Сцена / Обзоры / Актерский дневник

О лучших ролях, о буднях и праздниках. Актерских

11.11.2016 09:36|ПсковКомментариев: 5

Актерский дневник 11.11.2016 г.

Вопрос «Как дела в театре?» слышу довольно часто. От друзей и знакомых, близких и не очень, от тех, кто спрашивает из приличия, и кто действительно интересуется происходящим в Псковском Пушкинском.

Из тех, кто интересуется, многие имеют свое мнение, свой взгляд на то, как и чем живет театр. Иногда наши взгляды совпадают, иногда нет. Это, во-первых, нормально, а, во-вторых, - во всяком случае, на мой взгляд, - ни в коем случае не должно быть поводом ни к выяснению отношений, ни, тем более, каким-либо унижениям, оскорблениям и т.п. Это – старое (чтоб не сказать древнее) и совсем немудрёное правило поведения приличных людей. Как говорит мой персонаж в «Соседях»:  «Когда-то это называлось  просто вежливостью…»

С начала ноября главный вопрос журналистов к нам, актерам,  - с чем и как подходит Псковский театр, к своему 110-летию, празднование которого намечено на конец месяца. Я уже отвечал и повторю еще раз, что театр встречает юбилей в прекрасной творческой форме, несмотря на текущие проблемы, которые всегда есть и будут. Подтверждением моих слов стало и очередное подведение итогов конкурса на лучшую роль сезона «Признание», учрежденного региональным отделением Союза театральных деятелей (СТД РФ).

Каждый год, как правило, осенью в каждом из трех театров области члены Союза тайным голосованием определяют лауреатов прошедшего сезона. Количество и наименование номинаций определяет собрание членов СТД в каждом театре, но есть и традиционные: лучшая мужская и женская, лучшая молодежная (для актеров в возрасте до 30). Конкурс существует более 40 лет, но в этот раз (кажется, впервые) лауреатами стали исполнители одного спектакля. Таким образом, определился и лучший спектакль сезона 2015/2016  - «Соседи» (пьеса Георгия Голубенко, Леонида Сущенко и Валерия Хайта, режиссер-постановщик Александр Кладько).

Я всегда считал, что в Псковском театре очень сильная труппа, что с нашими актерами можно чудеса творить. В свое время фраза «нет плохих актеров, есть неухоженные» толкнула меня к постановке «Солдатиков» Вл.Жеребцова с одной лишь целью: раскрыть творческий потенциал молодых актеров. И они – не вдруг, не сразу, а после года серьезной работы – зазвучали! Мало того, что спектакль стал лауреатом Губернаторской премии за 2015 год, для всех троих «солдатиков» начался новый этап актерской работы. Виталий Бисеров снимается в Питере в главной роли в одном из сериалов, Николай Яковлев играет в Чеховском спектакле в театре «Особняк» в Питере и снялся в двух фильмах, - увидим их в следующем году. Андрей Атабаев весьма успешно работает в нашем театре, и сегодня он – один из лауреатов конкурса «Признание». Но и «Солдатиков» они берегут, просят оставить в репертуаре и готовы приезжать на спектакль в Псков. Последний спектакль в конце октября прошел на каком-то особенном подъеме и показал, в каких крепких, зрелых актеров они выросли. Следующая встреча с «Солдатиками» 17 декабря.

В номинации «Лучшая женская роль» лауреатом стала Нина Семенова, ей особые поздравления. Её Елизавету Семеновну в «Соседях» вполне можно считать новой ступенью, новой вершиной в творчестве актрисы: такой трогательной, согретой любовью роли у нее еще не было. В этих «Соседях» чудаки все, но ее вполне самоотверженная любовь к чудаку и, в общем-то, неудачнику мужу, которому посвятила жизнь, наводит на мысль, что любят не за что-то, что источник любви не в том, кого мы любим, а в нас самих, в нашей способности и готовности любить, ибо «от избытка сердца говорят уста».

