Новости партнеров
Экономика

Город-предприниматель. Часть 1: МП «Северо-западный центр социологии и маркетинга»

27.02.2013 15:21|ПсковКомментариев: 33

То и дело поднимаемая в обществе тема работы муниципальных предприятий Пскова, а также многочисленные скандалы, связанные с нарушениями в данных МП, актуализировали вопрос эффективности их деятельности.  Для чего нужны МП «Управление капитального строительства»,  «Жилище», «Псковская коммерческая палата» и многие другие? Приносят ли они городу благо или несут лишь убытки? Какое будущее ждет МП?

В связи с этим Псковская Лента Новостей обратились с запросами в органы местного самоуправления. К сожалению, полученная информация не столько дала ответы, сколько породила новые вопросы.

Сегодня мы приступаем к публикации серии материалов на тему муниципального предпринимательства.

Первым в фокус внимания обозревателя ПЛН попал «Северо-западный центр социологии и маркетинга», прежний руководитель которого оспаривает в суде свое увольнение, а новый директор назначен сегодня.

Для затравки

Муниципальные предприятия - это, напомним, изобретение сугубо российское. Специфическая, если не сказать странная, организационная форма экономической активности: предприятие эксплуатирует имущество, которое ему не принадлежит, зарабатывает прибыль, которой не сможет воспользоваться или генерирует убытки, за которые в конечном итоге расплатится бюджет. Муниципальные предприятия учреждает город, он же является собственником имущества, переданного МП в хозяйственное ведение, в городской же бюджет должна передаваться часть прибыли по итогам финансового года (то есть показывать прибыль нет никакой радости, лучше уж все освоить в процессе). Создаются МП под эгидой предоставления услуг, которые невыгодны бизнесу, но требуются населению. Ошибочно, на самом деле, считать, что МП «должно зарабатывать деньги в бюджет»: предпринимательство не входит в число функций МСУ. Муниципалитеты зарабатывают не куплей-продажей и производством, а созданием условий для купли-продажи и производства. Так что, строго говоря, не убыточность или прибыльность МП должны быть главным критерием оценки, а соотношение важности целей и перспектив аутсорсинга: нужны ли эти услуги и не сможет ли их предоставить частный бизнес?

Изначальный полезный смысл создания муниципальных предприятий – охватить те сегменты экономики и социальной сферы, куда не дотягивается невидимая рука рынка. Выявление и анализ этих сегментов – важнейшая задача городского развития, благополучно упущенная в Пскове (отсюда у нас есть и социально-значимые аптеки, и казенные химчистки и пр.). Другой мотив: напротив, оградить от капиталистических хищников стратегически важные направления городской жизнедеятельности. В этой части логичным представляется сохранение в статусе МП, например, «Псковских теплосетей» и «Горводоканала».

В отличие от муниципального учреждения, оказывающего гражданам услуги в рамках муниципального задания, предполагается, что МП как минимум окупает свое существование – зарплаты, текущие расходы и пр., то есть оно не должно увеличивать нагрузку на городской бюджет. МП обладает теми же возможностями ведения бизнеса, что и любая коммерческая фирма, разве что лишено права самостоятельно распоряжаться вверенным ему имуществом. Оно работает на рынке и по законам рынка, хотя в силу статуса учредителя, не может не обладать конкурентными преимуществами.

В общем, МП – это предпринимательство от муниципалитета. Ключевой момент здесь – что такое «муниципалитет». В России он олицетворяется городской бюрократией, заседающей в распорядительном либо представительном органе МСУ. У нас нет сильных лоббистов в лице общественных движений или гражданских объединений, уверенно отстаивающих свои интересы. Есть отдельные активисты, живущие жизнью города, но системного влияния на решения власти они не оказывают. То есть муниципальное предприятие – это, по сути, бизнес для бюрократии. И только личные качества этой самой бюрократии – директоров МП, кураторов в администрации, контролирующих органов, представителей «собственника», т.е. депутатского корпуса – определяют его эффективность.

