закончен.) Но, расправившись, наконец, через час двадцать (!) с «Попом», артист принялся тем же манером препарировать «Царя Никиту и сорок его дочерей». Оставаться долее заложником приличий становилось невозможно. Потом узнал, что антракт случился только через 2,5 часа после начала. И что зрителей к концу осталось около трех неполных рядов партера.

В одной из спонтанных дискуссий в Facebook я уже высказался, что считаю «Сказки для взрослых» явлением антиэстетичным и антисценичным. Антиэстетичным потому, что означенное монопредставление существует вне какой-либо эстетики и вряд может считаться искусством.   Антисценичным потому, что находится вне законов сценического действа, которое предполагает развитие, т.е. сквозное действие и сверхзадачу, к которой оное действие стремится. Есть еще понятие сверх-сверхзадачи, обозначающее то, ради чего спектакль поставлен, т.е. смысл существования спектакля (сродни смыслу жизни человека). Это – профессиональная грамота, из которой не выпрыгнешь (а выпрыгнешь – себе дороже). Если действие стоит на месте, оно перестает быть таковым.

Александр Донецкий назвал «Сказки для взрослых» спектаклем-деконструкцией. Деконструкцией чего? Пушкина и его текстов? Смысл? Зачем деконструировать то, что создано «сердцем, душой, разумением», творческим духом гения, в конце концов? Если бы актер в течение трех часов «деконструировал» «Тараканище» или поэму «В.И.Ленин», эффект был бы ровно тот же. И – возникает главный фестивальный вопрос: Пушкин – причина или повод Псковского театрального форума? Если повод к самовыражению, самораскрытию Клименко или Коляды – по мне это мелко, неинтересно и недостойно Пушкина.  

Духовное постигается усилием духовным, другого пути нет. Где ставить ударение, на первом или последнем слове во фразе «Я играю ПУШКИНА», - эта формула-тест, рожденная на творческой Лаборатории прежних фестивалей, работает и сегодня, с головой выдавая тех, кто в первую очередь озабочен самовыражением и в последнюю попыткой углубленного постижения Пушкина и собственного перевода его на язык театра. «Очаровательной бездной» назвал Пушкина великий режиссер Петр Фоменко – тоже на нашем фестивале.

И нечего вешать мне ярлыки ретрограда и консерватора. Я говорю не о форме, а прежде всего, о содержании, вернее о его отсутствии и – в результате – пустозвонстве этих самовыкрутасов. Нечто подобное творилось в искусстве начала прошлого века, когда творческая доблесть измерялась степенью оригинальности авторов и их творений, большинство которых теперь никто и не вспомнит. Когда же попытки официального признания этих псевдоноваторов становились особенно назойливы, раздавался, к примеру, голос академика Ивана Бунина: «Не может быть и речи о поощрении сочинений господина Городецкого со стороны Академии!» Но кто-то доходил и сам. Борис Пастернак: «До 17 года у меня был путь – внешне общий со всеми; но роковое своеобразие загоняло меня в тупик, и я раньше других осознал с болезненностью этот тупик, в который наша эра «оригинальности» заводит… И я решил круто повернуть. Я решил, что буду писать, как пишут письма, не по-современному, раскрывая читателю всё, что думаю…» (из письма Вячеславу Полонскому, лето 1921 г.) А кто-то так и не понял. И раздавалось: «Я – гений Игорь Северянин…» или «Для меня все другие поэты – предтечи!..» (Бальмонт). Раздается и сейчас: «Я – солнце русской драматургии», - заявляет Николай Коляда, и использует «Пиковую даму» Пушкина для воплощения на сцене собственных ночных кошмаров.

