Новости партнеров
Экс-блогеры / Алексей Семенов

Футбольная глобализация, или Если согнуть вувузелу – получится бумеранг

24.06.2010 17:48|ПсковКомментариев: 12

В футбол можно играть везде и в любых условиях. Не только под дикий вой вувузел в Южной Африке. Помню, на Южном Таймыре мы играли на горе Обрыв под вой огромных непримиримых комаров.

Под ногами вместо травы – голые камни, на ногах вместо бутс – кирзовые сапоги… Трехнедельное северное лето, лохматый мяч… Справа - казарма, слева – тот самый обрыв, с которого однажды мяч все-таки слетел и укатился метров на триста в тундру… Тогда тоже проходил чемпионат мира по футболу. Финал я нелегально слушал на боевом дежурстве по самодельному приемнику. Батареек не было, и приемник  я подсоединил к командирскому телефону, связанному с командным пунктом. За время финала ни один вражеский самолет воздушную границу не пересек. Впрочем, ни до, ни после он ее тоже не пересекал.

Тогда победили аргентинцы. Надеюсь, сейчас тоже победят.   

Но если не победят - ничего страшного. Несколько красивых матчей они уже сыграли. Подобная красота спасет не мир, но хотя бы мировое первенство по футболу. Однако жаль, что Большой Футбол за эти годы слегка изменился. Лучшие игроки за сезон играют такое количество матчей, что многим сил и здоровья на игры чемпионата мира уже не хватает. И желания не хватает. Зато гонорары футболистов растут раз в десять быстрее, чем результативность.

Редкая возможность

И все же чемпионат мира – редкая возможность увидеть национальный футбол. Разные школы, разные стили…  Но на клубном уровне все окончательно смешалось и сдулось. Победитель Лиги чемпионов 2010 итальянский «Интер» никакой не итальянский. В стартовом составе победного матча с «Баварией» португальский тренер не выпустил на поле ни одного итальянца. Французский тренер лондонского «Арсенала» тоже очень часто обходится без англичан.

Поэтому действующим чемпионам мира итальянцам из клуба-чемпиона некого было везти в ЮАР. Англичанам не найти ни одного приличного вратаря из своей премьер-лиги. Почти все вратари там – иностранцы.

Несколько дней назад бразильский защитник московского «Локомотива» бразилец Родольфо(РодольфоДантас Биспо) изъявил желание принять российское гражданство и выступать за сборную России. Вроде бы, не против стать игроком сборной и бразилецВеллитон (Веллитон Соарес де Мораис) из «Спартака». За определенную сумму они готовы принять российское гражданство. То есть все снова утыкается в деньги. Кто нашел много денег, тот, вроде бы, и чемпион. Два года назад петербургский «Зенит» купил за 1 миллиард (!) рублей португальца Данни. Хорошо, что он «заигран» за сборную Португалии.

Денежные вливания за короткое время способны принести эффект. Можно что-то завоевать, кого-то удивить… Но перспективы – нулевые. Завтра найдется кто-то богаче и наглее.

Натурализация

Южноамериканцам, которые на первом этапе нынешнего чемпионата мира выступают успешно, немного проще. Это многие из них вытеснили из европейских клубов европейцев. А в их собственных (более бедных) чемпионатах, в  основном, играют свои воспитанники. Поэтому там футбол развивается и не теряет свои местные особенности. Сборные Бразилии или Аргентины, конечно, не всегда становятся чемпионами мира. Но талантливые футболисты там не переводятся никогда. Молодым есть где играть и где повышать свой класс. У африканских игроков талантов тоже хватает, но устойчивой футбольной культуры у них пока нет. Зато огромные деньги у них уже появились. В итоге в самых богатых европейских чемпионатах  воспитанникам из своих стран пробиться в основной состав все труднее.

Пока это больше касается клубов, а не сборных. Хотя «натурализованных» игроков становится все больше. Когда-нибудь в сборной Германии не останется ни одного немца, а в сборной Франции – ни одного француза. Глобализация. И не только в футбольном, но и в политическом смысле, и в этническом смысле.  

Россия тоже пытается идти этим путем. И вполне естественно, что до ЮАР она не дошла. У англичан или итальянцев резервов, все-таки, больше, чем у нас. 

Замедленный повтор

Большой футбол сегодня – это, прежде всего, скорость. Причем не только скорость передвижения по футбольному полю. Вчера Ибрагимович играл за «Интер», а Самуэль Это’О – за «Барселону». Сегодня Это’О  играет за «Интер», а Ибрагимович – за «Барселону». Вот это и есть настоящая скорость настоящего мастера. Не успеваешь оглянуться, а он уже на том берегу – защищает честь новой любимой команды, без которой ему не жить. До тех пор, пока его не перекупят.

На человека, отыгравшего за один клуб несколько лет, от удивления показывают пальцем. А если он вдруг отказывается от повышенного гонорара в клубе-сопернике, то это уже повод провести углубленный медосмотр и выяснить - не сошел ли он с ума?

Сборная Франция в нынешнем составе была похожа на какую-то африканскую сборную двадцатипятилетней давности – неорганизованную и капризную. Опять-таки – глобализация.

На объединенную африканскую сборную похожи и болельщики, добравшиеся до ЮАР из тех стран, чьи сборные пробились на чемпионат мира. Все дуют в вувузелы, выдувая тупой однообразный си-бимоль. С коровами и бензопилами болельщиков на стадионы пока не пускают, поэтому они вынуждены приносить туда дудки-вувузелы и дудеть, подражая коровам и бензопилам. А когда постоянно дудишь – следить за футболом уже невозможно. Надо делать что-то одно.

И все-таки хорошо, что ФИФА – это не ФИДЕ, а футбол – не шахматы. При всех минусах ФИФА, консерватизм футбольных чиновников удерживает мировой футбол от падения с обрыва в тундру.

Пытаясь сделать шахматы прибыльнее и привлекательнее, спортивные чиновники лет пятнадцать назад превратили чемпионаты мира по шахматам в заштатные соревнования, за которыми мало кто следит. А чемпионаты мира по футболу по-прежнему в центре внимания.  Они по-прежнему хороши хотя бы тем,  что дают понять – куда ветер дует (и во что дует). Куда катится мир, куда летит мяч и кто сегодня король футбола? Там, естественно, тоже иногда засуживают или играют против правил. Но это все-таки не политические выборы, как в России, где все решается «в подтрибунных помещениях».

В футболе демократия еще жива и самые богатые, влиятельные и бесцеремонные не всегда побеждают. В крайнем случае, весь мир может убедиться в бесконечных замедленных повторах – кто кого ударил исподтишка локтем, кто подыграл рукой и кто повел себя благородно.

Чемпионат выявляет слабые места, болевые точки, заставляет какого-нибудь угрюмого русского мужика болеть за Гондурас и переживать за Кот-д’Ивуар. Этот мужик никогда не узнает, что столица Кот-д’Ивуара – город Ямусукро и живет в том городе примерно 120 тысяч человек. Но переживать за сборную Кот-д’Ивуара он все равно не перестанет. Пока та не вылетит, и тогда он переключится на Уругвай. Это и есть Большой Футбол.

P.S. Если вам вдруг случайно попадет в руки хотя бы одна вувузела – согните ее о колено и отшвырните подальше.

Алексей Семёнов

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Сколько денег потратили на новогодние подарки?
В опросе приняло участие 382 человека
Лента новостей