Ровно год назад в Пскове появился новый сити-менеджер. 28 ноября 2017-го депутаты гордумы тайным голосованием избрали экс-депутата областного Собрания, бывшего директора компании «ПсковАгроИнвест» Александра Братчикова главой городской администрации, и вскоре к работе приступил новый властный муниципальный тандем — уже пятый по счету.
С 2009 года главе города Ивану Цецерскому выпало поработать с четырьмя сити-менеджерами: Яном Лузиным, Петром Слепченко, Игорем Чередниченко и Игорем Калашниковым. Взаимоотношения в парах градоначальников, вынужденных сосуществовать в условиях двуглавой модели управления городом, складывались по-разному. При этом всегда было очевидно, что многое тут зависит от личных качеств глав городской администрации, проще говоря — от того, насколько каждый из занимавших этот пост склонен к компромиссам и готов ли он признавать первенство главы Пскова — по уставу города, высшего должностного лица муниципального образования. Как показывает практика, двуглавая модель работает относительно успешно и не дает сбоев только в том случае, если один глава находится под другим, а не стремится встать вровень с ним или вовсе позиционировать себя выше на том основании, что в его руках сосредоточены основные рычаги управления городским хозяйством и именно под его началом армия муниципальных служащих и сотрудников МП, а глава города — это так, не более чем исполнитель представительских функций. С двумя предыдущими сити-менеджерами — господами Чередниченко и ныне покойным Калашниковым, проявлявшими готовность играть по этим правилам, отношения у Цецерского выстраивались весьма ровно. А вот уверенности в том, что подобный формат сотрудничества продолжится и с Александром Братчиковым, не было.
Стартовые условия
Еще год назад обозреватели отмечали, что в тандеме с Цецерским будет работать достаточно самостоятельный и самодостаточный руководитель, который, в отличие от своих предшественников, никак не связан с главой и городскими группами влияния - и ничем им не обязан. Весьма важным представлялось и то, что Александр Братчиков - успешный хозяйственник. Не вызывало сомнений, что он будет стараться выстроить свою политику, особо не оглядываясь на планы и желания господина Цецерского.
Собственно говоря, с самого начала всё в этой истории было не очень гладко. Первый конкурс по замещению должности главы администрации города, начатый еще в сентябре 2017-го при губернаторе Андрее Турчаке, был «свернут» сменившим его Михаилом Ведерниковым. Устраивавший прежнее областное и городское руководство фаворит Игорь Калашников вынужденно сошел с дистанции. В ходе второго конкурса Братчиков получил поддержку и регионального руководства, и партии власти — более того, за его кандидатуру высказался глава города. Однако при тайном голосовании на сессии гордумы расклад голосов в паре Александр Братчиков — Валерий Лесников оказался всего лишь 14:11 в пользу фаворита, из-за чего в адрес команды Цецерского высказывались подозрения: дескать, пытались «прокатить» кандидатуру Братчикова или как минимум продемонстрировать, что уровень поддержки губернаторского протеже в городе невысок.
Сити-менеджер Пскова Александр Братчиков, губернатор Михаил Ведерников и глава областного центра Иван Цецерский
Всё это рождало вопросы о том, как будут складываться отношения во властном тандеме и у городского руководства с областным, кто тут будет перетягивать одеяло на себя. И главное: как всё это будет отражаться на жизни города, удастся ли сохранить контроль над ситуацией и насколько эффективно двухголовое городское руководство способно отвечать на актуальные вызовы в условиях перемен в жизни региона и подготовки к важнейшим избирательным кампаниям 2018-го — президентской и губернаторской.
И вот год, первый для тандема Цецерский — Братчиков, прошел. Совершенно очевидно, что стартовые условия, о которых было сказано выше, серьезно отразились на характере работы городских глав. При том, что в течение года мы не наблюдали открытой вражды, тем не менее напряжение во взаимоотношениях ощущалось и порой даже прорывалось в публичное пространство. Достаточно вспомнить заявление Ивана Цецерского о том, что «если глава администрации будет следовать букве закона хозяйственной направленности», то их отношения будут протекать в нормальном русле, а вот «если это будут вопросы, связанные с политическими аспектами», то...
