В латвийской столице Риге сходу бросаются в глаза многочисленные афиши с объявленными концертами российских артистов. «23 сентября 2016 года. Яркая и неординарная Наргиз Закирова с программой «Танцы на битых стеклах», - приглашает одна. «16 сентября в Риге в Доме конгрессов легендарный поэт, композитор, певец Александр Розенбаум представит свою юбилейную сольную программу», - другая. «Концерт Любовь Казарновской 14 октября в Риге», - зазывает третья.
Всего за несколько недель летом в Риге выступили многие: «Би-2», Кристина Орбакайте, Дима Билан, Александр Ревва и Михаил Галустян с комедийным шоу, Максим Галкин, Олег Митяев, Лолита, Стас Михайлов, «Руки вверх», Григорий Лепс. А еще «Машина времени», Лариса Рубальская, «A`Studio», Денис Майданов, Евгений Дятлов, Денис Мацуев… Концерты практически каждый день - поразительная плотность. Кажется, остается только порадоваться за российскую эстраду, которая не сходит с латвийских помостов. Но, видимо, это оценка не только популярности самих артистов из Москвы, но и тоска по российской культуре, которая живет и в Риге, и в малых городах этой страны.
Причем, за удовлетворение этого чувства, местным любителям русской эстрады приходится дорого платить - билеты на концерты российских звезд стоят приличных денег, ценник с нижней границей в 15 евро встретишь очень редко, в основном около 30 евро и выше. Иногда суммы вовсе кажутся заоблачными. Понятно, что для российских артистов - эти концерты в ближней загранице - попытка поприличнее заработать. Ведь далеко не во всех регионах родной страны граждане готовы платить даже меньшие деньги за возможность посмотреть и послушать «звезду» - в регионах чаще всего довольствуются мр3-записями. Псковская летняя афиша, например, по сравнению, с таким латвийским сверканьем имен, просто в сравнение не идет, запомнился лишь концерт Пелагеи в начале июня… Это и естественно, в таких областях, как Псковская, где уровень жизни и доходы людей невелики, особо не заработаешь. «Дорогих» концертов и корпоративов, на которых можно хорошо заработать, в России, вообще, стало значительно меньше. Кризис, однако, понизил ставки на шоу. Вот артисты и едут в Латвию. Тем более, многие привыкли проводить лето или часть сезона в латвийских курортных пригородах на Балтийском побережье – фестиваль молодых исполнителей «Новая волна» приучил.
На это мероприятие в Юрмале на протяжении долгих лет было принято съезжаться всему российскому эстрадному бомонду, некоторые даже купили себе в этих краях комфортабельные дома и апартаменты. Но в 2014 году глава МИД Латвии Эдгар Ринкевич запретил въезд в страну для участия в «Новой волне-2014» Валерии, Иосифу Кобзону и Олегу Газманову из-за того, что они высказали свою точку зрения на политику России в отношении Украины. Потом этот запретный список пополнился другими именами: Ивана Охлобыстина, Михаила Пореченкова. На протяжении долгого времени звучали мнения, осуждавшие действия латвийского чиновника. Даже такая известная личность, как композитор Раймонд Паулс раскритиковал решение министра иностранных дел. Но протестные мнения не помогли, запрет не сняли, не объявили его ошибкой, и это послужило переносу «Новой волны» в Сочи, где фестиваль теперь и проводится.
Но после ухода привычного фестиваля, «свято место» в Юрмале пустовало не долго – уже во второй раз на сцене концертного зала «Дзинтари» был проведён Международный музыкальный фестиваль Laima Vaikule Jūrmala Rendez-Vous. Его организатор, певица Лайма Вайкуле пригласила своих друзей и коллег, популярных артистов принять участие. И имена многих известных исполнителей оказались вписанными в афишу «Рандеву»: Григорий Лепс, Максим Галкин, Елена Ваенга, Кристина Орбакайте, Верка Сердючка, Лолита, Эдита Пьеха, Стас Пьеха, Сосо Павлиашвили, Лариса Долина, Владимир Пресняков, Наталья Подольская Мария Наумова, артисты групп «ВИА Гра», «Серебро» и другие.
