Блоги / Игорь Докучаев

А вчера еще была цивилизация…

19.01.2015 13:40|ПсковКомментариев: 40

С особым чувством сел вчера в вагон пригородного поезда по маршруту Псков-Луга. Будто впереди нечто непонятное, тьма, плен, зима, и это последний поезд на Юг… Звучит катастрофически. А это и был последний поезд в этом направлении! Последний - в большой истории пригородного пассажирского сообщения в Пскове. Поэтому в освещенном неоновыми лампами вагоне весь путь оставалось ощущение музейной ирреальности: вот оно – все было, а теперь уже ничего этого нет. После 156-летнего регулярного сообщения по этому участку железной дороги, пригородные поезда исчезли. Точно также исчезли или собираются отправиться в последний путь и другие пригородные поезда в Псковской области. С 19 января уходят в небытие не только пары поездов Псков-Луга, но и Новосокольники-Великие Луки, Невель-Великие Луки, Дно-Морино. С 1 февраля – не будет и поездов: Дно-Оредеж, Дно-Псков, Дно-Новосокольники.

Этому решению властей и руководства железнодорожной компании, конечно, есть убедительное оправдание – невыгодно, не окупаются затраты. Только, спрашивается, кому невыгодно? После попытки превращения пригородных поездов из социально-значимого транспорта для всех российских регионов в коммерческие перевозки с целью получения прибыли – сразу было понятно, что это не будет выгодным предприятием для владельцев железной дороги, которые никогда на пригородных поездах не ездили и ездить не собирались. Но для многих поколений людей, десятки лет живших в деревнях и селах вдоль железной дороги, этот транспорт всегда был выгодным, удобным, а зачастую – единственным. И теперь, после такого решения, расчерпывать неприятности придется именно простым людям. Впрочем, в этом, как всегда, нет ничего неожиданного. Прощайте пригородные разъезды и станции Черняковицы, Шаврово, Торошино, Молоди, Владимирский лагерь… Теперь не до вас, теперь вы должны исчезнуть из железнодорожного обихода. Либо автобусом, либо автомобилем. Нет машины? Автобус не ходит? Ну, так это ваши проблемы… Переезжайте! Бросайте дачи, зачем теперь они вам… Кстати, дома и дачи вдоль линии железных дорог теперь должны подешеветь, ведь одна из причин, составляющих цену на них – регулярное железнодорожное сообщение.

В пригородных кассах псковского вокзала пожилой мужчина, бравший передо мной билет на дновский пригородный поезд, то ли злорадно, то ли с напускной бодростью, тряся окладистой бородищей, говорил в окошечко кассы: «Ну, что, вас теперь всех вон, увольняют?! А работу-то сейчас найти трудно. Бедняги! Или вам компенсацию обещают большую?». А из окошечка кассы в ответ тихий и потерянный голос кассира: «Нас по сокращению… А дальше как, пока ничего не ясно».

Билет, выданный в кассе на эту поездку, я решил сохранить – скоро ведь будет раритетом. Музейным экспонатом, напоминающим, что и псковские окрестности были когда-то цивилизованными: где жили люди, ходили пригородные поезда. Даже на дизеле успели поездить, пусть электрички до Петербурга так и не дождались… Помните, с каким шумом и амбициями пускали первый дизель-поезд из Пскова до Питера, сколько слов хороших было сказано о том, что теперь эти территории вдоль железной дороги заживут по-новому, какая комфортная жизнь идет, как расстояния станут короче, а народ мобильнее…

Из Пскова еще можно попробовать добираться до деревень по бывшим пригородным маршрутам на автобусах. Тем более, если их еще обещают пустить в массовых количествах и по ценам не выше железнодорожных. Но, например, по отрезку пути из Луги до Пскова много населенных пунктов, где живут люди, к которым ездят дети и родственники из Петербурга и окрестностей, дачники и пенсионеры. Вчера поговорил с несколькими жителями таких деревень - они сами, их дети в Питере, уже в шоке от предстоящих испытаний. Теперь чтобы из Питера попасть к родне, или к родному дому нужно проехать мимо бывшей станции, доехать до Пскова, дождаться автобуса и только тогда попасть в место назначения. Обратно таким же путем. Вот такая современная мобильность населения. Вот такая цивилизованность жизни…

Эта тема сейчас обсуждается и в частных разговорах и на форумах в социальных сетях. Люди уже не ждут перемены этого решения, ведь, сколько было сказано за минувшие месяцы, пока ходили слухи об этом трагичном нововведении, сколько писем написано в органы власти разных уровней, статей в СМИ. Безнадежно… Но в числе большинства печальных реплик, нет-нет и найдутся оптимистичные: «Да, жаль, что так произошло. И все-таки есть надежда, что когда в РЖД произойдут перемены, пригородное сообщение восстановят. Успешное экономическое развитие Псковщины трудно представить без развитого ж/д сообщения». Если такое случится еще при нашей жизни, то с удовольствием выкину в мусорную корзину оставленный раритет – билет на последний пригородный поезд по маршруту Псков-Луга.

Игорь Докучаев

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Где будете отдыхать на майских праздниках?
В опросе приняло участие 158 человек
Лента новостей