И далее продолжал, всем своим видом и логикой повествования давая понять: если кто и должен тут под кого-то подстраиваться, то уж точно не он, «не мальчик, но муж» - высшее должностное лицо Города воинской славы, член президентского совета по развитию местного самоуправления и собеседник Владимира Путина.
Соответственно, делать это должен сити-менеджер — образно говоря, «мальчик из Уржума» (Братчиков, как и Киров, родился в этом городе на Вятке — и, кстати, сити-менеджер младше главы города на восемь лет, то есть по возрасту Александр Николаевич - младший брат в этой «муниципальной семье»).
- Я уже 9 лет являюсь главой города, трижды избирался, и за это время у меня разных ситуаций хватало, - напоминал об общеизвестных страницах своей политической биографии Иван Цецерский, и тут же демонстрировал миролюбие в интересах горожан. - Но я настроен исключительно на добрососедские конструктивные отношения...
Работа с документами. Иван Цецерский указывает Александру Братчикову, на что следует обратить особое внимание
Вот в таких условиях Александру Братчикову пришлось строить «добрососедские отношения» с напарником и начинать работу на новом поприще.
Кадры, деньги, два стола...
Простым этот стартовый период не был. К традиционным для любого руководителя трудностям первого этапа, погружения в городскую проблематику добавились не только весьма специфическое взаимодействие с главой города, но и целый ряд иных проблемных моментов. Отмечу лишь основные — очевидные для сторонних наблюдателей.
Во-первых, решать городские проблемы новому главе администрации приходилось в крайне непростых социально-экономических условиях. Проще говоря, денег нет — но надо держаться, реализовывать весь комплекс мероприятий по обеспечению жизнедеятельности города. Особо отмечу, что Александр Братчиков получил наследие прежней администрации, в том числе по контрактам и судам по уборке города.
Во-вторых, с самого начала работы перед Александром Братчиковым встал пресловутый кадровый вопрос. Глава администрации получил доставшуюся от предшественников команду, и было очевидно, что администрацию ждет ротация руководящих кадров — прежде всего заместителей главы и управленцев, работающих в приоритетных направлениях (прежде всего, в ЖКХ и социальной сфере). Весь год сити-менеджер постепенно формировал новую команду. Делать это приходилось в условиях острого кадрового дефицита. Грамотных, опытных, соответствующих всем предъявляемым требованиям специалистов катастрофически мало, да и те, что есть, в длинную очередь не выстраиваются и желанием взвалить на себя воз накапливавшихся десятилетиями муниципальных проблем за весьма скромное жалованье не горят. К тому же не будем забывать, что переход на муниципальную службу накладывает на «добровольцев» целый ряд ограничений, что для многих неприемлемо.
Так или иначе, костяк команды был сформирован: на смену прежним высокопоставленным управленцам администрации Светлане Исекеевой, Татьяне Ивановой, Марии Михайловой и прочим пришли экс-начальница областного Управления Федеральной налоговой службы Елена Жгут, бывшая сотрудница областного комитета по строительному и жилищному надзору Валентина Зубова, исполнительный директор футбольного клуба «Псков-747», в прошлом сотрудник администрации региона Александр Коновалов. Совсем недавно к работе в качестве советника сити-менеджера приступил предприниматель и медиаменеджер Павел Волков: по имеющейся информации, он рассматривается в качестве кандидата на должность еще одного заместителя главы городской администрации.
Третий момент, на который следует обратить внимание: большая часть первого года работы муниципального тандема в новом составе пришлась на избирательные кампании. Едва Александр Братчиков вступил в должность, как началась подготовка к выборам президента. Надо ли говорить, какое значение «главным выборам страны» придает власть?! От процента явки и результата кандидата от Кремля, по которым делаются выводы, во-многом зависит будущее любого руководителя — части пресловутой вертикали. Псков — не только региональная столица, где сосредоточено около трети всех избирателей Псковской области, но и территория, где традиционно уровень поддержки действующей власти ниже, чем в районах. Естественно, к работе городских глав в ходе избирательной кампании предъявлялись особые требования — и, как мы знаем, в целом они сработали достаточно успешно. Более 64 процентов явка, почти 72,5 процента за победителя — это, конечно, не рекордные показатели, но весьма высокие. Можно занести в актив.