Однако не у всех приезд российских исполнителей в Латвию вызывает радость. Присутствие на новом фестивале, вставшем на замену «Новой волне», российских певцов, некоторые деятели сразу отнесли к предательству. Жестко высказался поэт-песенник Илья Резник, по его словам, которые транслировали многие информационные ресурсы, отечественные артисты, согласившиеся выступить в Латвии, совершили «маленькое предательство». «Когда в Юрмале два года назад обидели нашего великого Кобзона – наши артисты должны были уже тогда собраться и уехать, это было бы по-человечески и по-русски! Ну что ты сделаешь, вот такой вот наш шоу-бизнес! Гонорар – это слово с большой буквы», – процитировало Илью Резника издание Life.ru. Поэту почти мгновенно ответили Сергей Мазаев и Лолита Милявская, встав на защиту Лаймы Вайкуле, организовавшей фестиваль, и артистов, приехавших на него из России.
Позже в интернете и на лентах СМИ мы стали свидетелями настоящего противостояния между теми, кто поддерживает Резника, и сторонниками точки зрения, что в Юрмале происходит просто шоу, а не предательство и, вообще, музыка должна быть вне политики. В радиоэфире сошлись в горячей полемике музыкальный продюсер Валерий Белоцерковский и депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Виталий Милонов, пытавшиеся высказаться: в чьих интересах проводится музыкальный фестиваль в Латвии. Есть немало сторонников того, что новое мероприятие специально организовано, чтобы показать бесперспективность «Новой волны» в Сочи, и значит, бессилие России, мол, все равно все артисты приедут в Юрмалу, посмотрите, как едут к Лайме.
Что касается попыток артистов заработать за границей – все понятно: если есть такая возможность, то почему же ее не использовать. Но тут вопрос «поворачивается ребром»: предательство это, в большей или меньшей степени, или нет? Нужно ли всем артистам, в знак солидарности с теми, кто попал в «черный» список в Латвии, дружно поворачиваться спиной к латвийской сцене и зрителям, так любящим российскую эстраду? Предательство или нет? Солидарны или не очень? Вот в чём вопросы.
И тут ситуация с фестивалями в Юрмале и запретным списком российских артистов вовсе не новая. Она просто встает в один ряд с другими похожими темами из сегодняшнего дня или недавней истории. В том числе, в один ряд с вопросом по так называемой Псковской православной миссии. Она действовала в Пскове и окрестностях, оккупированных фашистами в годы Великой Отечественной войны, и действия которой, и священников, входивших в ее состав, одни трактуют как предательство в отношении Родины, другие, как исполнение миссии, предназначения.
Похожий вопрос возник, например, и в недавней дискуссии в социальной сети в День солидарности журналистов, который отмечается в сентябре. Здесь одни участники доказывают, что никакой солидарности у псковских журналистов, да и у всех остальных, нет и быть не может. При этом, плавно скатываясь к теме: а могут ли быть независимые СМИ и журналисты или все отчего-то зависят, и уже из этого могут проявлять солидарность с коллегами или нет? Если бы у СМИ и журналистов солидарность была «то, например, проблему «Электрона» (стадион «Электрон» в Пскове, территория которого может быть застроена жилыми домами вопреки протестам части общественности – авт.) мы солидарно могли бы решить, а не так, что мы в одиночку про эту тему писали», - говорят одни. Другие логично возвращали тему ближе к главному вопросу: «Если завтра, в отношении кого-нибудь из вас, по беспределу (за то, что вы просто выполняете свою работу), возбудят уголовное дело, а ваши коллеги, опустив очи долу, будут сопеть в тряпочку, вот это и есть отсутствие журналистской солидарности».
Кажется, совершенно разные примеры, но на самом деле очень похожие. Так должна ли быть солидарность профессиональная, дружеская? И где грань, после которой солидарность может превратиться и в абсурд, или вовсе в круговую поруку, которая часто ошибочно и понимается, именно как солидарность. И где сегодня пролегает граница предательства? И может ли оно быть маленьким или большим, или предательство не может иметь сравнительных форм? Если раньше, в годы той же Великой Отечественной войны, людям все было более понятно, то сегодня путаницы в головах хватает. И то, что осуждать друг друга мы научились быстро, а вот приходить к примирению часто так и не можем – это точно. И, кажется, такие простые вопросы, сегодня все чаще остаются без ответов.
И как ни листал сегодняшние латвийские афиши, имен из запретного списка так и не встретил. Значит, действует табу. Было бы интересно посмотреть, если бы этот несправедливый, никому не нужный запрет был отменен, снят, поехали бы сегодня Валерия, Кобзон, Газманов в Латвию с концертами?
Игорь Докучаев