Новости партнеров
Общество

Слово об отце

28.12.2013 16:25|ПсковКомментариев: 13

Мне думается, он всегда жил работой. То, что мой отец талантлив, знал и знаю, да только ли я? Сколько людей мне говорили об этом.  Сколько заявляли о значимой роли Анатолия Ильича в жизни города. Стихи и проза, журналистский поиск сражавшихся за Великие Луки и Псковщину героев, поиск героев дня сегодняшнего – рассказ о них, обучение и поддержка коллег, …помощь и требовательность к сослуживцам.

         Я хочу, чтоб в песне буден,

         При начале всех начал

         Всем хорошим добрым людям

         Стих мой силы прибавлял

 

         Чтобы злого в душу ранил,

         В ней откликнулся, как эхо,

         Чтобы в жизненном буране

         Хоть одну поставил веху… 

 

Хорошо помню то время – был ли выпуск газеты, где не звучало бы слово Шулаева, был ли праздник, что бы ни прозвучали строчки его стихов? Знаю, он, ветеран Великой Отечественной, выпускник Московского государственного университета, всею душой полюбил новый для него город – Великие Луки. Полюбил за товарищество в редакции областной газеты «Великолукская правда», за уникальность граждан, всею душой болеющих за свой город… И я видел, помню, как песни пели люди, сажая деревья в сквере Пушкина, как играли во дворах в шахматы и волейбол, как радостно шли великолучане на демонстрации и матчи футбольные, читали листовки, что с неба сыпались в дни сложные и праздничные, и как останавливал за слово матерное на улице простой человек сквернослова и как шли все мы, взрослые и дети, на пуск нового цветного фонтана, как взращивали тысячи роз на набережной Ловати во славу Великих Лук. В память об этом и захотелось, что бы появился у нас, великолучан, музыкальный диск «Дарю тебе город», сборник песен о городе своем, начинающийся удивительной строкой, что сотворил мой отец для мамы – «Дарю тебе город»…

Смотри, как прекрасны

Вечерние парки!

Над Ловатью чайка

Сверкнула крылом

Звезда обелиска мерцает неярко

Валы крепостные молчат о былом…

 

А что мог подарить мой отец маме? Что мог подарить журналист? Помню, нас двое с братом, мама и бабушка. Отец был абсолютно принципиальным – это и тогда значило «жить скромно…». Не могу сказать, что бедствовали, но то, что денег не хватало, понимал. Может, именно поэтому ночами придумывал отец кроссворды, подписывая их, то именем мамы, то моим именем, сердился сам на себя, но относил их в редакцию. Ведь за это платили, не платили за обучение молодых литераторов, не платили за стихи и корреспонденции, что печатались в городской и областной газетах. Никогда не забуду как в «Детском мире», что сейчас «Продовольственный» на площади Ленина, просил купить пожарную машину, отец сжал мне руку и молча увел из магазина, а потом весь вечер читал мне книги… Что мог подарить мой отец маме – город, город который любил, и в который привез ее, выпускницу московского педагогического института…

… Поколенье наше такое –

Никогда не искали покоя.

И не будем искать.

Будем жить!

 

Знаю,

Ты не устанешь любить!

Сыновьям,

И невесткам, и внукам

До последнего тихого стука

Будешь доброе сердце дарить.

 

Суббота – это был рабочий день, помню как радовалась мама, что «партия и правительство» решило сократить время, уже после 14.00 можно было идти домой… Но я не помню суббот, что бы не было в нашей двухкомнатке на Пушкинской улице «странных» (мне так казалось) людей. Это писатели и поэты, доказывающие, требующие и плачущие, стучащие по столу, громко декламирующие… Мама проверяла тетради, их стопки лежали на столах или рисовала стенгазету, хмурилась, но никогда не прерывала бесед отца. А он перестал приходить домой по вечерам и на неделе, стал преподавателем – в местном университете (марксизма-ленинизма) специально под фамилию «Шулаев» открыли на «общественных началах» факультет журналистики, еще больше людей зачастили к нам в субботние дни. Иногда своим одноклассникам я показывал книга и газеты, где печатались стихи и повести тех, кого правил, помогал кому мой отец в те вечера… и путалась в моей голове гордость за папу и обида, почему его то книг нет!

