Похоже, и в России возвращается понимание выгоды союзов на разных уровнях. И если у простых граждан, особенно зрелого возраста, эта уверенность еще подкреплена памятью о Советском Союзе, когда любой человек, к примеру, мог легко поехать и в Узбекистан, и в Ташкент, и в Тбилиси, не говоря уже о Прибалтике, Молдавии и Украине. То молодое поколение постигает необходимость союзных взаимоотношений уже на своем опыте. К примеру, удобство Шенгенского союза осознают не только граждане Европейского Союза, но и жители других стран, в том числе России, получающие шенгенскую визу и путешествующие по всей Европе в различных направлениях, практически забыв о транзитных визах, которые еще недавно приходилось делать чуть ли не пачками. Жители Беларуси и России получают дивиденды от Союза между этими странами. Также видна польза Таможенного Союза. Накануне президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в рамках рабочего визита в Москву выступил с лекцией в МГУ имени Ломоносова, где напомнил, что ещё двадцать лет назад он предложил идею Евразийского экономического союза. 10 октября 2000 года договор об учреждении Европейского экономического сообщества был подписан. И сегодня уже достаточно результатов его деятельности. А вот важность и необходимость Ганзейского союза Нового времени в сегодняшней России оценивают пока слабо.
Оценят ли люди необходимость этого общественного объединения вообще – предположить сложно. Для того, чтобы оценили – многие должны почувствовать его в обычном практическом варианте: на собственном кармане или кошельке – в сторону его наполнения, конечно. Или на собственной шкуре – тоже в хорошем смысле… Ведь Ганзейский союз прошлого – тоже создали вовсе не романтики ради и тем более не по указке сверху, а из сугубо практических надобностей. Конец тринадцатого века, когда несколько торговых городов Германии объединились в союз, нельзя было назвать спокойным и благоприятным временем для торговли. Объединяясь в союз, немецкие города, прежде всего, хотели совместно защищать свои торговые интересы, обезопасить торговлю в отдаленных краях и странах. Преимущества такого сотрудничества очень быстро оценили и купцы из Скандинавии, Польши, Нидерландов, Бельгии. К 1350 году Ганзейский союз уже объединял более двухсот мелких и крупных европейских городов, имея несколько зарубежных контор: в Лондоне, в Брюгге, в Бергене, в Новгороде, в Пскове. В Россию через эти конторы поступало сукно, пиво, вино, столовая утварь, драгоценные камни и ювелирные изделия, стекло, пряности и другие товары. В Европу торговцы везли дешевую высококачественную кожу, пушнину, мед, воск и прочие русские товары.
Прошлый Ганзейский союз стал настолько мощным и влиятельным во всем цивилизованном мире той эпохи, что некоторые современные историки предлагают считать его прообразом, а точнее, предтечей Европейского Союза. Более четырехсот лет Ганза объединяла десятки городов, которые жили и торговали по общим правилам, решали совместные задачи, инвестировали общие суммы в доходные проекты и все вопросы обсуждали на общих собраниях… А вот Ганзейский союз Нового времени, созданный в 1980 году, в который на сегодняшний день входит 181 город из 16 европейских стран, в том числе Псков, Великий Новгород и несколько других российских городов, похвастаться мощным влиянием пока не может. Если в немецких, польских и голландских городах, например, используют ганзейский статус для продвижения на рынке товаров и некоторые другие ганзейские технологии, то жителям российских городов очень сложно понять для чего всё это надо.
И действительно, если Новая Ганза создавалась с целью поддержки торговли и туризма, то в чём эта поддержка выражается? Разве предпринимателям и компаниям сложно торговать без этого статуса? А что, путешествовать, не будучи ганзейцем, трудно или невозможно? И торговать можно успешно, и путешествовать без проблем, были бы деньги. Тогда для чего? Неудивительно, что многие люди в Пскове из тех, которые что-то слышали про Ганзу, считают, что участие в этом даёт лишь возможность небольшому числу руководителей и приближённых к ним ездить по Европе за казённый счёт. Даже начитанные и эрудированные люди «что-то слышали» о Ганзе средневековой, помогавшей торговать, а вот о союзе нового времени пока ничего сказать не могут. Я специально поспрашивал немалое число псковичей: что они знают о новой Ганзе? Вопрос в подавляющем большинстве случаев вызывал замешательство. И это в Пскове – городе, в котором в минувшем году прошли так называемые Малые ганзейские дни, в которых принимают участие делегации российских городов, имеющих статус ганзейских. А на 2019 год намечено проведение международных Ганзейских дней. Что нужно сделать в Пскове, да и в других российских городах-участниках, чтобы горожане осознали необходимость и ощутили важность участия в Новой Ганзе? Чтобы членские взносы, а суммы приличные, которые платят города за нахождение в Союзе, не оказались просто выкинутыми непонятно на что.