Лауреат за «Лучшую мужскую роль» - Роман Сердюков, сыгравший в «Соседях» строителя-разрушителя Степана Сухорукова, для которого, кажется, нет ничего святого, но и у него нашлась своя человечинка, из-за которой неумолимый, но и не чуждый человеческим слабостям бульдозерист Степа отказался сносить такой старый, но такой дорогой его обитателям дом. И снова мы увидели актера, заигравшего новыми, прежде неведомыми ни нам, коллегам, ни зрителям красками.

В молодежной номинации победители конкурса – Екатерина Миронова (Лена Остапчук) и Андрей Атабаев (Андрей). На наших глазах начинающие актеры вырастают в крепких профессионалов. Катя Миронова становится лауреатом «Признания» второй сезон подряд (год назад была отмечена ее Вера Иосифовна в «Ионыче» Чехова).

Вот потому и утверждаю, что театр на подъёме: новая для Пскова режиссура – прежде всего Александра Кладько и приглашенного им Бориса Бирмана – потребовала от псковских актеров новых качеств, новой творческой дисциплины и степени самоотдачи, и они доказали, что этим требованиям вполне способны соответствовать.  Конечно, все в разной степени, равенства в творчестве вообще быть не может, но премьеры уходящего года подарили целый калейдоскоп прекрасных актерских работ. Сезон только начался, а две первые его премьеры – «Чиполлино» в постановке Александра Кладько и «Человек, обреченный на счастье» по Сергею Довлатову в режиссуре Бориса Бирмана – наводят на мысль, что лауреатов следующего конкурса «Признание» определить будет непросто.

Прежде всего, хочется сказать о тех, кого мы увидели в новом качестве, кто по новому раскрылся в своих творческих возможностях. Кроме уже названных лауреатов, это, к примеру, Наталья Петрова. Прошлый сезон начался для нее с ввода на роль Кати в «Солдатиках». Ввод был настолько уместным и успешным, что я пожалел, что не назначил ее сразу. А в конце сезона была Галя в «Соседях», - совсем непростая роль, в которой она предстала легкой, обаятельной, эмоциональной, - качества, без которых комедию не сыграть. Потребовались вокал и пластика – и здесь она оказалась на высоте. Следующая сложная, на этот раз драматическая роль – Лена, жена Далматова в «Человеке, обреченном на счастье» – и снова заметный профессиональный шаг вперед: актриса оказалась способной к глубокому психологическому раскрытию своей героини.

Казалось, уж Ирину-то Смирнову мы знаем совсем хорошо, но и она в своих аж десяти ролях в Довлатовском спектакле заиграла новыми красками, сыграв каждую из них выразительно, крепко, уверенно. Даже всё вроде бы переигравший в театре Юрий Новохожин с редким профессиональным аппетитом включался в репетиционный марафон,  легко входя в предлагаемые режиссером и пьесой обстоятельства, заражая других  своей увлеченностью даже в самых крохотных ролях. Во всех трех спектаклях – мастерски точные работы Сергей Попкова. Как-то по-новому выразительны и заметны и последние роли Максима Плеханова, для которого, кстати, прошлый сезон тоже начался с ввода в «Солдатики» на роль старшего лейтенанта Алтынова, - и тоже весьма удачного. Уверен, что его работы в «Чиполлино» (граф Вишенка) и в «Человеке, обреченном…» (их там у него девять) мы тоже увидим в числе номинантов в конкурсе «Признание».

Замечательно вошла в труппу Ангелина Аладова, недавняя выпускница Школы русской драмы имени И. А. Горбачева (мастер курса Андрей Шимко). Полное впечатление, что ее в Псковском театре ждали, ей рады, на нее надеялись, и она эти надежды с радостью оправдывает. Вполне успешным можно считать ее дебют в роли Любы в «Фантазиях Фарятьева». Но все же по-настоящему она раскрылась в спектакле по Довлатову – во всех ее пяти таких разных, ярких и  заметных ролях. По-новому хороши и неожиданны в этом спектакле и «старожилы» нашей сцены – Ксения Тишкова и Мария Петрук.

