Предлагаем вашему вниманию текстовую версию очередного выпуска программы «Дневной дозор» на тему: «Нужен ли нашему региону законопроект об упрощенном порядке исключения памятников из регионального списка объектов культурного наследия?». Передача вышла на волнах радио «ПЛН FM» (102.6 FM).
Хороша «улыбка» Пскова, да только есть в ней и «гнилые зубы» — ветхие и полуразрушенные дома, с которыми ничего нельзя сделать. А всё потому, что это памятники. И речь в данной ситуации даже не об объектах культурного наследия федерального значения — палатах и усадьбах предыдущих столетий, которых в Пскове немало, а об объектах регионального и местного значения. Да-да, все эти обшарпанные, потрескавшиеся и покосившиеся халупы и бараки, построенные в 40-50-х годах прошлого века, — это тоже памятники, и они тоже включены в соответствующий реестр, из которого их просто так не исключить — только на основании акта правительства России.
И вот они стоят и портят облик областной столицы (да и других муниципалитетов региона). Инвесторы за них не берутся из-за больших обременений по законодательству в сфере охраны объектов культурного наследия — ни тебе этаж лишний построить, ни планировку поменять. И много чего еще. В региональном (и уж тем более в местных) бюджетах денег на их восстановление нет. И снести эти здания нельзя всё по той же причине — это культурное наследие.
И это не только псковская беда. Проблема актуальна для многих других регионов. В частности, ею озадачились депутаты Ставрополья и выступили с законодательной инициативой упростить процедуру исключения объектов культурного наследия регионального и местного значения из реестра, наделив этими полномочиями органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Соответствующий проект федерального закона уже внесен в Госдуму и теперь рассматривается на уровне заксобраний других регионов. Псковское областное Собрание рассмотрит его на сессии 27 марта.
Нужен ли нашему региону законопроект об упрощенном порядке исключения памятников из регионального списка ОКН? На первый взгляд — да, ведь многие здания попадают в список объектов культурного наследия чисто по формальному признаку — по возрасту. А на деле это по большей части обычные жилые полуразваленные дома, а никакие не памятники истории и архитектуры. Они лишь раздражают местных жителей и делают город непрезентабельным для туристов. А ведь было бы логично какие-то из этих зданий реконструировать и приспособить под современное использование — например, открыв там гостиницу, а если реконструировать уже нечего, то демонтировать остатки и что-то построить на этом месте с ноля.
Но закон не дает. Как на эту ситуацию смотрят профильные эксперты и депутаты областного Собрания, которым, в общем-то, и рассматривать инициативу ставропольских коллег на сессии 27 марта? Об этом — в программе «Дневной дозор».
Справедливости ради отметим, что законодательная инициатива ставропольских депутатов хоть и важна, но не нова по своей сути. В Пскове еще лет 20 назад (а может и раньше) впервые прозвучала идея выводить руинированные здания из реестра памятников культуры регионального значения, а в 2020-году это предложение еще раз актуализировал Александр Братчиков, на тот момент глава администрации Пскова.
Насколько важна эта инициатива для Псковской области и как она на нас отразится, в случае принятия? На этот вопрос ответил председатель комитета по законодательству и местному самоуправлению Псковского областного Собрания депутатов Алексей Севастьянов. Некоторые памятники из перечня объектов культурного наследия регионального и местного значения в Псковской области давно не существуют физически, и принятие законопроекта существенно ускорит процесс их исключения из реестра.
Неоднозначным вопрос с исключением каких-либо объектов их реестра ОКН считает руководитель Псковского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Ирина Голубева. Охрана объектов культурного наследия — это целая система, которая худо-бедно, но работала и работает. Ее разрабатывали специально обученные люди, и чтобы ее отменять или менять, надо предложить адекватную альтернативу. А ее нет, подчеркивает Ирина Голубева. Также, по ее мнению, в попытках изменить законодательство в сфере охраны культурного наследия просматриваются признаки строительного лобби. Поэтому руководитель Псковского ВООПИиКа рассчитывает, что псковские депутаты внимательно отнесутся к рассмотрению инициативы ставропольских коллег.
Какой-то смысл в законопроекте об упрощении процедуры исключения объектов культурного наследия регионального и местного значения из реестра — есть, потому что ничто не вечно и никто не безгрешен, рассуждает псковский архитектор Владимир Шуляковский. Другой вопрос, что к таким документам надо подходить осторожно, аккуратно и обоснованно, потому что в них имеет значение каждая точка и запятая. Также было бы неплохо подвергнуть ревизии весь этот список объектов культурного наследия и какие-то объекты перевести из одной категории в другую, полагает архитектор.
Общественный совет при региональном комитете по охране объектов культурного наследия занимается вопросом «мертвых душ» в реестре объектов культурного наследия, как минимум лет пять, вспоминает председатель совета Наталья Савицкая. Объектов, которые поставлены на учет, но фактически не существует, великое множество, и члены совета давно бьются за то, чтобы очистить от них список. Поэтому Наталья Савицкая поддерживает инициативу ставропольских депутатов, но, как и Владимир Шуляковский, призывает к осторожности в этом вопросе. А также особо подчеркивает момент ответственности инвесторов, которые берутся за объекты культурного наследия.
Законопроект об упрощении процедуры исключения объектов регионального и муниципального значения из реестра нужен не только нашему региону. Это проблема общероссийского масштаба, отмечает председатель комитета по охране объектов культурного наследия Псковской области Вадим Нэдик. У него есть вопросы к качеству составления списков ОКН, поскольку в разное время туда закралось много ошибок, особенно в 1998 году.
В предыдущие годы идея решить проблему руинированных домов-памятников Псковской области за счет их исключения из реестра ОКН была встречена неоднозначно. Многие представители культурного сообщества опасались, что чуть только будет создан прецедент, мы потеряем даже те памятники, которые еще можно спасти и облагородить. Инициатива ставропольских депутатов в очередной раз актуализировала эту больную тему и вновь спровоцировала разные мнения. Одни наши эксперты полностью поддерживают идею дать регионам право исключать объекты регионального и местного значения из списка, отмечая, что это позволит вдохнуть в полуразрушенные дома вторую жизнь. Другие говорят, что к этому надо подходить осторожно, чтобы избежать возможности злоупотреблений. А третьих, кто выступил бы категорически против инициативы, не оказалось. Теперь остается подождать, примут ли ее депутаты Псковского областного Собрания. Но есть ощущение, что особой интриги не будет, и они направят в комитет Госдумы по культуре одобрительную позицию.
Татьяна Иванова