А нужно очень много работать. Причём не простым горожанам, которые и без того в нынешнее время только и знают, что работают. А лицам ответственным за продвижение ганзейских связей. Давно пора дать людям ощутить, увидеть, потрогать в обыденной жизни важность этого Союза. Пора выйти из виртуального интернет-мира и программ-намерений и показать, что Ганза сегодня – это не только разовая ярмарка товаров в парке. Но и нечто большее. Да, в Пскове еще в 2012 году формировалась долгосрочная муниципальная целевая программа «Развитие ганзейских контактов города Пскова на 2012-2014 годы». Правда, почему она названа долгосрочной, если охватывает всего два года – непонятно. Кроме, проведения русских Ганзейских дней в 2013 году в Пскове и участия псковской делегации в Международных Ганзейских днях в Германии, в ней «запланировано значительное количество мероприятий по обеспечению повседневной «ганзейской» работы: подготовке информационных материалов, работе с населением, развитию городской культурной инфраструктуры», - это сообщение из новостной ленты, датированное 31 января 2012 года, можно прочитать на сайте hansaproject.ru. Что это за «значительное количество мероприятий»? Что имеется в виду под «работой с населением», и тем более в чём предусматривается «развитие городской культурной инфраструктуры»? Пока эти пункты программы так и остаются вопросами. На слуху только единственное мероприятие, которое возвращает нас в ганзейскую тему – Международный конкурс СМИ «Ганза – связь времен», который стартовал в прошлом 2013 году, и в нынешнем проводится во второй раз. Конечно, из-за своего профессионального статуса назвать конкурс широким массовым мероприятием сложно. Но это хорошая попытка заинтересовать журналистов ганзейской тематикой, чтобы уже они несли идею «в люди». Правда, у журналистов своя специфика и без хороших информационных поводов со стороны ганзейского сообщества, их интерес не проснётся.
Тема Ганзейского Союза сегодня актуальна. Но всем участникам важен не формальный статус, а именно практический смысл. Например, результаты членства в Ганзе нового времени Великого Новгорода видны реально. Новгород, как и Псков, кладезь древней и средневековой архитектуры. И так же, как и в Пскове бесценные архитектурные шедевры Великого Новгорода нуждаются в реставрации и даже в спасении… А денег на это, как, обычно, очень мало. Именно в такой ситуации в минувшие десятилетия оказался Никольский собор в Новгороде - один из самых древних храмов Древней Руси, он был построен в 1113-1136 годах и занесен в 1992 году в список Всемирного культурного наследия. Шансов его спасти без больших денег было немного. Тогда на помощь Новгороду и пришли ганзейские города и их жители из разных стран Европы. Общими усилиями была собрана огромная сумма денег – миллион долларов, столько же выделило и министерство культуры России, и уже через несколько лет храм был полностью отреставрирован. Теперь новгородцы называют его «символом ганзейских связей». А мы можем воспринимать его как один из практических результатов таких союзных отношений. В то время, как мы в Пскове, то и дело сожалеем об отсутствии средств на реставрацию памятников, у новгородских архитекторов уже разработаны очередные масштабные проекты с надеждой на партнеров и инвесторов из Ганзейского союза.
При продуманной работе, большинство жителей Пскова могут ощутить практическую пользу от нахождения города в таком союзе. Перечислять возможные темы приложения общих ганзейских сил и денег могу долго. Возможно, одним из первых реальных дел может стать возобновление судоходства из Пскова в Тарту – этот эстонский город, тоже ганзейский.
Игорь Докучаев