У псковичей осталось несколько дней, чтобы воспользоваться аттракционом невиданной щедрости - кэшбэком на поездки по стране. На бронирование выделена всего неделя, и она стремительно заканчивается. Псковская Лента Новостей узнала, почему не стоит обольщаться тем, кто решил провести бархатный сезон на Черном море, как выкрутиться, если нет карты «Мир», и почему путешественники не спешат в туры по Псковской области.
Программа по возврату средств на туры по России стартовала в прошлую пятницу, 21 августа, а завершится уже в эту, 28 августа. Вернуть можно 5, 10 или 15 тысяч рублей.
Как в неприличном анекдоте про Петьку и Василия Ивановича, «есть один нюанс». Точнее, даже несколько.
Во-первых, сумма для кэшбэка должна пройти одним платежом. То есть нельзя заказать гостиницу за 15 тысяч, взять экскурсий на 10 тысяч и ждать после этого деньги обратно.
Во-вторых, карта «Мир». Понятно стремление государства выдать эту карту как можно большему числу россиян. Например, бюджетники получают зарплаты на «Мир», туда же приходят разные социальные пособия. Внедрение ее в сферу туризма - неплохой способ «обмирщить» более платежеспособную публику. Но как быть тем, кто об акции узнал, когда она уже стартовала, и не успевает получить свой «Мир»? Таким россиянам советуют найти знакомых с этой картой и доверить им свои деньги.
По условиям программы, поездка должна быть не короче четырех ночей. Об этом тоже важно помнить, в особенности учитывая, что основной период отпусков прошел. То есть в рабочем графике нужно где-то найти эти минимум пять дней.
И, наконец, даты поездки. Она может начаться сразу после оплаты и вплоть до 20 декабря. Но снова нюанс. Тех, кто решил погреться под ласковым сентябрьским солнцем Ялты или Сочи, ждет жестокое разочарование. В семь регионов поездки по программе начинаются с 1 октября (а бронь точно так же идет сейчас). Это Краснодарский край, Крым, Севастополь, Ставропольский край, Калининградская область, Республика Алтай и Алтайский край. Тоже понятно, в Сочи приедут и так, а для путешествия по более холодным местам страны, типа Псковской области, нужен дополнительный стимул.
На странице нашего региона на сайте мирпутешествий.рф всего семь гостиниц. Зато внушительный список туроператоров, и местных, и федеральных. Под их шапками можно найти и проживание в отелях, и целые туры. Некоторые отели выставили и самостоятельное предложение, и вместе с партнерами, рассчитывая увеличить шансы на внимание туристов. Увы, бронирований в Псковской области катастрофически мало. Есть такой сервис TravelLine, через который проходит бронь на сайтах большинства отелей в нашем регионе. Псковская область с ее шестью бронями за три дня действия программы находится в конце списка. Средний чек на одно бронирование - 32 447 рублей. Прямо сказать, результаты не ах. Есть еще статистика от сервиса бронирования санаториев, согласно ей, Псковская область на шестом месте из восьми возможных по Северо-Западу. Рейтинг по стране не приводится, не обнародованы и абсолютные цифры. Например, два бронирования - и ты уже выше тех, у кого одно.
Одним из лидеров в невеселом гостиничном рейтинге стало «Имение АлтунЪ», расположенное недалеко от Пушкинских Гор, там к моменту составления рейтинга целых две брони по программе.
«Непростая штука получилась, - говорит о программе управляющий «Алтуном» Наталья Овчинникова. - От отелей на сайте только название, наобум поехать тяжело, надо долго вопрос изучать. А времени нет, разбираться, как это все работает, у людей всего восемь дней. Нужен хотя бы год».
«Всех пугает вторая волна коронавируса и разговоры о том, что, якобы, с 20 сентября все закроют, - добавляет другой представитель «Алтуна» Андрей Петров. - Люди видели, какая политика была весной с авиабилетами, получили ваучеры вместо денег, теперь опасаются государственной программы. Плюс ноябрь-декабрь ни с кэшбэком, ни без него в наших краях никто проводить не хочет. Ноябрь - глухое и мертвое время года, поездки не нужны. В декабре люди копят на Новый год. Ждем еще несколько бронирований, и все».
