«Перестать кошмарить бизнес. Считайте, что этот сигнал дан», - такова позиция Президента России Дмитрия Медведева. Она была высказана еще в прошлом августе, но именно после вступления России в активную стадию мирового экономического кризиса стала особенно актуальной.
Когда каждая копейка на счету, а статистика за первые четыре месяца 2009 года демонстрирует снижение показателей по большинству направлений предпринимательской деятельности, речь идет фактически о выживании предпринимателя (и регионального бюджета, который можно просто похоронить, уничтожив ненароком местный бизнес). Любое неосторожное действие, даже вызванное казалось бы благими пожеланиями, может привести к серьезным негативным последствиям. Причем для начинающего свое дело или тех, кто занимается малым бизнесом, это особенно актуально. Ведь если опытные бизнесмены уже привыкли ко всей жесткости современной жизни, то начинающему предпринимателю приходится проходить проверку на прочность. И если крупные компании имеют в штате высоко квалифицированных юристов, которые помогают им «отбиваться», то кто защитит малый бизнес, если не власть или он сам. А лучше синергетически, когда предприниматель не будет поддаваться на коррупционные правила игры, а власть проявит незамедлительную и конкретную реакцию на любое малейшее проявление «окошмаривания» бизнеса.
Как защитить бизнес от давления
Сразу определимся, что речь идет, прежде всего, об ответственности и власти, и бизнеса. В сознании многих людей сложились определенные мифы. К примеру, есть те, кто убежден, что все предприниматели «барыги и спекулянты» и ждут не дождутся второй октябрьской революции, чтоб можно было, кого «раскулачить». И есть те, кто воспринимает власть как «пиявку», которой постоянно что-то зачем-то надо и почему-то именно от него. Выше описаны, конечно, крайности, но и они, к сожалению, имеют место быть. И сложились они от встречи с, очевидно далеко не лучшими, представителями предпринимательского сообщества, федеральных и региональных структур. Стереть такие стереотипы можно лишь одним способом – сделав власть понятной бизнесу, а бизнес – социально ответственным.
Вместе с экспертами, а в их число войдут весьма уважаемые в области люди (известные предприниматели, главы бизнес-ассоциаций, первые лица региона, руководители и специалисты федеральных структур), мы будем открыто обсуждать, как минимизировать любые проявления давления на бизнес и предлагать своего рода «пакет неотложных антикризисных мер» (алгоритм поведения предпринимателя и власти).
Уверен, далеко не все предприниматели двадцать четыре часа в сутки стремятся к, вспомним слова классика, «безудержному обогащению». Есть другие, те, кто заботятся о своих работниках и пытаются честно платить налоги. И в государственных структурах также работает немало порядочных людей, которые никогда в жизни не брали взяток. И те, и другие, должны стать героями нашего времени. А для начала, наших публикаций.
Тему сегодняшнего разговора «как защитить бизнес от давления» подсказало совещание заместителя губернатора области – председателя комитета Псковской области по имущественным отношениям Геннадия Безлобенко с руководителями общественных организаций. Оно дало хороший старт поставленному Президентом Дмитрием Медведевым наказу, в общем, и на региональном уровне «старт дан!»
Нашим экспертом стал президент Торгово-промышленной палаты Псковской области Владимир Зубов. Рассмотрим, какие проблемы выделяют псковские предприниматели, и попытаемся предложить конкретные пути их решения. Надеемся, что приводимые рекомендации помогут вашему бизнесу. Ели у вас есть свои рецепты, пишите, наиболее интересные и действенные мы с удовольствием опубликуем.