Бывает, к несчастью, в России так,– только не удивляйтесь – что основным мотивом активности муниципальных бюрократов становятся не народные, а личные интересы, семейные, корыстные или политические. В этом случае МП запросто превращается в инструмент увода бюджетных ресурсов и/или кормушку для приближенных к власти. Распознать такую историю может только профессиональный аудит. Для этого в МП приходит Контрольно-счетная палата, которая сверяет путевые листы с нормами отпуска ГСМ, заключенные договоры – с уставными функциями, акты сдачи-приемки – с реальным объемом выполненных работ и так далее, и тому подобное. В Пскове, к сожалению, не принято выкладывать акты проверок КСП в интернет (в «Консультант», «Гарант» и пр.), так что горожанам сложно самостоятельно оценить, в чьих интересах на самом деле работают псковские муниципальные предприятия. Псковская Лента Новостей запрашивала в администрации города копии актов проверок, к примеру, МП «Псковская коммерческая палата», однако вместо документов получила более чем обтекаемый ответ. Мы предпримем новые попытки наладить коммуникацию, а пока попытаемся изучить работу отдельных МП с помощью открытых источников и экспертных интервью.

Северо-западный ЦСМ

МП г. Пскова «Северо-западный центр социологии и маркетинга» в этом году отметит свое 20-летие – предприятие было создано в далеком 1993 году и с тех пор известно как бессменный организатор ежегодной промышленной выставки «ПсковЭКСПО». На самом деле, это не единственная его забота – о направлениях деятельности Северо-западного ЦСМ нам согласился рассказать Андрей Агапов, бывший директор предприятия, ныне пытающийся в суде оспорить свое досрочное увольнение. Признаться, мы питали иллюзии, что Андрей Павлович выступит в роли инсайдера и раскроет, что называется, «подноготную», но напрасно: бывший руководитель убежден в социальной значимости и ценности ЦСМ для Пскова и сам факт своего увольнения связывает с угрозой приватизации либо реорганизации МП. Существование «Северо-западного центра социологии и маркетинга» в форме муниципального предприятия, по мнению Андрея Агапова, оправдано стоящими перед ним целями и задачами, которые не могут быть выполнены на условиях рынка.«Если это предприятие будет приватизировано, я вас уверяю, оно не проработает и года. Оно будет закрыто и перепрофилировано», - считает он.

На снимке: Андрей Агапов

Задача номер один, исходящая из наименования МП – социологические и маркетинговые исследования. Всей социологией в ЦСМ на постоянной основе занимается один штатный сотрудник. Его работа сводится к четырем, раз в квартал, опросам населения по теме, определенной администрацией города. Насколько известно, конкуренты более чем скептично относятся к этой муниципальной социологии.

По словам Андрея Агапова, это рынок «очень узкий, очень специализированный, он никогда не приносил серьезных доходов»: «Зарабатывать на этом деньги невозможно в наше время, в нынешних условиях». Частные фирмы практически не обращаются за услугой, а если и заказывают  исследования, то с мизерным бюджетом. Оправдывать затраты на социолога позволяют региональные квоты от федеральных исследовательских контор – такие же периодически достаются и частным социологическим фирмам. Основной заказчик все же город: «чтобы администрация могла держать руку на пульсе». Практика, впрочем, показывает, что не держит. Так, перед Новым годом мэрия объясняла установку живой ели вместо искусственной многочисленными просьбами псковичей, но позднее исследование Института регионального развития показало, что представления чиновников о предпочтениях горожан весьма далеки от реальности. Вместе с тем, как сообщили ПЛН в администрации города, из городского бюджета на социологические исследования (и приплюсованную к ним, зачем-то, социальную рекламу) в последние три года было потрачено 1240 тыс. рублей.