Смешные люди –

Все спешат, спешат.

А жизни нашей –

Недалекий бег…

Я не спешил бы,

Задержал свой шаг,

Но разве у меня

Длиннее век?..

 

Его друзья. Я и сегодня завидую дружбе тех, кто был рядом с отцом. А он всегда вспоминал своих боевых товарищей, войну, что завершилась на Дальнем Востоке. Всегда помню и страшный для меня вечер, когда в Москве папин друг вдруг отстегнул ногу – снял протез… Как же я любил слушать их песни, смотреть как танцуют они, поднимают тосты за советскую власть, за Отечество. Друзья, они советовали и помогали. У одного появлялась ванная в квартире и мы шли семьей помыться, другой приобретал телевизор и звали они нас с отцом к себе посмотреть «Спокойной ночи, малыши»… Но главное, сколько любви и уважения к Родине,  Великим Лукам и великолучанам выносил я из их разговоров!

Город – старый годами,

Но юный – навечно,

Седина на камнях,

Зелень в блестках росы…

Величали его новгородцы

Оплечьем,

Москвичи называли

Предсердьем Москвы.

 

Для чего же мы живем? Приходит время, и мы обязательно задаем себе этот вопрос. Когда мне отец дал читать свою первую книгу стихов «Время проходит» я растерялся, растерялся от близкого и слишком понятного ощущения конечности и ужасающей короткости жизни. Сколько раз ловил себя на этом, когда  уже и я провожал близких и коллег в долгий, уж не земной путь. Время проходит, самое страшное, оно зачастую изымает из памяти труд, достижения, поступки… и кажется, во имя чего жил человек, жили люди. Чему радовались от чего огорчались близкие твои? Я очень хотел, что бы мой отец, посвятивший всю свою жизнь Великим Лукам, бывало забывавший о друзьях и семье во имя, в память и во славу любимого города Великие Луки, стал его Почетным гражданином, но не осуществилось… Пока не сбылось!

И секунды, –

Что резвые кони,

Звонко скачут

И только вперед.

Время проходит.

Время не ждет.

Не догонишь его,

Не догонишь.

 

Уж давно нет нашей мамы – Лидии Николаевны Шулаевой…, но не ушла она из сердец тысяч своих учеников и никогда не уйдет от нас, ее сыновей, невесток и внуков, никогда не покинет жизнь здравствующего отца – Анатолия Ильича Шулаева. Какое же искреннее и пронзительное посвятил маме в эти разметанные, несчастные годы стихотворение, сравнив ее, самого близкого в жизни своей человека с Родиной… В память о маме хотелось и мне создать там, где она работала особую школу – так на месте восьмой появилась «кадетская».

А еще знаю, никогда не истлеют и не забудутся строки из отцовских стихов и повестей, рассказов и очерков об истории любимого города, о великолучанах.   

Привет вам

Из Великих Лук!

Вы город мой,

Конечно, знаете.

Друзьям – он добрый,

Верный друг

И недругам –

он памятен…

 

Какие люди

Здесь живут!

Красивые, сердечные.

Коль бой, так бой,

А труд, так труд! –

Их заповедь

Извечная.

 

Привет Вам

Из Великих Лук!

Велик мой город

Не размерами,

А делом

Увлеченных рук

И замыслами

Смелыми.

 

Знаю, Великие Луки – это город у которого есть свой Ангел, он хранит город наш, любит и поддерживает Великие Луки, так было и так будет… И всегда будут жить, трудиться во имя имени города нашего славные его жители – Великолучане!  И всегда мы будем гордиться родителями своими, как горжусь и я, родившийся и вернувшийся после учебы из столицы Родины нашей Москвы в любимый город Великие Луки, своим отцом – Анатолием Ильичем…

Александр Анатольевич Шулаев

Стихи Анатолия Ильича Шулаева

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
К кому вы обращаетесь за помощью в решении своих проблем?
В опросе приняло участие 13 человек
Лента новостей