Форма может быть любой, если она содержательна. Пример – великолепный спектакль Тимофея Кулябина «Евгений Онегин» Новосибирского театра «Красный факел», показанный на фестивале-2014. Помню, как тогда в антракте подходили ко мне возмущенные издевательством над классиком зрители: «И это – Пушкин?!» - «Да, это Пушкин». Не стану сейчас останавливаться на подробностях (посвятил тогда этому спектаклю отдельную статью – «Страсти по «Онегину»»), но скажу, что, будучи сугубо современным по форме (оформление, костюмы, фотосессия любующейся собой Ольги, костюм business-woman преобразившейся в генеральшу Татьяны и многое т.п.), спектакль остался в русле пушкинских постижений страстей человеческих: «Автора романа и автора спектакля объединяет то, что оба они уверены: любовь и ненависть, благоговение и цинизм, верность и предательство существуют во все времена, и горячее, заинтересованное (и талантливое, разумеется) повествование о них непременно найдет сердечный отклик у всех поколений – и до, и после нас».

Как остался в пушкинском контексте и спектакль нынешнего фестиваля «Пушкин-Пушкин» или «кинПушкинПушкинПуш» (Независимый театральный проект ББТ, Санкт-Петербург) – признаюсь, самое сильное мое фестивальное впечатление этого года. Преднамеренно бесхитростный спектакль уже известного нам режиссера Бориса Бирмана (автора нашего «Человека, обреченного на счастье» по Довлатову) – этакий калейдоскоп ракурсов, в которых предстает нам «наше всё». И ответ на вопрос «в чем величие Пушкина?» обрастает вдруг новыми, неожиданными и необыкновенно «вкусными» подробностями в текстах и персонажах Даниила Хармса, Михаила Зощенко, Бориса Шергина, Аркадия Аверченко и Абрама Терца. Но главное достоинство, главное «блюдо» спектакля – великолепные актерские работы Кати Ионас и Михаила Кузнецова. В каждой из сыгранных ими ролях – судьба, биография, характер – то, что есть самое ценное в театре, на что способен только высокий профессионализм и что составляет жизнь человеческого духа, - ту жизнь, которая, по Станиславскому, и является квинтэссенцией смысла существования театра.

Не случайно в фестивальных разговорах возникала и тема «голого короля», как, например, после бессловесной «звукооперы» «Снегурочка» театра «Старый дом» из Новосибирска. Режиссер  Галина Пьянова: «Музыкой для нас является всё. Поэтому в качестве музыкальных инструментов мы будем использовать как классические предметы, с помощью которых традиционно извлекаются звуки, так и бытовые. Гармошка, скрипка, флейта, медный таз...» «Что это было?» - слышал я вопросы в зале. Но и глупо выглядеть не хотелось. «Супрематизм! – услышал я от одного из уважаемых зрителей. – «Черный квадрат»!» Допустим.

Но и «Квадрат» Малевича далеко не все считают искусством, относя его, скорее,  к гениальной провокации в адрес всех, кто с готовностью ведётся на всё оригинальное. В пору моего студенчества в ГИТИСе наш замечательный Александр Ильич Морозов, впоследствии выдающийся искусствовед-академик, а тогда молодой педагог по ИЗО, на одной из лекций в Третьяковке рассказал, как иностранцам, желающим купить открытки с «шедевром» Казимира Малевича, втюхивают листочки фотобумаги с засвеченным квадратом посредине, - просто потому, что спрос был высок, а открыток из идеологических соображений не печатали. «Вряд ли возможно считать искусством то, что можно тиражировать таким способом», - добавлял Александр Ильич. Вот поэтому в театральном зале после «Снегурочки» то и дело возникал вопрос: «А может, король-то голый?..» А кто-то продолжает делать умный вид, и снова западает на «черные квадраты», как на черные дыры в смыслах бытия, и снова готов «идти туда, не знаю куда, и смотреть то, не знаю что».

Я бы согласился с предположением Александра Донецкого, что, вероятно, был бы смысл в создании некой экспериментальной фестивальной площадки. Чтобы, например, гриф «Эксперимент» как-то заранее ориентировал зрителя на, как бы это сказать, нетрадиционную ориентацию некоторых фестивальных названий. Необходимость экспериментов прекрасно понимал Станиславский, но – вне основной сцены: именно он благословил на создание театров-студий МХТ Мейерхольда, Вахтангова, Сулержицкого, других. Именно они стали потом театрами им. Вахтангова, Центральным Детским театром, Музыкальным им. Станиславского и Немировича-Данченко…  Последнюю, «Седьмую студию», создал совсем недавно Кирилл Серебренников на основе своего актерского выпуска Школы-Студии МХТ.