Санкционированные и несанкционированные проверки
Слово эксперту:
Понятие «кошмарят» придумано не предпринимателями, так образно и метко сказал Президент. И думаю, что ситуацию он передал абсолютно правильно. Санкционированные и несанкционированные проверки вызывают только один вопрос – ради чего они делаются. Если они делаются ради того, чтобы превентивно предупредить бизнес о совершении противоправных действий, подсказать предпринимателю что он делает неправильно и помочь ему избежать в будущем нарушений, то тогда это приветствуется. Но в основном как показывает практика под видом проверки зачастую происходят «наезды» на предпринимателей, когда выискиваются их слабые стороны и высматривается, за что бы с них взять деньги. И это является поводом, чтобы задать вопрос – будем судиться или можем решить вопрос по-деловому с помощью передачи энного количества денег. Зачастую стойкость предпринимателя недостаточно высока, чтобы вступать в жесткий спор через судебные организации с проверяющими органами, и это является одной из реальных коррупционных составляющих, которыми пользуются, к сожалению, проверяющие организации всех уровней.
Рекомендации:
1. Пожалуй, самая простая, но в тоже время действенная рекомендация – заведите Журнал проверок («журнал учета мероприятий по контролю»). Если у вас несколько объектов (точек, мест), пусть в каждом будет свой Журнал. На титульном листе укажите Ваши реквизиты и местонахождение журнала, а сам Журнал обязательно прошейте и пронумеруйте, удостоверьте своей печатью.
Сама возможность, более того, обязанность вести такой журнал была закреплена Федеральным законом от 08.08.2001 № 134-ФЗ (О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА). Эта обязанность закреплена и в новом законе (вступившим в силу с 1 мая 2009 года). «В журнале учета проверок должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля осуществляется запись о проведенной проверке, содержащая сведения о наименовании органа государственного контроля (надзора), наименовании органа муниципального контроля, датах начала и окончания проведения проверки, времени ее проведения, правовых основаниях, целях, задачах и предмете проверки, выявленных нарушениях и выданных предписаниях, а также указываются фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводящих проверку, его или их подписи», - гласит статья 16 п.9.
Журнал может выглядеть, к примеру, так:
№ |
Наиме-нование контро-лирующего органа |
Дата, время начала проверки. Дата, время окончания проверки |
Дата выдачи и Регистрационный номер направления или другого документа, на основе которого проводится проверка (приказ, распоряжение) |
ФИО должность, номер служебного удостоверения, подпись проверяющего |
ФИО должность, подпись сотрудника субъекта предпри-нимательства, присутствую при проверке |
Цель и характер проверки, вопросы, подлежащие проверки |
Наименование и номер документа, составленного по результатам проверки. Выявленные нарушения |
Приме-чание |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Закон предполагает разработку типовой формы журнала, скачать ее, полагаем, вскоре можно будет из Интернета.
«Когда я завел такой журнал, число проверок сократилось в разы», - делится опытом достаточно известный псковский предприниматель, столкнувшийся в свое время с проблемой стремительного роста числа проверяющих.
Кроме того, Журнал станет доказательством, если вы попытаетесь выяснить обоснованность действий проверяющего у его руководства или поможет при отстаивании своих прав в суде. Систематизирование данных таких журналов в масштабах области позволило бы выявить «активных проверяющих» и рассчитать эффективность (или неэффективность самих проверок).
Если вы не согласны с результатами проверки, для вас п. 12 статьи 16. «Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, проверка которых проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующие орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля».
2. При Торгово-промышленной палате Псковской области (тел. в Пскове (8112) 66-00-52) создана юридическая служба, юристы которой знают права и обязанности проверяющих служб. Если у вас возникли какие-то сомнения, когда к вам приходит проверяющий, не постеняйтесь позвонить и уточнить. «Мы согласны в оперативном порядке приехать и уточнить правомерность тех или иных действий», - подтвердили в ТПП ПО.
3. Стоит распечатать закон (№294-ФЗ) – элементарно знать свои права и обязанности.
4. Изучите ежегодный план санкционированных проверок контролирующих вашу сферу организаций.
5. Научитесь грамотно выстраивать отношения со всеми и рассчитывать все возможные риски еще до старта нового направления бизнеса. Помню, как брал интервью у сотрудника одного контролирующего органа, весьма порядочного, как мне показалось человека и интересного собеседника. И он дал весьма ценный совет, который, думаю, пригодился бы мне, если бы я захотел когда-нибудь стать предпринимателем. «Все нормы, которым должен соответствовать тот или иной бизнес заложены в соответствующие документы, что можно легко найти в Интернете. Почему-то не каждый предприниматель начинает, скажем, подбор помещений, внимательно прочтя требования. А потом возникают проблемы, которых легко избежать, если изначально все сделать правильно». Иными словами, зачем изначально нарушать закон, а потом думать, что делать, когда можно вполне обойтись и без этого.
