Новости партнеров
Общество

Псковские медиа: война и мир

22.05.2013 12:46|ПсковКомментариев: 43

Выгоднее вложить один доллар в СМИ, чем десять долларов в оружие:

оружие вряд ли заговорит вообще, а СМИ с утра до ночи не закрывают рта.

Ричард Никсон, 37-й президент США

Читатели со стажем наверняка помнят, что в советский период истории нашей страны в мае отмечался День печати – профессиональный праздник журналистов, когда в редакциях было принято не только поздравлять, но и подводить итоги, рапортуя об очередных свершениях «массовых агитаторов, пропагандистов и организаторов». В наше время праздник работников средств массовой информации официально отмечается в январе. Однако учитывая, что современные российские медиа несут на себе отпечаток еще  «большевистской» журналистики, методы и подходы часто напоминают те, что были в ходу в годы СССР, а нынешнее время нередко называют эпохой ренессанса советской античности, Псковская Лента Новостей решила своеобразно отметить  «красную дату» календаря.

Советские вожди осознавали стратегическую роль СМИ как орудия тотального воздействия и с первых лет своего нахождения у власти, вслед за пролетарским поэтом пытались приравнять «перо к штыку». Сегодня мы наблюдаем, как их преемники, как на федеральном, так и на региональном уровнях воссоздают агитационно-пропагандистскую машину и приспосабливают ее к условиям «военного времени». Оно и понятно, надо же власть предержащим что-то делать, а то в столице перманентные митинги, протестные акции, в регионах губернаторские выборы - пусть несвободные, но все же выборы… Да и в целом мы ведь пока еще не в Северной Корее живем, у нас еще есть люди, не боящиеся высказывать свое мнение, негосударственные СМИ, блогеры, оппозиционные политики. Как это все контролировать? Как «уничтожать» политических оппонентов? Как получать заветные проценты на выборах?

В преддверии выборных войн и конфликтов, которые, вероятно, вспыхнут и в нашем регионе в ближайший год, Псковская Лента Новостей попыталась разобраться в местах дислокации местных медиаармий и СМИ-группировок, у кого штыков и орудий больше, кто там за полководцев и чьи солдаты лучше обучены «военно»-журналистскому ремеслу. Мы постараемся проанализировать имеющийся у властей медиа-арсенал в контексте рынка региональных СМИ, установить степень их влияния на общественно-политические процессы, сделать прогноз на ближайшее время, а также напомнить о наиболее значимых событиях в медиасфере за последнее время. Тем более, что информационных поводов обратиться к данной теме за последнее время было немало. Это и грядущие выборы главы региона, первые признаки «медийных войн» и как следствие продолжающиеся уже год пертурбации высшего командного состава внутри информационного блока областной власти и назначение руководителей СМИ «губернаторского пула», и издание многотысячными тиражами «боевых листков», за каждым из которых стоят потенциальные кандидаты на пост главы региона, и многое другое.

В ближайшее время на сайте ПЛН выйдут три части небольшого «медиа-сериала».  Сегодня вниманию читателей предлагается первая публикация.

Эхо войны

Для того, чтобы лучше понять ситуацию, сложившуюся на данный момент в информационном поле Псковской области, необходимо обратиться к событиям недавнего прошлого. В 1990-е и первой половине 2000-х годов в условиях полицентричной модели устройства политической жизни медиапейзаж выглядел весьма пестро. При этом любой, мало-мальски следивший за перестрелкой медиа, мог без труда определить «полюса» в мире псковских СМИ, идентифицировать воющие стороны, врагов и союзников. К примеру, во второй половине 1990-х крайние точки в газетном спектре занимали условно демократические «Новости Пскова» во главе с легендой местной журналистики Владленом Смирновым (газета поддерживала мэра областного центра Александра Прокофьева) и «Псковская правда» - рупор региональной администрации Евгения Михайлова, в которой командовали «полевые командиры» от ЛДПР и даже «партизаны» из разного рода националистических формирований.

