Помните, когда ваш ребенок сделал первые шаги? Трогательно, неуклюже…и почти сразу плюхнулся в ваши объятия. Первый раз поехал на велосипеде…первый раз пошел в первый класс, держа в руках огромные гладиолусы. Первая двойка, первая победа…
А знаете ли вы, когда он впервые отрубил голову лягушке? Пнул бездомного котенка? Отобрал у незнакомой девочки шапку на улице? Или принял участие в коллективной травле? Хочется верить, что с твоим ребенком такого не происходило. Ведь невозможно поверить, что вот этот милый малыш на слегка выцветшей фотографии способен на такое….
Чуть меньше месяца назад на Урале двое подростков насмерть забили 22-летнего парня с инвалидностью. Кидали камнями, прыгали по голове... В общем, убили. Третья девочка 13-ти лет от роду снимала зверство на видео. Эти ребята тоже были когда-то милыми малышами….
Несколькими месяцами ранее во Владивостоке 13-летние девочки избили свою сверстницу, история похожая – одна бьет, другие одобрительно улюлюкают и снимают.
Еще раньше – в Еврейской автономной области «ребятки» до комы забили пятилетнего мальчика. Еще раньше…еще раньше…не хватит пальцев перечислить подобные истории хотя бы за последний год.
Что произошло с нашими детьми?
Как по мне, так ничего особенного.
Раньше такого не было? Было.
Издевательства стали изощреннее? Да, возможно. Но этому есть объяснение.
Явление это не новое, но в последнее время приобретает болезненный размах. Подростки не справляются со своей агрессией и не знают, куда обратиться за помощью.
Откуда берется агрессия? Модно считать, что «из интернета», «из телевизора», «из компьютерных игрушек». Я вас умоляю. Я выросла во времена повального увлечения старыми добрыми Думами, Квейками, ДюкНюкемами ет цетера. На дискотеках редко можно было увидеть парней – они «зависали» на квартирах, сутками расстреливая монстров. Выросли же из этих фриков сплошь уважаемые, адекватные люди. По крайней мере, никто никого не убил и не сел.
Конечно, для неокрепшей детской психики излишне жестокие игры могут быть опасны. Но, позвольте, дети сами что ли решают, во что играть и сколько?
Тут как бы логично подвести читателей к тому, что вся вина на родителях – но снова мимо. Вернее, на родителях, конечно, вины за выросших чудовищ несоизмеримо больше, чем на интернете.
Но есть кое-что еще.
Мы сейчас живем в обществе потребления контента. Причем дети погружены туда значительно глубже. В интернете не учат жестокости, там учат быть крутым. Чтобы быть крутым, ты должен быть популярным. Количество лайков и просмотров – вот что определяет твой социальный статус. Подписчики – вот кто будет диктовать тебе, что тебе делать, как жить и куда двигаться.
Это не про интернет. Это про потерю ориентиров.
Чем сейчас занимаются дети оффлайн?
Раньше, положим, были кружки и секции – сейчас их нет. Вернее, есть, но они либо скучные, либо дорогие. Дети, от души увлеченные спортом или иными хобби – это редкость. В основной своей массе дети ничем не заняты, родители много работают и мало разговаривают с детьми. Что остается подросткам?
Гормоны требуют выхода. Травля более слабого – это отличный способ и завоевать популярность, и снизить уровень агрессии, которая съедает подростка изнутри. Те, кто травит – получают заряд колоссальной энергии. Это как тренинг Тони Роббинса, только в миллион раз круче. Вот почему они фиксируют свои зверства и выкладывают их в сеть. Им нужно, чтобы их похвалили.
Нужно помнить о том, что подростки, замешанные в травле, изначально не обладают никакими задатками садистов, маньяков и убийц. Они ищут выход, и они его находят. Чем строже к нему относятся дома – тем круче будут его «пытки». Чем больше у него проблем в классе – тем больше вероятность, что неустойчивая психика даст сбой.
Что сделать, чтобы твой ребенок не вырос таким?
Я не знаю.
Я думаю, что было бы круто, если бы в школах знали об этой проблеме и занимались ею. Потому что любой буллинг начинается именно там. Но в нашей реальности сразу возникает вопрос, кто это будет делать, когда и за какие деньги?
У меня тоже подрастают дети. Я тоже хочу видеть их нежными ангелочками и невинными котятками. Но я знаю, что в социуме, где они крутятся, ангелочки не выживают. Мое дело донести до них, что если тебя травят – нельзя терпеть, нужно просить о помощи. И что затравить другого, чтобы выжить – не выход. Мое дело – выставить своему ребенку настройки так, чтобы лайки и подписчики не перекрывали в нем человеческие ценности. Мое дело, и ваше дело. Каждого, у кого есть ребенок.
Как?
Этого я тоже не знаю. Но нам придется придумать.
Алина Чернова