С авиарейсом Москва-Псков 3 февраля произошел очередной казус. Самолет вылетел из столичного аэропорта с задержкой на час, но даже после этого до города на Великой так и не добрался. Экипаж судна сообщил пассажирам, что «сильный боковой ветер и снежные заряды» не позволяют приземлиться в месте назначения, развернул борт и ушел на запасной аэродром в Пулково. Почти по Моисееву-Гурченко - «Уехал в Псков, а приехал в Петербург».
Такие авиаляпы происходит, увы, не в первый раз. И все время то понос, то золотуха… то есть, простите, то боковой ветер, то посадочная полоса обледенела (читай – не убрана).
Тут важно напомнить, что в популяризацию перелетов по-псковски с 2007 года вбухивается куча бюджетных денег, преследуя самую благую цель - чтобы рейсы еще и окупались, а не просто обеспечивались полеты чиновников. Вот как приняли областную целевую программу «Развитие авиационных услуг в Псковской области», так все никак не можем остановиться в этом самом развитии.
Впрочем, отрину иронию, здесь даже наметился определенный прогресс (после ряда откровенно неудачных опытов, разумеется). Предложение таки породило спрос - авиарейсы становятся все более востребованными, а маршрутная сетка аэропорта, который не так давно получил наименование святой равноапостольной великой княгини Ольги, растет как на дрожжах. В октябре 2018 года восстановили регулярное авиасообщение со столицей. Более того, с февраля число авиарейсов Псков-Москва еще и увеличили до пяти в неделю (вместо трех), а с апреля их планируют сделать даже ежедневными. А еще можно улететь в Минеральные Воды, Сочи и Калининград. И это еще не все. Всерьез обсуждается возможность воздушного трафика с Минском (аэропорт же международный!).
Казалось бы, такие новости нужно воспринимать исключительно в позитивном ключе. Сам неоднократно сталкивался с ситуацией, когда и хотелось попасть в столицу по воздуху, но вот ведь незадача, как назло именно в нужный день авиарейсов не было. Но это полбеды, иногда можно и скорректировать свой график. Куда больше смущала некая лотерея «полетит - не полетит», потому что 100%-й уверенности, что даже запланированный вылет состоится, не было.
После недавней череды событий с отменой полетов мой начальник, к примеру, крепко призадумался, стоит ли добираться до Москвы таким самолетом Шредингера, который как бы есть, но которого при этом как бы и нет. А поезд до столицы, давайте говорить прямо, альтернатива так себе, даже с учетом фирменных ФПКовских вагонов. И вот он спрашивает нас: лететь или не лететь? И что ему ответить, если тут даже экстрасенсы бессильны?
Давайте серьезно. Вот кому в здравом уме покажется адекватным платить за перелет, вместо которого ты можешь получить вынужденную ночевку в аэропорту? Это 3 февраля пассажирам еще повезло, они хоть смогли улететь на следующий день, с утра. А 22 января, когда борт развернули ночью (!) чуть ли на подлете к Пскову и вернули в столицу, пассажиры, как говорится, конкретно встряли: ближайший рейс - через два дня, пришлось добираться до Пскова, как бог на душу положит. Судя по взрыву негодования в соцсетях, совсем не о таком развитии авиасообщения мечтали псковичи.
Псковская Лента Новостей, к слову, обращалась с официальным запросом в авиакомпанию «Азимут» с вопросами о непозволительно частых отменах и задержках рейсов. Ответ редакция получила сухой, краткий и предсказуемый: «Причиной большинства отмен и задержек рейсов АО «Авиакомпания Азимут» являлись неблагоприятные метеоусловия, в ряде случаев - готовность аэродрома Кресты. В соответствии с установленными федеральными авиационными правилами, командир воздушного судна имеет право принять решение о возврате в аэропорт отправления, в том числе, по метеоусловиям».
Но какие меры со стороны авиакомпании предпринимаются для стабилизации ситуации?
