Актерский дневник 11.11.2016 г.
Вопрос «Как дела в театре?» слышу довольно часто. От друзей и знакомых, близких и не очень, от тех, кто спрашивает из приличия, и кто действительно интересуется происходящим в Псковском Пушкинском.
Из тех, кто интересуется, многие имеют свое мнение, свой взгляд на то, как и чем живет театр. Иногда наши взгляды совпадают, иногда нет. Это, во-первых, нормально, а, во-вторых, - во всяком случае, на мой взгляд, - ни в коем случае не должно быть поводом ни к выяснению отношений, ни, тем более, каким-либо унижениям, оскорблениям и т.п. Это – старое (чтоб не сказать древнее) и совсем немудрёное правило поведения приличных людей. Как говорит мой персонаж в «Соседях»: «Когда-то это называлось просто вежливостью…»
С начала ноября главный вопрос журналистов к нам, актерам, - с чем и как подходит Псковский театр, к своему 110-летию, празднование которого намечено на конец месяца. Я уже отвечал и повторю еще раз, что театр встречает юбилей в прекрасной творческой форме, несмотря на текущие проблемы, которые всегда есть и будут. Подтверждением моих слов стало и очередное подведение итогов конкурса на лучшую роль сезона «Признание», учрежденного региональным отделением Союза театральных деятелей (СТД РФ).
Каждый год, как правило, осенью в каждом из трех театров области члены Союза тайным голосованием определяют лауреатов прошедшего сезона. Количество и наименование номинаций определяет собрание членов СТД в каждом театре, но есть и традиционные: лучшая мужская и женская, лучшая молодежная (для актеров в возрасте до 30). Конкурс существует более 40 лет, но в этот раз (кажется, впервые) лауреатами стали исполнители одного спектакля. Таким образом, определился и лучший спектакль сезона 2015/2016 - «Соседи» (пьеса Георгия Голубенко, Леонида Сущенко и Валерия Хайта, режиссер-постановщик Александр Кладько).
Я всегда считал, что в Псковском театре очень сильная труппа, что с нашими актерами можно чудеса творить. В свое время фраза «нет плохих актеров, есть неухоженные» толкнула меня к постановке «Солдатиков» Вл.Жеребцова с одной лишь целью: раскрыть творческий потенциал молодых актеров. И они – не вдруг, не сразу, а после года серьезной работы – зазвучали! Мало того, что спектакль стал лауреатом Губернаторской премии за 2015 год, для всех троих «солдатиков» начался новый этап актерской работы. Виталий Бисеров снимается в Питере в главной роли в одном из сериалов, Николай Яковлев играет в Чеховском спектакле в театре «Особняк» в Питере и снялся в двух фильмах, - увидим их в следующем году. Андрей Атабаев весьма успешно работает в нашем театре, и сегодня он – один из лауреатов конкурса «Признание». Но и «Солдатиков» они берегут, просят оставить в репертуаре и готовы приезжать на спектакль в Псков. Последний спектакль в конце октября прошел на каком-то особенном подъеме и показал, в каких крепких, зрелых актеров они выросли. Следующая встреча с «Солдатиками» 17 декабря.
В номинации «Лучшая женская роль» лауреатом стала Нина Семенова, ей особые поздравления. Её Елизавету Семеновну в «Соседях» вполне можно считать новой ступенью, новой вершиной в творчестве актрисы: такой трогательной, согретой любовью роли у нее еще не было. В этих «Соседях» чудаки все, но ее вполне самоотверженная любовь к чудаку и, в общем-то, неудачнику мужу, которому посвятила жизнь, наводит на мысль, что любят не за что-то, что источник любви не в том, кого мы любим, а в нас самих, в нашей способности и готовности любить, ибо «от избытка сердца говорят уста».
Лауреат за «Лучшую мужскую роль» - Роман Сердюков, сыгравший в «Соседях» строителя-разрушителя Степана Сухорукова, для которого, кажется, нет ничего святого, но и у него нашлась своя человечинка, из-за которой неумолимый, но и не чуждый человеческим слабостям бульдозерист Степа отказался сносить такой старый, но такой дорогой его обитателям дом. И снова мы увидели актера, заигравшего новыми, прежде неведомыми ни нам, коллегам, ни зрителям красками.
В молодежной номинации победители конкурса – Екатерина Миронова (Лена Остапчук) и Андрей Атабаев (Андрей). На наших глазах начинающие актеры вырастают в крепких профессионалов. Катя Миронова становится лауреатом «Признания» второй сезон подряд (год назад была отмечена ее Вера Иосифовна в «Ионыче» Чехова).
