Актерский дневник - юбилейный выпуск 14.12.2016.
14 декабря 2006 года на ПЛН в разделе «Культура» появилась публикация «Актерский Дневник: театр изнутри». Поначалу Дневник выходил еженедельно, затем 1-2 раза в месяц, однако в дни Пушкинских театральных фестивалей Дневник становился ежедневным. Точных подсчетов никто не вел, но с уверенностью можно сказать, что всего под рубрикой «Актерский дневник» на ПЛН вышло более 150 статей.
Идея Дневника возникла, во-первых, из потребности новых форм общения театра и зрителя, а во-вторых, из-за отсутствия в Пскове профессиональной театральной критики. Именно профессиональный рассказ о театральной работе – от замысла к конечному результату, премьерному спектаклю, – и должен был сделать театр в городе более понятным и близким своему зрителю. Предполагался разговор «О театре и не только. О том, почему театр обращается к той или иной драматургии; о новых пьесах, о надеждах первых репетиций и о том, что с ними стало; какие сценические задачи намерен решить театр и какими художественными средствами; почему и в какие моменты возникает, или, напротив, теряется взаимопонимание с залом. Про вкус и послевкусие премьеры. О том, как спектакль возрастает, взрослеет, набирает силу вместе со зрительским интересом и – вместе с ним же – сходит на «нет» и становится театральным воспоминанием…» (Актерский дневник, Выпуск 1)
Надо отдать должное Александру Машкарину, тогда главному редактору ПЛН: в совершенно новой, по сути, беспрецедентной, ни на что не похожей затее он увидел некое зерно, способное вырасти в нечто значимое для читателей портала и стать новым ориентиром в культурном пространстве города. (Поначалу, не скрою, обратился с предложением в Псковское агентство информации, но там отнеслись к идее скептически: тогдашний главный редактор ПАИ не сочла Актерский дневник делом перспективным.) Тогда же и в последующие встречи мы с Александром подробно обсуждали, какое место мог бы занять Дневник в информационном пространстве ПЛН, отслеживали количество читателей. Статистика радовала, дело пошло на лад.
Мои статьи не были и не могли быть рецензиями, в этом состояла главная трудность. Скорее это были монологи человека театра: «Понимаю, что встаю в некотором смысле на скользкий путь, поскольку намерен по возможности избежать всяких оценочных категорий в заметках о себе и коллегах. И, тем не менее, считаю, что все может получиться, ибо цель ясна: сделать мир театра более открытым для тех, кто любит театр, идет в театр и хочет его понять. «Осмысленного существования!» - Ответил я как-то на вопрос, чего я, как актер, больше всего хочу от сцены. Думаю, нормальный зритель в зале хочет того же». (Актерский дневник, Выпуск 1.)
Дневник посвящал свои выпуски репетициям, премьерам, многочисленным гастрольным поездкам, персонально коллегам-актерам и режиссерам, драматургам. Это был разговор о проблемах и трудностях в поисках решений роли, сцены, спектакля. Особо выделяются выпуски, посвященные Пушкинским фестивалям, и не только фестивальным спектаклям, некоторые из которых действительно были выдающимися. Высочайший интеллектуальный уровень собраний творческой Лаборатории фестиваля, руководимой Владимиром Рецептером, определялся не только списком выдающихся имен исследователей Пушкина и практиков российского и зарубежного театра, но, прежде всего, гением самого Александра Пушкина и его совершенно особой ролью в судьбах России.
В жизни Псковского Пушкинского театра бывали разные времена, а последние десять лет оставили отметины глубоких болезненных потрясений. Актерский дневник не прятал голову в песок, но, оставаясь в центре событий, открыто и прямо называл происходящее своими именами. Могу сказать без лукавства: в том, что сейчас Пушкинский театр возрождается в новом творческом качестве, есть и заслуга Актерского дневника.
В минувший понедельник губернатор Андрей Турчак вручил постановочной группе спектакля «Солдатики» Диплом о присвоении звания лауреатов премии администрации Псковской области за 2015 год в сфере театрального искусства: художнику Игорю Шаймарданову, актерам Андрею Атабаеву, Виталию Бисерову, Николаю Яковлеву и мне как режиссеру-постановщику. Больше всего рад, конечно, успеху ребят-«солдатиков» (у меня эта премия уже третья, а Игорь Шаймарданов теперь еще и лауреат самых престижных фестивалей как художник-постановщик в мультипликации).
Путь к премьере был ох как непрост. Репетиции – в условиях закрытого на реконструкцию театра – шли более трех лет на случайных площадках. Предыдущий худрук принуждал актеров отказаться от работы в спектакле, и кто-то под этим давлением не устоял. Те же, кто отрекаться не стал, были сняты с ролей, лишены зарплаты. Потом все же был подписан приказ о выпуске «Солдатиков», но почти сразу появился «Приказ об отмене приказа…»
При получении престижных премий принято благодарить, и первые слова благодарности – молодым актерам, тем, кто выстоял, несмотря на посулы и угрозы. За терпение – замечательному художнику Игорю Шаймарданову, прошедшему с нами весь путь, за его разные варианты оформления спектакля – для Большой сцены, для Малой, - в зависимости от прихотей тогдашнего руководства театра, и создание в конце концов точного и выразительного художественного образа спектакля. Особенная признательность Псковской Ленте Новостей – за принципиальную и последовательную поддержку в нашем стоянии за право на творчество, Максиму Костикову и Александру Савенко, но прежде всего – Елене Ширяевой за ее человеческое и профессиональное участие в судьбе театра и спектакля.
Ну и, конечно же, Дмитрию Месхиеву, который довольно быстро разобрался в творящемся закулисном абсурде и своим волевым решением просто взял и назначил дату премьеры «Солдатиков». Стойких солдатиков, добавил бы я, потому что спектакль стал для молодых актёров не только этапом профессионального роста, но и возрастания человеческого.
Можно сказать, сверхзадача работы над спектаклем – поставить на профессиональное крыло начинающих актёров, пройти с ними путь глубокого погружения в профессию, – достигнута сполна. Андрей очень успешно работает в последних постановках Пушкинского театра, Виталий снимается в одной из главных ролей в сериале «Морские дьяволы», Николай играет в чеховском спектакле театра «Особняк» в Питере и тоже снимается в кино. Но, несмотря на то, что собираться вместе им теперь непросто, «Солдатиков» они решили сберечь: следующий спектакль на Малой сцене театра состоится в ближайшую субботу.
Надеюсь, продолжит свою жизнь и Актерский дневник в привычной уже роли путеводителя в захватывающе интересном театральном пространстве.
Ваш Вик. Яковлев