Задача номер два, она же основная – организация выставок, или, если говорить шире, участие в государственных и муниципальных программах поддержки предпринимательства. В планах Северо-западного ЦСМ на 2013 год значатся шесть выставок: «ПсковЭКСПО» и «6 соток» в мае, Межрегиональная ярмарка ремесел «Псков мастеровой» в июле, ко Дню города, «Современный дом: материалы, оборудование, технологии» в октябре, Великолукская универсальная выставка в ноябре и Новогодняя выставка-ярмарка «Метелица» в декабре. Но и эта деятельность нерентабельна, уверен Андрей Агапов, поскольку платить коммерческую цену за участие в выставках псковский бизнес не готов: «За большие деньги это никому не интересно». Взлет выставочной активности в последние годы обусловлен партнерством с региональным Фондом гарантий и развития предпринимательства Псковской области, который за счет средств областного бюджета компенсирует бизнесменам значительную часть затрат. При этом Агапов признает, что «попыток реализовать это на коммерческой основе не предпринималось» - рынок узкий, и у Северо-западного ЦСМ нет конкурентов. Сдерживает развитие этого бизнеса, по оценке Андрея Павловича, еще и такой фактор как недостаток выставочных площадей. По его словам, для организации полномасштабных промышленных выставок в Пскове годятся лишь стадион «Машиностроитель» и с оговорками  Ледовый дворец – обе площади можно использовать при наличии доброй воли городской или областной администрации.

Я бы не согласилась с категоричным утверждением, что выставочная деятельность в Пскове не может быть коммерчески успешной. Нам не известно, получилось бы у частной фирмы зарабатывать на этом или нет. А вдруг бы получилось? – раз уж выставки необходимы для успешного развития бизнеса. Кстати, уверенность насчет последнего – результат, скорее, аутотренинга, нежели научных наблюдений. Деятельность Северо-западного ЦСМ никогда не оценивалась с точки зрения отдачи для бизнеса – то есть вообще не изучен вопрос, как сказывается участие в выставках и развитие выставочной деятельности в Пскове на предпринимательской активности. «Фактически такие критерии никто не разрабатывал. Опять же, наверное потому, что в администрации это никому не интересно», - говорит Андрей Агапов.

Помимо выставок, Северо-западный ЦСМ способен проводить семинары и конференции. По крайней мере, условия есть – за МП закреплено прекрасное помещение, в самом центре города (Октябрьский, 14, вход с ул. Пушкина). Залы с отличным ремонтом и оборудованием сдаются в аренду. Этой услугой охотно пользуется, в том числе, пресс-центр ПЛН. По словам коллег, выбрать удобное время для организации там пресс-конференции, как правило, не представляет проблемы – конкуренция за зал невелика.

Третья задача, недавняя, неожиданная и уж точно рентабельная – размещение наружной рекламы. На правах хозяйственного ведения за Северо-западным ЦСМ закреплены сити-форматы (рекламные конструкции размером 1,2 м на 1,8 м) в количестве 97 штук. Как рассказывает Андрей Агапов, сити-форматы были переданы МП для увеличения его уставного капитала, который на протяжении ряда лет не достигал даже установленного законом минимума: «Это было больше политическое решение. Часть этих сити-форматов мы купили у коммерческой фирмы, часть нам передала администрация». О деталях этого «политического решения» Андрей Павлович не распространяется, но в псковских деловых кругах историю появления почти сотни сити-форматов на балансе города помнят неплохо. Если в двух словах, речь идет о сети рекламных конструкций, созданной в Пскове фирмой, принадлежащей предпринимателю, бывшему главе города и бывшему сити-менеджеру Яну Лузину и затем выкупленной в муниципальную собственность администрацией Петра Слепченко. Должным образом оформлены, с составлением паспортов рекламных мест и проведением конкурса по 94-ФЗ (выиграло конкурс, как ни удивительно, само МП), эти сити-форматы были сравнительно недавно. Северо-западный ЦСМ исправно перечисляет в городской бюджет порядка 450 тыс. руб. в квартал за право размещения рекламы, уверяет Агапов. В 2012 году в бюджет Пскова поступило 1 375 277,36 рублей за рекламу, сообщила нам администрация города.