Михаил Ведерников вручает Александру Братчикову благодарность за организацию и проведение президентской кампании в Пскове. Слева: заместитель губернатора Николай Цветков, справа — главный федеральный инспектор по Псковской области Андрей Калинин и секретарь регионального отделения «Единой России», спикер областного Собрания Александр Котов
Едва завершилась одна кампания, началась подготовка к другой — по выборам главы области. И она также потребовала значительных усилий от городского руководства. Здесь показатели скромнее, но в целом удовлетворительные: явка в районе 30 процентов, уровень поддержки кандидата от «Единой России» более 65%. Таким образом, эта важнейшая задача выборного года в целом была выполнена.
Продолжая обзор основных проблемных зон и вызовов этого года, следует отметить, что новому муниципальному тандему приходилось действовать в условиях, когда постепенно менялась команда администрации области, а новый глава области Михаил Ведерников формулировал новые подходы и принципы работы, в том числе с муниципалитетами.
Михаил Ведерников и Александр Братчиков
Не следует забывать, что именно на этот период пришелся и «майский указ» Путина, закладывающий новый вектор в деятельности органов власти и местного самоуправления.
Вдобавок ко всему прочему Александру Братчикову было необходимо установить рабочие отношения с депутатами гордумы, которые в значительной степени контролируют деятельность главы администрации, и в целом с псковскими политической и деловой элитами. В целом коммуникация здесь была налажена достаточно быстро.
Сквозь тернии к Ганзе
Таким образом, очевидно, что это был весьма непростой год. На самом деле можно было ожидать чего угодно, в том числе коллапса в городском хозяйстве (вспомним, как во времена сити-менеджера Чередниченко и противостояния города областному руководству Псков фактически капитулировал перед обычными снегопадами). Что греха таить, и в 2018-м были подобные опасения, тем более на фоне сообщений о позиции Управления Федеральной антимонопольной службы по поводу заключения контрактов. В связи с этим перспектива прекращения уборки целых микрорайонов города не представлялась такой уж нереальной.
Однако худшие опасения не оправдались: городская администрация во главе с новым сити-менеджером сработала уж точно не хуже, чем предшественники. Может быть, и не было в этом году каких-то сверхдостижений, но все основные задачи были выполнены. Александр Братчиков продемонстрировал управленческие качества. Немаловажно то, что псковский сити-менеджер на хорошем счету у губернатора.
Не суждено было сбыться и пессимистичным прогнозам, согласно которым отношения в тандеме будут откровенно конфликтными. Да, повторюсь, определенное напряжение чувствовалось; безусловно, это партнерство не назовешь добровольным союзом - скорее это «брак поневоле». Но — справились, и должное здесь надо отдать обоим участникам.
Александр Братчиков «на пальцах» объясняет Ивану Цецерскому систему приоритетов в деятельности органов местного самоуправления
Что дальше? Что бы там ни говорили о необходимости возвращения прямых выборов мэра Пскова и восстановления единоначалия, каким бы ни было на этот счет общественное мнение, очевидно, что выборы в обозримой перспективе не вернут. А значит, всем придется жить с двуглавой моделью управления. Выстраивать добрососедские отношения, не пускать на свою поляну, показывать зубы... В этом смысле каждый последующий год похож на предыдущий — и 2019-й вряд не станет исключением.
Ганза-2019 сулила исключительно приобретения - в виде значительных денежных сумм из федерального центра на приведение города в порядок, привлечение внимания к Пскову, увеличение туристического потока и т.д. Но — парадокс: казалось бы, исключительно позитивный проект стал для определенной части нашей публики серьезным раздражителем. Может быть, это и несправедливо, но это так. К тому же многое в проекте «Ганза-2019» было упущено — и непосредственно в работе по реконструкции и строительству объектов, и в пиаре деятельности организаторов. Вышло в полном соответствии с известной формулой Виктора Черномырдина: хотели как лучше — получилось как всегда.
Александр Савенко