Вряд ли возможно сохранить одну из главных составляющих прошлых фестивалей – творческую Лабораторию ведущих практиков и теоретиков театра и ученых-пушкинистов. Вероятно, для этого нужна личность масштаба основателя фестиваля Владимира Рецептера. И все-таки заключительный Круглый стол с подробным профессиональным обсуждением фестивальной афиши вполне мог бы состояться и сейчас. Тем более, профессионалы собрались классные, судя по лекциям и обсуждениям спектаклей-эскизов лаборатории Олега Лоевского. Олег Семенович человек весьма опытный. Начиная обсуждение, он дает поначалу высказаться всем желающим, а затем объявляет: «А теперь слово специально обученным людям!»,- и начинается настоящий, на хорошем театроведческом уровне, разбор режиссерско-актерских экспромтов, этакий мастер-класс для любителей устно или письменно обсудить увиденное.

Отсутствие театральной критики – это даже не беда, а обычное дело в российской провинции, где журналист пишет обо всем – о политике, общественной жизни, социальных проблемах, о работе котельных и о живописи, о плохих дорогах и филармонических концертах, об уровне борьбы с преступностью, о состоянии медицины и театральных премьерах. И выходит, что специализация «театральный критик» возможна только в столицах, где «специально обученные люди» занимаются каждый своим делом, - ведь существуют же для чего-то театроведческие факультеты в ведущих театральных вузах! В Пскове, на мой взгляд, есть классные журналисты. Но и они начинают вдруг разыгрывать из себя профессиональных критиков, когда берутся писать о театре. «Гениальная рецензия!» - пишет кто-то в комментах к статье об одной из премьер. На самом же деле ни о какой рецензии, т.е.  анализе спектакля в узловых его моментах, и речи быть не может, - просто потому что это отдельная профессия, отдельное умение. Единственное отличие наших доморощенных «критиков» от остальных зрителей в том, что они умеют составлять слова во фразы и как-то формулировать свои зрительские впечатления. Понимает это пока, кажется только Александр Донецкий, признавая,  что театральной критики в Пскове нет, что есть только театральная журналистика. Совершенно верно! Но, добавил бы я, претендующая при этом на роль именно всепонимающей театральной оценщицы и называющая свои отзывы серьезным словом «рецензия». Хотя из рассуждений Донецкого видно, что и он не ведает разницы между театральной критикой и театроведением («театраловедением», как говорила пресс-секретарь театра при Сенине), а ведь стоит только подумать, сопоставить. Думаю, ему даже в словарь заглядывать не надо, чтобы понять.

 «Это – не Чехов!», - заявляет в своем отзыве на последнюю премьеру театра один из журналистов. И о чем это говорит? О том лишь, что его представление о Чехове расходится с представлением  режиссера Александра Кладько, - и больше ни о чем! Это – рецензия?! На самом деле финал спектакля, когда униженный и оболганный, старый и одинокий моряк-офицер остается один и в его  воспоминании вдруг звучит военный парадный марш, - не мостик ли это к забытому в покинутом доме Фирсу из «Вишневого сада» уже зрелого Чехова! А ведь такой сцены нет ни в одноактной «Свадьбе», ни в рассказе «Свадьба с генералом», - ее сумел разглядеть в молодом Чехове режиссер Кладько.

Но есть проколы и посерьезней. Когда, например, в одной из местных «рецензий» спектакль «Соседи» назван пошлостью. Но тогда придется признать пошляками всех, кто до отказа заполняет на «Соседях» зрительный зал – и это в течение почти года, прошедшего со дня премьеры (т.е. примерно 7-8 тысяч). Когда такое было?! Во все времена (а я в театре больше 30 лет) при разных режиссерах, начиная с третьего, а то и со второго спектакля залы заполнялись в лучшем случае наполовину. В кои-то веки зритель пошел в театр, и спектакли идут при полных залах – и на Большой, и на Малой сценах! Снобистски привесить ярлык – не надо ни ума, ни сердца, ни умения. А вот попытаться понять и порассуждать, что такое репертуарная политика, и какие факторы участвуют в ее формировании, стоило бы. И не на уровне «нравится – не нравится», а на языке аргументов. Как и постараться вместе с театром подумать, что сделать, чтобы Дом имени Пушкина в Пскове действительно был Народным. А не инородным, не безродным или – не дай Бог – антинародным.

