Лучше всего Всероссийская масленица, проходившая в Пскове, смотрелась издалека. Главное, надо было выбрать правильное расстояние. Из Москвы она видна не была, а вот с правого берега реки Великой, если остановиться в районе гребной базы, все выглядело вполне прилично и в светлое время суток немного напоминало сцену из фильма «Сибирский цирюльник» (того самого фильма, о котором долго спорили, пытаясь выяснить: куда Никита Михалков дел 30 миллионов долларов?)
О псковской масленице такой глупый вопрос никто не задаст. Хотя бы потому, что бюджет нашего праздника был значительно меньше, хотя и исчислялся бюджетными миллионами (рублей).
Огромные нарисованные блины-паруса, лошади, запряженные в сани, толпы людей…
У нас, где бы массовое гулянье не устраивали, все равно получается одно и то же: согретые алкоголем широкие народные массы, шашлык, разухабистые песни «а-ля рюс», непременные фейерверки (если их нет, праздник считается недействительным).
Но на масленицу появились и особенности, с которыми можно было познакомиться, прогулявшись по заснеженному и обледенелому городскому пляжу.
На празднике было много узких мест. И в прямом, и в переносном смысле слова. Узкий мостик через Мирожку, неудобные подходы-подъезды. Кое-где из-под снега торчали слегка напоминавшие капканы провода – специально для любителей спотыкаться. Но вершина этого праздника – воскресный вечер, столпотворение на обоих берегах, толпа, которую отгоняют от масленицы милиционеры, громогласные призывы о том, что лед не выдерживает и надо выходить на берег. Смешались люди, кони, пони…
Впрочем, если в центре города временами не пройти - не проехать, то почему все должно было быть иначе в районе Мирожского монастыря? Такой праздник у нас – каждый день.
Все происходившее в Пскове на городском пляже отлично вписывается в давно успешно действующий неформальный национальный проект «Строительство доступных воздушных замков» (они же – миражи).
В свое время областная администрация объявила план-перехват (перехватила у Самары фестиваль Crescendo-2009, а у Ярославля - Всероссийскую масленицу), продемонстрировав административный ресурс. Но если на Crescendo-2009 музыканты мирового уровня съехались в Псков из Лондона, Берлина, Нью-Йорка, Москвы, Санкт-Петербурга, чтобы заниматься своим делом, то с Масленицей-2010 все вышло иначе. Здесь царила самодеятельность. Правда, известные люди в Пскове тоже мелькнули. Однако если Ксению Раппопорт приглашают в Италию или Германию, чтобы она снималась в кино (актриса в 2009 году получила приз за лучшую женскую на Венецианском кинофестивале), то в Пскове она за десять минут испекла три блина.
Это и есть разница между культурой и халтурой.
И все же для определенных людей и организаций так называемая «Первая Всероссийская масленица» - это несомненный успех. Здесь надо, прежде всего, отметить Фонд «Царскосельский карнавал», ООО «Царскосельский карнавал» и лично Игоря Гаврюшкина. Когда-то он начинал с театра «Карусель», а теперь завертел такую карусель, которую можно считать беспроигрышной лотереей.
Алексей Семёнов