Вот потому и утверждаю, что театр на подъёме: новая для Пскова режиссура – прежде всего Александра Кладько и приглашенного им Бориса Бирмана – потребовала от псковских актеров новых качеств, новой творческой дисциплины и степени самоотдачи, и они доказали, что этим требованиям вполне способны соответствовать. Конечно, все в разной степени, равенства в творчестве вообще быть не может, но премьеры уходящего года подарили целый калейдоскоп прекрасных актерских работ. Сезон только начался, а две первые его премьеры – «Чиполлино» в постановке Александра Кладько и «Человек, обреченный на счастье» по Сергею Довлатову в режиссуре Бориса Бирмана – наводят на мысль, что лауреатов следующего конкурса «Признание» определить будет непросто.
Прежде всего, хочется сказать о тех, кого мы увидели в новом качестве, кто по новому раскрылся в своих творческих возможностях. Кроме уже названных лауреатов, это, к примеру, Наталья Петрова. Прошлый сезон начался для нее с ввода на роль Кати в «Солдатиках». Ввод был настолько уместным и успешным, что я пожалел, что не назначил ее сразу. А в конце сезона была Галя в «Соседях», - совсем непростая роль, в которой она предстала легкой, обаятельной, эмоциональной, - качества, без которых комедию не сыграть. Потребовались вокал и пластика – и здесь она оказалась на высоте. Следующая сложная, на этот раз драматическая роль – Лена, жена Далматова в «Человеке, обреченном на счастье» – и снова заметный профессиональный шаг вперед: актриса оказалась способной к глубокому психологическому раскрытию своей героини.
Казалось, уж Ирину-то Смирнову мы знаем совсем хорошо, но и она в своих аж десяти ролях в Довлатовском спектакле заиграла новыми красками, сыграв каждую из них выразительно, крепко, уверенно. Даже всё вроде бы переигравший в театре Юрий Новохожин с редким профессиональным аппетитом включался в репетиционный марафон, легко входя в предлагаемые режиссером и пьесой обстоятельства, заражая других своей увлеченностью даже в самых крохотных ролях. Во всех трех спектаклях – мастерски точные работы Сергей Попкова. Как-то по-новому выразительны и заметны и последние роли Максима Плеханова, для которого, кстати, прошлый сезон тоже начался с ввода в «Солдатики» на роль старшего лейтенанта Алтынова, - и тоже весьма удачного. Уверен, что его работы в «Чиполлино» (граф Вишенка) и в «Человеке, обреченном…» (их там у него девять) мы тоже увидим в числе номинантов в конкурсе «Признание».
Замечательно вошла в труппу Ангелина Аладова, недавняя выпускница Школы русской драмы имени И. А. Горбачева (мастер курса Андрей Шимко). Полное впечатление, что ее в Псковском театре ждали, ей рады, на нее надеялись, и она эти надежды с радостью оправдывает. Вполне успешным можно считать ее дебют в роли Любы в «Фантазиях Фарятьева». Но все же по-настоящему она раскрылась в спектакле по Довлатову – во всех ее пяти таких разных, ярких и заметных ролях. По-новому хороши и неожиданны в этом спектакле и «старожилы» нашей сцены – Ксения Тишкова и Мария Петрук.
Если же говорить в целом об актёрской составляющей «Человека обреченного…», то нельзя не сказать и о питерце Всеволоде Цурило, исполнителе главной роли: без его доверчивого, ошибающегося, но всегда искреннего, на своей шкуре постигающего премудрости жизни Далматова не было бы и спектакля. Я, как и многие, знаком с актером по его вполне достойным работам в сериалах, и не видел его на сцене театра им. Ленсовета или театра «Комедии», где он работает сейчас, но сдается мне, что его Далматов на псковской сцене станет весьма заметной и важной вехой в его актерской биографии. Той поворотной ролью, которая ляжет в основу дальнейшей профессиональной работы над собой.
Но есть нечто общее, объединяющее лучшие актерские работы уходящего года – увлеченность и самоотверженность, с которой готовы работать псковские актеры и без которой никакое мало-мальски серьезное творчество невозможно. Зритель увлекается, вовлекается в спектакль и становится его соавтором ровно настолько, насколько вовлечен и увлечен актер. Именно это качество и позволяет говорить о высоком творческом потенциале Псковской труппы.
Конечно, жизнь театра, как весьма сложного творческого организма, никогда не будет простой. Но аншлаги и переаншлаги на последних премьерных спектаклях – «Соседях», Довлатове и «Чиполлино», или на поэтическом вечере «Цветаева и саксофон» в исполнении Нины Семеновой и Аркадия Галковского и «Солдатиках» на Малой сцене, или на сказке для самых маленьких «Краденое солнце» в Пушкинском фойе театра - а это факты! – всё это и позволяет утверждать, что – даже если это кому-то не нравится – в Псковском театре настала пора творческого подъема.
Вик. Яковлев