Ряд отелей, оценив трудозатраты на подготовку к участию в программе и возможный выхлоп от нее, отказались от самостоятельного участия. В частности, необходимо было создать новую страницу на сайте с предложениями именно по программе. Привязать к ней новые идентификаторы от банка, которые помогают системе определить тех, кто бронирует именно по программе. Срастить это все с системой бронирования. И запустить какую-никакую рекламу, чтобы усилия не пропали втуне. 700 тысяч предложений со всей страны - в таком море потеряться просто.
Некоторую сумятицу вносит изучение предложений от туроператоров. Зайдя на страницу Псковской области, вместе с предложениями от региона можно увидеть туры в Москву, по Золотому кольцу, в Петербург, Новгород и далее везде. То есть турист вполне может переключить внимание.
«Я сама заходила на сайт в качестве туристки, и мало что поняла, - признается Наталья Овчинникова из «Алтуна». - Заходишь в Калининград - предлагают поездки куда-то. Зашла в Псков - там предлагают по Пскову. По каждой турфирме лазить?»
Наверняка, запуск программы потребовал от организаторов на федеральном уровне невероятных усилий. Кто-то очень пылкий ходил по кабинетам, отстаивая свою идею. А потом вынужден был реализовывать ее в авральном порядке. И теперь вместо благодарности за хорошее дело слышит мало лестного. Но именно такие плачевные результаты дает практикуемый все чаще в последнее время метод наскока. Внутренний бардак иногда прорывается наружу. И получается, что в разделе туроператоров на странице Псковской области под названиями «Странник» и «Клуб Странник» - одно и то же предложение, один и тот же сайт, только разные его страницы.
Мы пообщались почти с десятком отельеров и туроператоров. Все они отмечают организационную неразбериху на этапе запуска программы. Сначала Ростуризм обнародовал правило о пяти ночах, потом снизил требования до четырех ночей - пришлось перекраивать уже подготовленные предложения. Менялись по ходу процесса технические требования. Из-за этого, например, в программу не попал гостиничный комплекс «Изборск»: столкнувшись с трудностями, послали письмо с вопросами в Ростуризм, ответ получили уже после начала недели бронирования. Не получил вовремя информацию «Двор Подзноева», поэтому тоже в программе не представлен. Сама эта неделя вызывает у всех недоумение. Почему так мало? Многие путешественники рискуют узнать о программе уже после контрольной даты.
«Необходимо продлить срок акции хотя бы до начала осени, - предлагает управляющий гостиницей «Остров-Парк» Людмила Иванова. - Очень мало времени дали».
«Бронирования есть, но их меньше, чем мы ожидали. Очень маленький период, - поддерживает мнение коллеги Мария Иванова, начальник службы приема и размещения отеля «Old Estate». - Гости только начинают слышать о программе, передавать друг другу информацию, а уже акция в пятницу заканчивается. Как-то это маловато. Потом, гостям же сразу нужно внести полную оплату, не все могут на это быстро решиться. Необходимо точно запланировать поездку, освободить рабочие дни. Отдача была бы больше, если бы акцию продлили хотя бы на месяц».
Премьер Мишустин перед запуском программы говорил об ожиданиях, связанных с тремя миллионами путешественников. Правительство выделило на компенсации 15 миллиардов рублей. То есть россияне должны набронировать себе отдыха на 75 миллиардов рублей. В текущей ситуации сумма кажется фантастической. Разумно было бы объявить 28 августа о продлении программы. А еще лучше, чтобы к этому добавились официальные заверения, что такая программа будет действовать в следующем году. И не холодной осенью, а по-нормальному, начиная с теплых весенних месяцев.
Результаты Псковской области на фоне других регионов по итогам программы станут еще и поводом региональным чиновникам от туризма задуматься, а все ли сделано правильно? Обидно, когда соседний Новгород на девятом месте в рейтинге гостиничных броней. Там что, земля древнее, а небо над ней голубее? Отнюдь. Разница между соседями в очередной раз оказалась, как между полевой мышкой и хомяком - в пиаре. Если бы предшествовали программе годы грамотного продвижения Псковской области на рынке туруслуг, результаты могли бы быть куда лучше. Наши собеседники с разочарованием называют программу скорее не эффективным инструментом, а рекламной акцией. Что ж, с чего-то надо начинать.
Юлия Магера