Политическая сатира в газетах времен губернаторской кампании-1996: "боксер" Михайлов и его "тренер-секундант" Жириновский. Шарж Владимира Кузнецова 

На рубеже веков в центре внимания была уже битва групп губернатора Михайлова и его оппонента, кандидата на пост главы региона Михаила Кузнецова, «вооруженного» телекомпанией МКТВ, газетами «Так надо!» и «Панорама»,  а также другими «убойными орудиями».

Журналистское сообщество Пскова на пресс-конференции в начале 2000-х

Эпоха активной политики и как следствие медийных противостояний, активно стимулировала создание новых СМИ, число которых резко увеличилось, а конкуренция двигала дальнейшее развитие. Именно в это время псковская пресса шагнула в интернет (с разницей в год в регионе появились информационные агентства: оппозиционная власти ПЛН, затем губернаторское ПАИ). Вслед за политическими медиа появлялись другие общественные проекты, рекламно-развлекательные, чисто коммерческие издания, выигравшие на дистанцировании от политики, наконец, увеличилось число СМИ за пределами Пскова, в частности, из-за местных политических и коммерческих конфликтов в городе на Ловати сложилось свое медиа-пространство, представленное газетами, радиостанциями и ТВ-студиями.

Предвыборные игры 2000-го. Действующие лица уличной акции - националисты, журналисты и... газета "Пересмешник" 

При этом следует отметить, что вдумчивый читатель, анализируя публикации в различных СМИ, мог получить достаточно полную и в целом объективную картину происходящего. К тому же ведущее электронное СМИ региона - областное телевидение в те годы было значительно более либеральным – и не только давало свою оценку событий (!), но и предоставляло эфир представителям различных политических групп. Кстати, нелишне напомнить, что исход второго тура губернаторских выборов-1996 во многом предопределили дебаты действующего главы области Владислава Туманова и его визави Михайлова именно на областном ТВ. В 2004 году во втором туре ситуация с дебатами отчасти повторилась, только проиграл уже Евгений Михайлов своему оппоненту Михаилу Кузнецову.

В нужное время в нужном месте. Экс-губернатора Евгения Михайлова донимает предвыборными вопросами журналистка из лагеря Михаила Кузнецова

Своего рода «перелом» в истории современных псковских медиа наступил в середине нулевых. С 2005 года в России отменили прямые выборы глав субъектов РФ. В стране начал действовать порядок утверждения глав региональными парламентами, депутаты которых голосовали за или против кандидатов, представленных президентом страны. С отменой выборов, установлением доминанты «Единой России» и вертикали власти политический процесс «измельчал», пейзаж стал более тусклым: главные должности в органах государственной власти в регионе перестали быть целями политиков - и борьба с использованием средств, которые ранее были привычными, стала бессмысленной.  В Псковской области этот процесс несколько замедлился, здесь отголоски медийных войн инерционно звучали еще долго, в связи с тем, что Михаил Кузнецов был фактически последним избранным губернатором  в России, получившим этот пост после долгой и неоднозначной борьбы, он имел ряд оппонентов среди представителей местных политических кланов и находился в постоянном противостоянии с последним избранным мэром Пскова Михаилом Хороненом. С уходом этих двух политических деятелей и других игроков с политической сцены и последовавшим «утверждением» президентского назначенца губернатором в медиа-пространстве Псковской области произошли очередные перемены.

2006 год. Губернатор Михаил Кузнецов отвечает на вопросы читателей газеты "КурьерЪ" 