Если же говорить в целом об актёрской составляющей «Человека обреченного…», то нельзя не сказать и о питерце Всеволоде Цурило, исполнителе главной роли: без его доверчивого, ошибающегося, но всегда искреннего,  на своей шкуре постигающего премудрости жизни Далматова не было бы и спектакля. Я, как и многие, знаком с актером по его вполне достойным работам в сериалах, и  не видел его на сцене театра им. Ленсовета или театра «Комедии», где он работает сейчас, но сдается мне, что его Далматов на псковской сцене станет весьма заметной и важной вехой в его актерской биографии. Той поворотной ролью, которая ляжет в основу дальнейшей профессиональной работы над собой.

Но есть нечто общее, объединяющее лучшие актерские работы уходящего года – увлеченность и самоотверженность, с которой готовы работать псковские актеры и без которой никакое мало-мальски серьезное творчество невозможно. Зритель увлекается, вовлекается в спектакль и становится его соавтором ровно настолько, насколько вовлечен и увлечен актер. Именно это качество и позволяет говорить о высоком творческом потенциале Псковской труппы.

Конечно, жизнь театра, как весьма сложного творческого организма, никогда не будет простой. Но аншлаги и переаншлаги на последних премьерных спектаклях – «Соседях», Довлатове и «Чиполлино», или на поэтическом вечере «Цветаева и саксофон» в исполнении Нины Семеновой и Аркадия Галковского и «Солдатиках» на Малой сцене, или на сказке для самых маленьких «Краденое солнце» в Пушкинском фойе театра - а это факты! – всё это и позволяет утверждать, что – даже если это кому-то не нравится – в Псковском театре настала пора творческого подъема.

Вик. Яковлев

ПЛН в телеграм
Сюжет: 110-летие Псковского драмтеатра Юбилей одной мистерии Творческий подарок псковским коллегам преподнесли самые молодые артисты Великолукского театра драмы Дмитрий Месхиев поблагодарил коллектив Псковского драмтеатра за служение делу Председатель СТД России Александр Калягин: Псковский театр сегодня живет ярко и интересно Александр Котов: 110-летие Псковского театра - настоящий праздник для истинных ценителей драматического искусства Министр культуры РФ Владимир Мединский поздравил Псковский драмтеатр с 110-летним юбилеем Андрей Турчак: Театр - целебное искусство Праздничный вечер, посвященный 110-летию Псковского драмтеатра, проходит на Большой сцене театра Выставка «Псковский театр. Вехи истории», приуроченная к 110-летию Народного дома им. Пушкина, открылась 25 ноября Псковский драмтеатр приглашает на юбилей Программа мероприятий, посвященных 110-летию Псковского драмтеатра Псковский драмтеатр готовит сюрпризы для зрителей на свой юбилей От мелодрамы с элементами эротики до комедии покажут в Пскове на первом фестивале молодежных театров Любовь Никитина: Псковский драмтеатр встречает юбилей очень повзрослевшим, но не дряхлым О лучших ролях, о буднях и праздниках. Актерских Опубликована афиша 110-го юбилея Псковского театра драмы имени Пушкина Спектакль «Вивальди. Ассоциации» Сергея Бызгу покажут на дне рождении Псковского драмтеатра Экс-директор Псковского драмтеатра желает новому руководству в юбилейный год успехов на трудном пути Виктор Яковлев: Юбилей Псковский драмтеатр встречает в хорошей форме и на подъеме Юрий Новохижин: Псковский драмтеатр сейчас набирает обороты Постановка «Немое Кино. «сАнтиментальная горячка» будет показана на псковской сцене в рамках фестиваля студенческих спектаклей Дмитрий Месхиев о «Банщике», «Золушке» и выпускании пара Фестиваль молодежных театров организуют в Пскове в ноябре Псковский драмтеатр готовится отметить юбилей
Лента новостей