Переход из школы в вуз — один из самых эмоционально насыщенных этапов в жизни подростка. В этот период он сталкивается с множеством стрессов, которые влияют на его самоощущение и выбор будущего пути. Давайте разберемся, что переживает подросток, и как родители могут помочь ему пройти этот период более уверенно.
Подросток меняя социальный круг испытывает стрессы и целы ряд непростых эмоций. Прежде всего - страх неизвестности. «Справлюсь ли я с новыми требованиями?», «Найду ли друзей?», «Правильно ли выбрал профессию?» - размышляет подросток. Его начинают проверять на устойчивость тревога, растерянность, неуверенность в своих силах. Расставание с одноклассниками и учителями может вызывать чувство одиночества и ностальгии по «беззаботному» прошлому.
1. Станьте «безопасной гаванью». Не обесценивайте страхи («Да брось, это ерунда!»). Лучше спросите: «Что тебя больше всего беспокоит?». Делитесь своим опытом переходных периодов, но без нравоучений.
2. Поощряйте самостоятельность, но оставайтесь рядом. Помогите подростку взять ответственность за выбор (например, предложите составить список «плюсов/минусов» профессии), но не решайте за него.
3. Подключайте профориентацию с экспертами. Соцсети формируют мифы о профессиях, поэтому важно показать реальность, оценить потребности и враждебные таланты.
Не редко подросток переживает страх разочаровать родителей или не оправдать собственных амбиций, особенно если выбор профессии продиктован внешними установками («престижно», «выгодно»), а не внутренними ценностями.
Нередко психолог сталкивается как идеализированные социальными сетями образы профессий (блогеры, чиновники, бизнесмены) создают ложные ориентиры. Многие не видят рутины, конкуренции или этических дилемм, связанных с работой.
Специалист по профориентации помогает:
Когда профессия выбирается под давлением - это путь к выгоранию и потерянным годам. Выбор профессии, основанный исключительно на финансовых расчетах или амбициях родителей, а не на внутренних склонностях и талантах подростка, напоминает строительство дома на песке. Такой путь может дать временную стабильность, но рано или поздно приводит к кризису — эмоциональному истощению, потере смыслов и вынужденной смене деятельности, которая дается гораздо сложнее из-за упущенного времени.
Подросток, подавивший свои интересы ради «престижа» или родительских ожиданий, сталкивается с ежедневным внутренним диссонансом. Работа, которая не приносит радости, превращается в рутину, лишенную мотивации.
Если профессия не соответствует характеру и способностям, даже небольшие препятствия (дедлайны, конкуренция) воспринимаются как непреодолимые. Энергия уходит на преодоление отвращения к делу, а не на рост.
Ориентация на внешние маркеры успеха («высокая зарплата», «статус») игнорирует внутренние потребности: творческую реализацию, помощь людям, интеллектуальный вызов. Со временем это приводит к экзистенциальному вакууму — «Зачем я всё это делаю?».
Учите принимать неопределенность. Скажите: «Ты не обязан выбрать путь раз и навсегда. Многие меняют профессии, и это нормально».
Снижайте давление. Избегайте фраз вроде «Ты обязан поступить в топовый вуз» или «Мы столько в тебя вложили!». Вместо этого: «Мы верим в тебя, даже если путь будет сложным».
Принять, что деньги — не гарантия счастья. Исследования показывают: после достижения комфортного минимума уровень удовлетворенности жизнью почти не зависит от дохода. Гораздо важнее автономия, смыслы и самоуважение.
Важно донести до подростка: Профессия — это не приговор, а инструмент, который должен служить вам, а не наоборот. Если выбор сделан под давлением, рано или поздно придется заплатить за это эмоциональным благополучием. Лучше потратить год на поиски себя, чем десятилетия — на попытки убежать от нелюбимой работы. Как говорил Конфуций: «Выбери себе дело по душе, и тебе не придется работать ни дня в своей жизни».
Фотографии из личного архива
Наталья Старосельская