Здесь необходимо пояснить, что псковские СМИ в большинстве своем – предприятия по сути некоммерческие. Соответственно, «быть или не быть» газете, телекомпании или какому-то другому средству массовой информации определяет его учредитель – как правило, это государство или муниципалитет, ранее это мог быть состоятельный амбициозный человек или же группа: политическая либо промышленно-финансовая – не суть важно. В условиях, когда главные должности (губернатор, депутат-одномандатник Госдумы, мэр областного центра) перестали быть выборными, а ведение политической борьбы прежними методами потеряло смысл, «владельцы заводов, газет, пароходов» утратили интерес к медиа. В результате чего многие из редакций либо вынуждены были прекратить свое существование, либо сумели найти способ выжить в новых реалиях. Таким образом, после 2009 года в регионе сложилась ситуация, при которой в печатных СМИ фактически не было представлено никакое другое мнение, кроме официального. В качестве исключения в этом отношении можно отметить всего несколько изданий, прежде всего – «Псковскую губернию», однако небольшой тираж газеты и узость редакционных рамок не позволяют говорить о том, что «ПГ» является эффективным медиа-ресурсом, рассчитанным на широкие массы. При этом в конце нулевых ряд медиапроектов – таких, например, как газеты «Московский комсомолец» в Пскове и Великих Луках», «Время псковское», «Городская газета», интернет-СМИ «Псковское информационное бюро» и другие – были закрыты. В результате этого медиапространство заметно трансформировалось: в регионе установилось фактически полное  доминирование действующей власти и соответственно средств массовой информации, которые либо непосредственно принадлежат команде Турчака, либо аффилированы с ней. К числу последних, напрямую неподконтрольных власти СМИ, помимо упомянутой «Псковской губернии», на региональном медиаполе относятся холдинг «Гражданская пресса» (в его состав входят ведущее информационное агентство области «Псковская Лента Новостей», динамично развивающийся «Центр деловой информации», а также ряд популярных радиостанций), группа компаний «Стерх-медиа» (объединение включает в себя предприятия полиграфии, рекламы и распространения печатной продукции, а также редакции нескольких газет и FM-радиостанций), лидер на рынке печатных СМИ – информационно-развлекательный еженедельник «Курьер» (входит в общероссийский издательский дом «Провинция»). За исключением ПЛН и «ПГ» все эти СМИ не являются общественно-политическими изданиями. (подробнее о структуре и расстановке сил псковского медиаполя во втором тексте медиа-сериала).

Времена, когда в области выходили жестко критические по отношению к первым лицам статьи, журналистские расследования, а также резонансные материалы, «подрывающие основы», на длительный период остались в прошлом. Теперь  герой у всех один, и тональность общая, небольшие различия только в жанрах. Но как правило абсолютная формализованность в работе со СМИ влияет и на это. Губернатор ездит по области и ходит на совещания, за ним плетется караван журналистов - тех, кто получили аккредитацию и прошли дресс-код. Время от времени эти же персоны встречаются за столом с плюшками в формате «без галстуков», и представители СМИ задают главе области заранее согласованные с его пресс-службой вопросы. 

За мгновение до начала очередной встречи "без галстуков"

За все последние годы единственный громкий конфликт между руководителями области и государственных СМИ разразился в 2012 году, его участниками стали первые лица региональной власти и теперь уже экс-директор ГТРК «Псков» Тамара Фельдшерова. Покидая пост, г-жа Фельдшерова попыталась придать своему решению глубокий подтекст жертвы агрессии: «Причина в том, что мои взгляды на объективность освещения в эфире ГТРК «Псков» положения дел в области кардинально расходятся с желанием губернатора Андрея Турчака, которому, по моему мнению, хочется лакировать действительность, а значит контролировать прессу». Впрочем, со стороны происходящее виделось несколько иначе. Собственно, и история, обернувшаяся для телегенеральши уходом (формально «по собственному желанию») началась с банальной «перестрелки» с пресс-секретарем губернатора Оксаной Ширан, закончилась «аннексией» ГТРК «Псков», с последующей «контрибуцией» из регионального бюджета.

Благодаря экс-руководителю ГТРК "Псков" Тамаре Фельдшеровой выражение "лакировать действительность" среди журналистов стало крылатым

По окончании очередного избирательного цикла, кульминацией которого стали парламентские (декабрь 2011-го) и президентские (март 2012-го) выборы, была отмечена  новая стадия политического процесса. В настоящее время меняется характер и особенности действующей политсистемы, растет число потенциальных участников военных действий – партий, общественных движений, представителей несистемной оппозиции, а также новых медиапроектов. При этом данный процесс, как и по всей стране, сопровождается попытками властей использовать традиционный метод «кнута и пряника», при котором вслед за либеральными послаблениями и материальными подачками тут же следует «закручивание гаек».