Обещаю в дискуссионном порядке ответить на все возникшие вопросы, но не на форуме ПЛН, к которому серьезно относиться я не смогу, а у себя ВКонтакте, или в Facebook, или в «Живом журнале». И с непременным соблюдением двух условий – под своими именами и при взаимном уважении.

Ваш

Вик. Яковлев

ПЛН в телеграм
Сюжет: XXIV Пушкинский театральный фестиваль О театральных праздниках и буднях Человек в белом Оборотни в погонах-буфф Пушкин и оскорбление чувств Пушкин и Булгаков могут стать темой юбилейного Пушкинского театрального фестиваля «Пинежский Пушкин» стал лидером зрительного голосования по итогам режиссерской лаборатории Олега Лоевского Уже выбран спектакль на открытие юбилейного Пушкинского театрального фестиваля Андрей Пронин извинился перед зрителями за высокие цены на билеты XXIV Пушкинского театрального фестиваля Преподаватели Псковского колледжа искусств высоко оценили музыкальную составляющую XXIV Пушкинского театрального фестиваля Стоя и бурными аплодисментами проводили псковичи Пушкинский фестиваль В Пскове завершается Пушкинский фестиваль Театр «Мастерская» в рамках XXIV Пушкинского фестиваля представит спектакль по ранним рассказам Булгакова 24-й Пушкинский. Версия 6+ Три спектакля покажут сегодня в Псковском драмтеатре в рамках Пушкинского театрального фестиваля Зрители выберут лучший эскиз спектакля, созданный в рамках лаборатории Олега Лоевского на Пушкинском фестивале Средства с концерта Камерного хора Смольного собора будут направлены на строительство храма при псковской больнице Спектакль «Пушкин: Сказки для взрослых» произвел удручающее впечатление на прокурора Псковской области Реконструкция уникального пещного действа состоялась в Приказной палате Псковского кремля. ВИДЕО В Псковском театре драмы состоится показ эскиза спектакля «Моцарт и Сальери» Пушкин и рок-н-ролл Лекция Майи Кучерской и уникальное «Пещное действо» ждут зрителей XXIV Пушкинского театрального фестиваля 9 февраля «Снегурочка»: Шум и радость За пять дней Псковский драмтеатр выпустит три полноценных спектакля Лекция Майи Кучерской пройдет в рамках Пушкинского фестиваля в Пскове Спектакль «Записки юного врача», который псковичи увидят 12 февраля, получил гран-при фестиваля «Монокль» Револьвер «Достоевский» Театры из Петербурга и Новосибирска сегодня покажут два спектакля в рамках XXIV Пушкинского театрального фестиваля Дамский дебют «Фальшивый купон»: Кромешная Россия Германн «оскор блять», графиня капут «Пиковую даму» покажут сегодня в 4-й день Пушкинского театрального фестиваля На спектакль «Пушкин-Пушкин или кинПушкинПушкинПуш» все билеты проданы С успехом прошла на малой сцене Псковского драмтеатра премьера спектакля «Пиковая дама» Сразу две премьеры ждут сегодня гостей Пушкинского театрального фестиваля В Пскове открыт 24-й Всероссийский Пушкинский театральный фестиваль «Коляда-театр» открыл в Пскове XXIV Пушкинский театральный фестиваль «Другой Пушкин» представлен на выставке в Пскове в рамках театрального фестиваля Сегодня в Пскове откроется XXIV Пушкинский театральный фестиваль Режиссер Юрий Печенежский: Наша «Пиковая дама» - больше человеческая драма, чем триллер Второй эскиз в рамках лаборатории Олега Лоевского будет показан 12 февраля на малой сцене Псковского драмтеатра Опция «вход - выход» будет предусмотрена для зрителей пещного действа в Приказных палатах Я никогда не думал, что Достоевский может быть таким смешным - театральный критик Андрей Пронин 19 крупных сценических событий вошли в программу XXIV Пушкинского театрального фестиваля Завтра в театре пройдет розыгрыш билетов на Пушкинский фестиваль