Итак, что в итоге. МП «Северо-западный ЦСМ» ни копейки не стоит бюджету города, не получает дотаций, не имеет долгов по зарплатам и налогам – и это, безусловно, сильная его сторона. Такое муниципальное предприятие уж точно не вредит городской экономике. И даже помогает – по словам Агапова, плановая прибыль МП составляет около 50 тыс. рублей в год, из них целых 25 тыс. перепадают в муниципальную казну. При этом годовой оборот предприятия составлял 5 млн. руб. в 2009 году и 8 млн. – на момент увольнения Андрея Павловича.

Но привычка критично оценивать реальность вынуждает задать пару вопросов. Первый – относительно прибыли предприятия. Бухгалтерское мастерство в том и состоит, чтобы из одних и тех же цифр слепить когда надо – прибыль, когда надо – убытки. Плановая прибыль 50 тысяч в год – действительно, неинтересная рентабельность для бизнеса. Но и никакого интереса демонстрировать более высокие достижения у МП как особой формы предпринимательской активности тоже нет: все равно половину отдавать бюджету. Однако прибыль вдруг нашлась, когда в 2012 г. потребовалось списать амортизационные расходы на сити-форматы (этого, по словам уволенного руководителя, требуют правила бухучета: 100% амортизация основных средств, стоимостью ниже 40 тыс. руб.). 97 сити-форматов подразумевали 2,5 млн. амортизационных отчислений – и примерно половину удалось провести за счет прибыли: «В этом году у нас прибыль больше, чем обычно, реклама приносит большую прибыль, чем первые два направления». Остальное пришлось записать в убытки – это и есть те самые «минус 1,8 млн. рублей», о которых говорил на пресс-конференции глава города Иван Цецерский. «Бухгалтерская проводка, это никакого отношения не имеет к реальному движению денег», - поясняет эти цифры Андрей Агапов. Известные ему проверки КСП не выявляли значительных нарушений, а мелкие устранялись сразу же после выдачи предписаний, говорит Андрей Павлович. В открытых источниках, повторим, акты проверок не публикуются.

Другой вопрос: аутсорсинг. Могут ли частные фирмы либо НКО предоставлять те же услуги, но лучше и дешевле? Насчет социологии, честно говоря, и сомнений не возникает: нетрудно представить исследования на порядок лучше. И когда мэрия пишет о том, что «на территории города отсутствуют организации, выполняющие эти услуги по приемлемым ценам, поэтому и необходимо существование данного МП» - это свидетельствует только о том, что городские власти смутно представляют, для чего нужны социологические исследования и что это такое, в принципе.

Организацией выставок на коммерческой основе, действительно, никто не занимался. Да и зачем – если эту функцию с 1993 года застолбил за собой ЦСМ? Вряд ли этот рынок может быть высоко конкурентным в Пскове. Учитывая поддержку Фонда гарантий и развития предпринимательства Псковской области, справилось бы с задачей проведения «ПсковЭКСПО» какое-нибудь псковское НКО или та же Торгово-промышленная палата? Почему нет. Честно говоря, сложно назвать Северо-западный ЦСМ жизненно-необходимым для Пскова предприятием. Вряд ли город без него рухнет.

Другое дело, что за разговорами о ликвидации МП может стоять не беспокойство об эффективности муниципальной экономики, а совсем иные мотивы. В хозведении предприятия находится привлекательное помещение в центре города и склад на ул. Инженерная площадью 60 кв. м. Оба актива могут быть выставлены на торги в случае реорганизации МП и еще вопрос, кто и с какой ценой окажется победителем.

Конфликтная ситуация, сложившаяся вокруг Северо-западного ЦСМ, прозрачно намекает на возможные перемены в судьбе МП. Вариантов много: это и приватизация ценной недвижимости, и передел готового рекламного бизнеса, и перестройка МП под политические нужды муниципальных лидеров. В любом случае, благие намерения достоверно подтвердятся только в условиях гласности и открытости муниципальной политики.

Светлана Прокопьева (лицо, признанное Минюстом РФ иноагентом)

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Электронные платежки за ЖКУ хотят распространить на всю страну. Откажитесь ли вы от бумажных в пользу цифровых?
В опросе приняло участие 237 человек
Лента новостей