Разумеется, данные изменения отражаются на использовании инструментария для влияния на общественное мнение. Главной «коммуникационной трубой» между политическими институтами и массами, как и прежде, остаются медиа. С их помощью политические силы борются с оппонентами, формируют общественное мнение и пытаются донести до электората идеологические установки. И хотя многие эксперты констатируют кризис традиционных средств массовой информации, предрекая их неминуемую трансформацию в связи с развитием социальных сетей, блогосферы, интернет-телевидения и прочими новациями, следует признать: именно СМИ остаются главным орудием по формированию общественного мнения. Что особенно важно в преддверии выборов различного уровня.

Единым фронтом

Как уже было сказано, в единый день голосования в сентябре 2014-го жители Псковской области будут избирать губернатора. В перспективе – выборы мэров городов и глав районов, а также депутатов Государственной Думы по одномандатным округам. Те, кто понимают задачи завтрашнего дня, уже сейчас задумываются о медийных орудиях. Ибо очевидно, что в том случае, если грядущие выборы не ознаменуются «торжеством административного ресурса», а напротив пройдут в реальной конкурентной борьбе (то есть в этом отношении будут близки хотя бы к формату избирательных кампаний конца 1990-х – начала 2000-х), среди набора ресурсов, необходимых для победы, ключевыми станут медиаресурсы противоборствующих сторон. 

В настоящее время в регионе идет процесс ревизии и переоснащения имеющихся арсеналов, а также создание новых видов «оружия массового информационного поражения». При этом следует отметить, что в Псковской области нет медиаресурса, который бы полностью доминировал на информационном поле и имел тотальное влияние, как, например, Большая ТВ-тройка (Первый канал, Россия 1, НТВ), которая для федеральной власти  сопоставима с обладанием ядерным оружием.

Наиболее многочисленной является «медиаармия» администрации области - образно говоря, именно у губернатора и его полководцев больше всего бойцов и орудий. Благодаря активной экспансии во флот адмирала Турчака вошел не только девяностопятилетний броненосец «Псковская правда – Вече» (на котором попытались силами новой команды провести модернизацию), но и  эскадра группы компаний «Технология металлов» (2009) в составе канонерки ПАИ, субмарины «Телекома» и пары эсминцев «Седьмое небо» и радио «Дача». Следующим шагом в усилении своей мощи стало присоединение к медиахолдингу двух крейсеров печатной прессы, газет «Комсомольской правды» (2010) и «Аргументов и фактов» (2013). А после замены госпожи Фельдшеровой на более лояльного Эдуарда Бажаткова можно сказать, что к губернаторской флотилии присоединился еще и линкор – ГТРК «Псков».

Директор ГТРК "Псков" Эдуард Бажатков знакомит губернатора с телевизионной кухней.

В преддверии главного сражения региональная власть готовится к испытаниям. Процесс несколько напоминает происходящее в Министерстве обороны, где то и дело меняют командиров, дивизии то расформировывают в бригады, то возвращают им прежний статус, принимают на вооружение новые виды техники и т.п. - в общем, пытаются наладить эту «убойную машину». Так и здесь. После того, как вслед за парламентскими выборами-2011 по стране прокатилась волна протестов, Кремль был вынужден пойти на некоторые уступки и на горизонте забрезжило будущее в виде прямых губернаторских выборов. Вскоре псковская региональная власть принялась с удвоенной энергией «за военную реформу», включая перенастройку всего медийного Генштаба и всего ведомственного аппарата. Уже весной 2012-го стало известно, что региональные власти начали тасовать колоду медиаменеджеров – «полковников» и «капитанов». Вдобавок из состава управления по информационной политике и связям с общественностью была выведена пресс-служба губернатора. Вновь созданную структуру возглавила прежний руководитель управления Оксана Ширан. Предполагалось, что на капитанском мостике в управлении ее сменит главный редактор «Псковской правды» Александр Машкарин. Однако в последний момент выбор был сделан в пользу экс-заместителя г-жи Ширан Олега Добрынина, который к тому моменту уже фактически приступил к работе в должности начальника информационно-аналитического отдела областного Собрания депутатов. Тогда же команда Турчака приступила к объединению находящихся под ее контролем медиа-ресурсов в единый холдинг. И.о. руководителя новой организации с 10 мая прошлого года является директор «Псковской правды» Ирина Назарова, шеф-редактором Александр Машкарин,  а куратором медиахолдинга выступал заместитель руководителя аппарата администрации области Руслан Фурс. Однако дальше назначения ответственных и «тактических маневров» дело пока не сильно продвинулось (подробнее об этом в третьей части).