Опубликована обновленная программа научной конференции «Литургия и театр» Пушкинский театральный фестиваль вошел в список лучших событий февраля в России На спектакли на малой сцене в рамках XXIVПушкинского фестиваля все билеты проданы В рамках XXIV Пушкинского театрального фестиваля пройдет режиссерская лаборатория Выставка «Другой Пушкин» откроется в рамках XXIV Пушкинского театрального фестиваля В рамках Пушкинского театрального фестиваля в Пскове состоится благотворительный концерт Псковичи могут посетить лекторий Пушкинского фестиваля бесплатно, но по предварительной записи Андрей Пронин: Надеемся, что псковская публика оценит своеобразный театральный язык спектакля Клима Стали известны имена молодых режиссеров, которые примут участие в лаборатории Олега Лоевского в рамках Пушкинского фестиваля Режиссер, который везет на Пушкинский фестиваль «Братьев Карамазовых», признался, что не любит Достоевского Уникальное пещное действо будет реконструировано в рамках Пушкинского театрального фестиваля Андрей Пронин: Пушкинский театральный фестиваль открывает панораму современного российского театра Дмитрий Месхиев: Пушкинский театральный фестиваль в этом году выходит на совершенно иной уровень Андрей Пронин: «Снегурочка» - один из лучших спектаклей России, созданных в 2016 году Ларисы Маркины из двух столиц России представят в Пскове свои истории о золотой рыбке За дни работы Пушкинского театрального фестиваля актеры Псковского драмтеатра подготовят эскизы нескольких спектаклей Организаторы Пушкинского театрального фестиваля советуют зрителям обратить внимание на те спектакли, которые приедут в Псков из далека «Пиковую даму» в Псковском драмтеатре интересно смотреть с разных точек - актеры Юрий Печенежский призвал псковского зрителя не сравнивать фестивальных «Пиковых дам» Режиссер псковской «Пиковой дамы»: Мы не делаем ультрамодный спектакль Афиша Daily назвала показ спектакля «Фальшивый купон» одним из главных театральных событий 2017 года Впервые в Пскове состоится лекция известного российского композитора Александра Маноцкова «Сказки для взрослых» по Пушкину покажут в рамках театрального фестиваля Оргкомитет XXIV Пушкинского театрального фестиваля приглашает американскую певицу Ферги стать почетным гостем фестиваля Дополнительный показ спектакля «Пушкин-Пушкин или кинПушкинПушкинПуш» состоится в рамках XXIV Пушкинского театрального фестиваля Опубликована сводная афиша XXIV Пушкинского театрального фестиваля Театр «Мастерская» в рамках XXIV Пушкинского фестиваля представит спектакль по ранним рассказам Булгакова Поклонники театрального искусства могут выиграть билет на XXIV Пушкинский фестиваль Мистический анекдот Александра Пушкина представит театр «Кукольный формат» на псковской сцене Независимый театральный проект «ББТ» Бориса Бирмана станет участником XXIV Пушкинского театрального фестиваля «Пиковая дама» Псковского драмтеатра в рамках Пушкинского фестиваля будет показана дважды Фантастическую оперу по пьесе Островского «Снегурочка» увидят зрители Пушкинского театрального фестиваля Объявлен еще один хедлайнер XXIV Пушкинского театрального фестиваля Коляда-театр откроет XXIV Пушкинский театральный фестиваль Хор Исаакиевского собора в рамках XXIV Пушкинского театрального фестиваля даст в Пскове благотворительный концерт Тему взаимоотношений русского театра с РПЦ обсудят в рамках XXIV Пушкинского театрального фестиваля Создатели XXIV Пушкинского театрального фестиваля намерены удовлетворить вкусы всех зрителей Известный критик Андрей Пронин стал арт-директором XXIV Пушкинского театрального фестиваля
Лента новостей