У людей, оказавшихся в здании Псковского городского суда 20 января 2010 года, была отличная возможность узнать - для чего даны человеку руки, а для чего - ноги. Этот вопрос обсуждался на судебном заседании. Рассматривалась апелляция бывшего милицейского следователя Дениса Фещенко. В декабре Псковский мировой суд вынес ему приговор: 10 месяцев исправительных работ с удержанием 10% от заработной платы. Таким образом, Фещенко наказали за осквернение накануне Дня Победы могил на Мироносицком кладбище.
По настоянию бывшего милицейского следователя в суд пригласили врача-хирурга из медико-санитарной части при УВД по Псковской области Олега Ч-ва. Весной прошлого года он лечил Фещенко и продлевал ему бюллетень.
Сторона защиты пыталась доказать, что Фещенко не мог совершить преступления, за которое его осудили. Аргумент стороны защиты был убийственный: у Фещенко болела нога, и он хромал.
«8 мая я жаловался на отечность стопы и хромоту», - заявил экс-следователь. Он явно ожидал, что Олег Ч-в подтвердит его слова. Но врач вряд ли оправдал надежды Дениса Фещенко. Олег Ч-в начал размышлять вслух: «Хромать может и абсолютно здоровый человек. Как врач я ничего не могу сказать. Фещенко мог хромать, а мог и не хромать».
Слово предоставили одной из потерпевших, которая помнит, как выглядело Мироносицкое кладбище 9 мая 2009 года. Она своими глазами видела сломанные кресты. «Здесь ноги были не нужны, здесь ломали руками», - сказала она в суде.
А другая потерпевшая поинтересовалась у врача: «Притупляет ли алкогольное опьянение боль?» «Притупляет, - согласился врач. - Хотя у каждого свой порог болевых ощущений».
Прежде чем выйти из зала заседаний, врач произнес такую фразу: «Он мог гулять по кладбищу - если его, конечно, туда не принесли».
Фещенко и сам не отрицает, что гулял по кладбищу. И, исходя из того, что рассказал на суде начальник следственного управления при УВД г. Пскова Евгений Никифоров, - гулял не в первый раз. Это было очень важное заявление. Евгений Никифоров долго думал, прежде чем его сделать. Судья Лариса Никитина задала начальнику следственного управления вопрос, заставивший его всерьез задуматься.
«Раньше вы слышали о том, что Фещенко посещает кладбища?» - спросила судья.
Оказывается, «такая информация поступала». Более того, Евгений Никифоров добавил: «Это была информация о том, что Фещенко с друзьями распивают на кладбище спиртные напитки».
Интересно, какие выводы из этого сделало милицейское начальство? По всей видимости, никаких. Проверки не было. Фещенко примерно в это же время всего лишь перевели в Псковский район. «Кладбищенское прошлое» не стало предметом разбирательств. Не это ли привело к тому, что спустя несколько месяцев произошел погром на кладбище?
На суде заслушали показания двух техников-криминалистов. Сторону защиты чрезвычайно интересовало: куда делась фотография следа от обуви, обнаруженного на одной из могил? В фототаблице, приложенной к уголовному делу, этой фотографии не оказалось. По версии адвокатов, след от обуви на могиле не совпал со следом обуви, изъятой у Дениса Фещенко. Поэтому эту неуместную улику якобы припрятали.
«Если бы подходил след на могиле, тогда бы и вопросов не было, - почти торжествующе произнес защитник Леонид Стороженко. - Тогда бы он сказал: «Да, каюсь»».
В общем, нет следа - нет и покаяния.
Таким образом, сторона защиты продолжала выстраивать линию защиты, исходя из которой «честного следователя» оклеветало милицейское начальство, организовав фиктивную борьбу с «оборотнем в погонах». «Оборотни в погонах» упоминались на предыдущем заседании - 13 января.
Надо признать, что вскоре после того, как на кладбище задержали Дениса Фещенко и его друга Алексея Константинова, следственным действиям стали сопутствовать странные обстоятельства. На эти странности в ходе судебного заседания продолжал указывать Леонид Стороженко. «Все говорят, что Фещенко был пьян. Но доказательств нет!» - продолжал торжествовать защитник.
Что могли предъявить те, кто утверждал обратное? Только слова. Евгений Никифоров в очередной раз подчеркивал: «Мимика, жестикуляция, нагловатое поведение, запах, внешний вид…» Все это, вроде бы, подтверждало, что Денис Фещенко в момент задержания находился в состоянии алкогольного опьянения.
Однако никаких актов составлено не было. И это - самая незначительная странность. О ней, по крайней мере, можно упоминать даже сейчас, пока приговор не вступил в законную силу.
Исход этого дела станет известен совсем скоро - 22 января. Последнее заседание могло бы закончиться и раньше, но Денис Фещенко, следуя давно выбранной тактике, сказал, что не готов к прениям и попросил отложить заседание. Лариса Никитина согласилась.
В пятницу, 22 января, Денис Фещенко поучаствует в прениях и произнесет свое последнее слово.
Алексей СЕМЁНОВ, фото автора