Посредники между бизнесом и властью
Слово эксперту:
Во многих регионах те службы, которые призваны выдавать разрешения, согласовывать, обеспечивать лицензирование тех или иных видов деятельности имеют при себе коммерческие организации, через которые можно значительно ускорить сроки решения определенных проблем. Бизнес достаточно зарегулирован, чтобы получить согласование, например, для выделения участка под строительство или на покупку земли, или чтобы просто обосновать, сколько мусора ты производишь у себя в конторе за каждым рабочем местом, для всего этого необходимы некие расчеты, и ряд коммерческих организаций при госструктурах за энное количество денег готовы предоставить тебе эти расчеты. К сожалению, официальные органы власти сознательно толкают предпринимателей в их цепкие объятия. Самое главное, что в основном ставки, т.е. цена помощи, неадекватны той работе, что проводят эти коммерческие структуры. Когда за решение пустякового вопроса с предпринимателя берут от нескольких тысяч до сотен тысяч рублей.
Рекомендации:
1. С навязыванием услуги и отсутствием конкуренции в ее предоставлении можно бороться вместе с соответствующими органами, к примеру, ФАС (ведь товары и услуги должны предлагаться на конкурентной основе). При антимонопольной службе создан общественно-консультативный совет, который в том числе будет рассматривать конкретные факты нарушения законодательства в различных сферах. В Псковской области есть примеры успешной работы, когда антимонопольная служба реально помогает предпринимателям, сталкивающимся с недобросовестной конкуренцией и другими нарушениями. Но чтобы антимонопольная служба боролась с нарушениями, должны быть реальные поводы – заявления со стороны предпринимателей.
2. При Прокуратуре Псковской области создан Совет по антикоррупционному противодействию, где обсуждаются случаи давления на бизнес и пути разрешения ситуаций. Можно воспользоваться и этим каналом.
3. Основная проблема – почему нередко заявление поступает уже тогда, когда бизнес на грани – это страх. А вдруг будет еще хуже. Предположим худшее – страх оправдан, и предпринимателя могут еще больше «закошмарить». В этом случае наиболее рациональный вариант поведения следующий: провести предварительные переговоры между всеми испытывающими давление, договориться о стратегии совместных действий и бороться коллективно. Запугать всю отрасль экономики намного сложнее чем «кошмарить» одного предпринимателя. И вероятность давления ниже – слишком много поднимется шума, которого, в свою очередь, опасаются те, кто «кошмарят». Отсюда другая рекомендация.
4. Широкая гласность в освещении проблем, с которыми сталкивается бизнес, позиции власти и реальных шагов по решению сложных ситуаций.
5. Еще одна рекомендация – вхождение и активное участие в отраслевой ассоциации. Я сам был свидетелем того, как руководитель одной из ассоциаций высказал от имени предпринимателей наболевшую в отрасли проблему. Предложение от вице-губернатора последовало незамедлительно – выносим на заседание Антикризисной комиссии и решаем. В качестве варианта решения могут выступать уже принятые меры в одном из соседних регионов.
6. Нередко коррупция или поборы возникают, когда сам предприниматель хочет ускорить процесс движения документов. В итоге он сам предлагает взятку. И по проторенной дорог за ним идут другие предприниматели. Хотя решение лежит на поверхности – четкая регламентация сроков прохождения каждой из процедур, экспертиза этих сроков и предложения по реорганизации процесса работы. Это может быть либо принципиальный ведомственный контроль, либо со стороны независимой организации, которая делает хронометраж рабочего дня и определяет, какова реальная нагрузка на сотрудника. Понятно, что в одиночку это делать проблематично. Но если решение проблемы лоббирует ассоциация, предлагает администрации области провести совещание по проблемам конкретной отрасли, по результатам которого определяются болевые точки и пути решения, а пресса внимательно следит за тем, чтобы совещании было не «для галочки», а привело к конкретному результату – минимизации давления на бизнес с целью развития последнего, созданию новых рабочих мест, особенно для высвобождаемой, вследствие сокращений на крупных предприятиях, части населения. Кто же, если ни малый и средний бизнес станет ее стратегическим работодателем (ведь общественные работы за государственный счет – это временная мера).