«АО «Авиакомпания Азимут» выполняет регулярные пассажирские перевозки в штатном режиме и предоставляет пассажирам необходимые услуги в соответствии с требованиями Федеральных авиационных правил и Правил перевозки авиакомпании. Авиакомпания «Азимут» проводит техническое обслуживание воздушных судов в соответствии с установленным регламентом, обеспечивая безопасность и комфорт пассажиров», - сухо отрезал авиаперевозчик.
Уж послали, так послали. Ну, ладно. Мы же все равно понимаем, что тут вопросы надо задавать, скорее, местным чиновникам, а не авиакомпании. Самолеты летают? Летают. Посадить не получается.
В региональном комитете по транспорту при отменах рейсов кивают на погоду: боковой ветер, снежный буран, в радуге цвета поменялись. В общем, перечисляются самые разные неблагоприятные метеоусловия, хотя, вроде, не на Аляске живем. Вот только есть в этом некоторое лукавство, ведь все прекрасно понимают, что корень зла лежит, скорее, в плоскости взлетно-посадочной полосы Ольгинского аэропорта, которая порой просто не готова принять борт. Потому что либо обледенела, либо снегом засыпало. Об этом, кстати, вполне откровенно заявил губернатор Псковской области Михаил Ведерников во время недавней прямой линии.
Ну, ОК. Никто не спорит, садиться на не расчищенную от снега полосу – это ничем неоправданный риск. Вопрос в другом - а почему она не убирается, даже если самолет вылетает с задержкой? Разве в аэропорту, который бахвалится своим международным статусом, она не должна быть идеальной всегда? Должна. Но, видимо, не в нашем печальном случае.
Напомню, псковский аэродром обладает весьма унылым определением - совместного базирования. Это означает, что он и для гражданских, и для военных. С гражданской стороны мы имеем компанию «Псковавиа», которая находится в состоянии банкротства со всеми вытекающими, а с военной – Минобороны, которому, мягко говоря, не очень интересны проблемы пассажиров коммерческих рейсов. Договоренности как будто какие-то есть, но по факту – неубранные полосы. Все просто, как разметка на плацу: когда военным полоса не нужна, они ее и не убирают.
Дилемма похлеще гамлетовской. Пока принц датский решает, быть или не быть, мы задаемся другим риторическим вопросом: о каком надежном регулярном авиасообщении можно вести речь, если аэропортовые службы не в состоянии обеспечить условия гарантированных взлета и посадки бортов? У нас одновременно открываются потрясающие перспективы, в которых радостные потенциальные инвесторы быстрым и удобным транспортом устремляются бурным потоком на наши обетованные земли, бизнесмены рвутся вкладывать деньги, китайские туристы штурмуют наши красоты, высокие гости из разных стран приезжают на День города послушать Александра Либа, и тут же весьма печальные – туристы, высокие гости и бизнесмены сидят на чемоданах в Пулково и «ласковым» словом поминают Псков.
Для бизнеса, который привык все планировать, срыв авиарейса и невозможность попасть на переговоры, деловую встречу, подписание контракта порой ведут к необратимым последствиям. Для туроператоров такие коленца не меньшая головная боль – кто оплатит простой гостиницы, несостоявшиеся экскурсии, забронированный транспорт? Зрители, недожавшиеся на концерт популярного артиста, несостоявшийся матч из-за застрявших во Внуково спортсменов, сорванный международный форум, потому что спикеры не смогли долететь… продолжать?
Не забываем, что и состояние аэропортового комплекса, у нас такое, что издалека (да и вблизи тоже) можно с сельским клубом перепутать. Хотя благодаря нацпроектам, даже клубы сейчас гораздо лучше выглядят. Международный, говорите? Стыдоба!
Никто не спорит, развитие авиасообщения крайне необходимо Пскову, если мы все-таки хотим с оптимизмом смотреть в будущее, причем, чем больше направлений мы освоим, тем лучше. Но проблему надо решать ком-плекс-но. Может быть, даже не нужно накручивать периодичность вылетов, пока еще есть очень серьезные вопросы по поводу их окупаемости, а сосредоточиться на технической стороне вопроса? Оценить риски и продумать элементарные вещи.
Иначе мы рискуем пополнить ряд поговорок «Вилами по воде писано», «Бабушка надвое сказала» новой нетленкой: «Это как в Псков полететь».