«Это иезуитская политика государства, когда вроде все правильно и «по закону», а по факту, по сути – нечестно. Я собственник этой квартиры и содержу ее в надлежащем виде. Но я не чувствую себя хозяином ни лестничной площадки, ни подвала, ни тем более земли около дома. Если совсем широко – то государству нужны деньги. А откуда их брать – из повышаемых налогов, из растущих тарифов или из взносов на капремонт, – государству без разницы».
Это частное мнение одной женщины пенсионного возраста, которой, как и всем с марта месяца, приходят квитанции на оплату взносов за капитальный ремонт. На стандартную «двушку» в панельном доме постройки начала 1980-х – порядка 300 рублей в месяц.
«У нас новый дом, ему ремонт нескоро понадобится. Деньги пойдут в общий котел, а мне никакой пользы. Не буду платить!» - другое частное мнение, уже из дома двухтысячных годов постройки.
Уперлась на своем и мудрая – в 89-то лет! – соседка, всю жизнь государству доверявшая и покорявшаяся: не стану платить. У нее мотивация тоже не оригинальная: пусть государство починит. А иначе куда пошли взносы на содержание жилья и всякие ремонты (строка в платежках называлась по-разному), которые исправно платили и при советской власти, и в постсоветском пространстве?
Это так, ближние. Повозмущались и пошли к платежным терминалам, которые долго «не хотели» принимать новые квитанции. Эта техническая заминка, кстати, для многих послужила «законным» оправданием неплатежей: вы бы сначала наладили все, а потом уже деньги «стригли».
Отношение к этому новому побору именно такое – «стрижка». Многие теоретизируют на тему «Взносы в фонды – дело добровольное!» и в конце разражаются горячим призывом «не платить ни в коем случае». В Москве, на Якиманке, дошли и до суда – с просьбой направить в Конституционный суд иск о признании «капитального» закона не соответствующим Конституции. Пока суд будет думать, действие закона (а значит, и сбор платежей) следует приостановить, считают эти инициативные москвичи.
Серьезный замах, но сильно обольщаться не стоит. «Никаких способов НЕ платить взносы за капремонт НЕТ», - однозначно сформулировала Юлия Колпинская, первый зампредседателя госкомитета Псковской области по делам строительства и ЖКХ. То есть за свою принципиальность («Не буду платить, и все!») потом придется рассчитываться еще и выплачивая пени. Профсоюзный лидер Ульяна Михайлова вот, к примеру, платит – хоть и считает уже сейчас, частным порядком, закон о взносах за капремонт «противоречащим Конституции». Сергей Макарченко, руководитель регионального Фонда капремонта общего имущества в многоквартирных домах, вообще произнес как-то крамольную на общем фоне мысль – о том, что ставка «мизерная», и уже прорабатывается законопроект об ее увеличении. А не можете платить – добро пожаловать в собес.
То есть с одной стороны вроде как «государству нужны деньги», а с другой стороны – растет толпа стоящих на социальной паперти.
А ведь никто не занимается ремонтом в доме, когда речь идет в основном о поддержании штанов. В семейном бюджете всегда есть первоочередные траты, и в сложные финансово времена ремонт и строительство никак к ним не относятся. Поэтому стоит признать, что время для начала «стрижки» выбрано крайне неудачно. И любые обоснования – даже самые обоснованные – вынужденному умерить свои и так невеликие аппетиты обывателю покажутся неубедительными, а сборщики «капитальных податей» - жуликами…
Признает ли это государство и готово ли оно кормить тех, кого капремонт спихнет в категорию малоимущих, – вот вопрос.
Александра Фролова