Сказать, что процесс реформирования медиаресурсов, мобилизации собственных кадров и рекрутирования новобранцев проходит с трудностями, значит не сказать ничего. Яркой иллюстрацией к этому тезису может служить история с поиском кандидатуры на должность главного редактора губернаторского информагентства ПАИ. Искали долго, более полугода, делали предложения одним, в уме держали других, получали отказы, объявляли открытый конкурс, обсуждали преимущества и недостатки трех вышедших в «финал» конкурсантов – сотрудницы пресс-службы губернатора Ирины Потаповой, журналиста из Твери, обозревателя «Псковской правды» Арслана Байрамова и старожила ПАИ Елены Лешкиной. В результате в феврале победил… экс-заместитель главреда муниципальных «Псковских новостей» Максим Андреев, находившийся в тот момент фактически в процессе увольнения. Кадровые перетряски на этом не закончились. С 8 апреля приступил к исполнению обязанностей заместителя управления  пресс-службы администрации известный журналист, успевший за свою карьеру поработать во многих псковских газетах,  Юрий Моисеенко. Рассказывают, что данное кадровое решение, принятое в одних кабинетах Дома Советов, было неоднозначно воспринято обитателями других, а сама шеф пресс-службы Оксана Ширан будто бы узнала о назначении себе помощника из сообщения на ПЛН. 16 апреля стало известно, что в связи с отъездом в Москву так и не доведшего до конца миссию по перенастройке медийного аппарата, началу работы холдинга и открытию проанонсированного круглосуточного губернского телеканала г-на Фурса замруководителя аппарата администрации назначен главный редактор «Псковской правды» Машкарин. Он и будет отвечать за информационный блок вопросов. Накануне майских праздников последовало новое назначение. На место г-на Машкарина в областной газете была приглашена  Светлана Прокопьева, ранее известная своими критическими статьями в адрес вертикали власти в целом. Судя по всему, работа по привлечению в медиахолдинг кадров со стороны будет продолжена.

Губернатор Андрей Турчак и главред «Псковской правды» Александр Машкарин на верстке «главной областной газеты». Осень 2012-го

Таким образом, г-н Турчак и его медиаменеджеры, в руках которых оказались достаточно крупные активы, наглядно продемонстрировали, что накануне губернаторской кампании намерены аккумулировать максимально возможное количество СМИ и кадров.  Из всех возможных сценариев, среди которых могли быть как выстраивание региональными властями партнерских взаимоотношений со всеми основными участниками медиапроцесса, так и жесткая конкуренция (если не сказать – война) с ними, был выбран вариант, который условно может быть описан как «захватить и монополизировать». Однако необходимо понимать, что этот путь возможен лишь в ситуации, когда на горизонте нет других серьезных политических игроков – оппонентов действующей власти. Будет ли эта стратегия успешной в условиях начинающейся кампании по выборам губернатора, покажет ближайший год с небольшим.     

О том, какими конкретно медийными ресурсами располагают группа губернатора, кто контролирует другие СМИ и в целом «кому принадлежит информация» в регионе, читайте в следующей публикации.

 

 
опрос
Пскову выделят 500 млн рублей из федерального бюджета на ремонт фасадов домов. Как потратить эти деньги?
В опросе приняло участие 105 человек
Лента новостей
30
Ваш браузер использует блокировщик рекламы.
Он мешает корректной работе сайта.
Для того, чтобы этого избежать добавьте наш сайт в белый список. Как это сделать.