Письма предпринимателям
Слово эксперту:
Должен ли отвечать предприниматель на грозное письмо от какого-то органа или не должен? Или вообще, имеет ли право данную информацию запрашивать данный орган или не имеет? Как правило, начинающий предприниматель слабо представляет себе свои права и обязанности в этом вопросе.
В то же время ситуация, когда письма идут одно за другим и содержат в себе противоречивую информацию, вызывают как минимум недоумение. Представьте себе, что вы, будучи честным налогоплательщиком, получаете сразу несколько писем, в которых вас предупреждают о переплате налогов. Вряд ли это испортит вам настроение. Но если в этих письмах содержится требование погасить задолженность, а вы считаете, что все заплатили, вам уже неприятно. Ну а если вам приходит, скажем, два письма и с разными цифрами? И такое вполне возможно, ведь у предпринимателя нет определенного налогового инспектора, соответственно может возникнуть ситуация, когда правильность уплаты налогов проверяют почти одновременно сразу два разных человека. Не секрет, что поступлению налогов во время кризиса уделяется особое внимание.
Рекомендации:
1. По аналогии с Журналом проверок стоит завести журнал входящей корреспонденции. В описанном выше примере вам будет проще понять порядок цифр. И сверив свои данные с цифрами, на которые опираются налоговые инспекторы на определенные даты, вы можете попытаться найти, откуда взялись переплаты или недоимки.
2. Если вы не согласны с тем, что у вас задолженность по налогам, надо не бояться уточнить, показав свои расчеты и документы, свидетельствующие о произведенной оплате. Если знаний недостаточно, помощь могут оказать юристы-консультанты по налогам. Если вы правы, важно, чтобы налоговый инспектор понял свою ошибку (или запоздание поступления информации об уплате вами налога), а не считал вас недобросовестным налогоплательщиком.
В итоге
Возможность предпринимателей открыто встречаться с первыми лицами области, а именно с этого начала свою экономическую политику, команда нового губернатора Андрея Турчака, дает надежду, что проблемы бизнеса и любые попытки «кошмарить» его станут достоянием гласности и будет дан старт их решению. На рабочих совещаниях в администрации области представители от бизнес-сообщества смогут задать конкретные вопросы представителям проверяющих органов, а областная власть станет своего рода мостиком и одновременно активным действующим лицом этого процесса (первая встреча состоялась в минувшую пятницу).
По мнению экспертов, административный ресурс в России достаточно силен. Однако не обязательно воспринимать его в негативных тонах. Та же областная власть может найти общий язык с головными структурами представленных в регионе контролирующих организаций и искоренить давление на бизнес, о котором говорят объединения и ассоциации предпринимателей, или, по крайней мере, сделать его меньше, что уже большое благо. Начало поддержки бизнеса областной властью как минимум продекларировано, осталось перевести ее на понятный предпринимателю язык практических дел.
Есть вещи, которые невозможно изменить. В Псковской области нет месторождений нефти или газа. Но политический фактор, согласитесь, в нашей стране играет далеко не последнюю роль. Сделать регион привлекательной инвестиционной площадкой, своего рода технопарком или бизнес-инкубатором для предпринимательской инициативы, местом на карте России с самым минимальным давлением на бизнес, задача вполне выполнимая, хотя и архисложная. Однако и дивиденды от ее решения весьма высоки, вряд ли можно представить себе иной путь, как сделать набор антикризисных мер программой регионального развития.
Максим Голиков, аналитик Института регионального развития, кандидат экономических наук, специально для Псковской Ленты Новостей