Блоги / Игорь Докучаев

Люди в России вновь хотят светлого будущего

11.08.2017 22:39|ПсковКомментариев: 101

На днях завязалась у нас с коллегами полемика: в капитализме мы живем или в каком-то другом состоянии. «Никто нам официально не сказал: что мы с такого-то часу Х в России живем в капитализме и строим капитализм», - говорили одни. «Если в экономике страны действует формула деньги – товар – деньги – это капитализм, даже, если никто об этом не говорит официально», - настаивали другие. Мол, «есть такая наука, как Теория государства и права, и там есть четкие признаки государства и системы управления государством. Она действует автоматически без того, что кто-то подумал, сказал, или нет».

Что на самом деле? Нам везде из властных источников, из телешоу, со скамеек во дворах говорят, что мы строим социально-ориентированное государство. Хотя, что это такое, мало кто в народе понимает. При этом нам старательно внушают мысль – что все мы теперь сами кузнецы своего счастья и сами должны нести весь груз ответственности за это, то есть: быть юристами, экономистами, финансистами, контролерами, инженерами, сантехниками, электриками, учителями и врачами в одном флаконе. А еще людям внушают, что все мы теперь собственники. Правда, пока это плохо получается. Многие в стране так и не понимают, что они собственники, и по-прежнему думают, что государство нам должно.

От слова «собственники» так и веет богатством и состоятельностью, некоторым гражданам, видимо, даже произносить его приятно. И ничего, что на деле это лишь старенькая квартирка, доставшаяся бесплатно бабушкам или папам-мамам от советской власти, уже требующая капитального ремонта, как и весь дом. И странным образом именно эта квартирка из социалистического прошлого стала для большинства людей знаком, что они теперь живут в капитализме. Гримасы истории… При этом, нам говорят, что у нас еще хорошо, «вот в Латвии, например, быстро решили вопрос: не платишь – после обеда твои вещи на улице и никого не волнует, куда ты жить пойдешь. Это жестоко. Но это рынок. Это капитализм».

Но с собственностью неискушенный человек и в России может тоже легко расстаться разными путями и обстоятельствами. Например, имеющийся у вас кусок сельхозугодий, который вы приобрели в расчете на будущий бизнес, государство у вас может просто изъять по причине, что вы его не начали тут же обрабатывать. И какой же это капитализм?

Смутно в головах, непонятно. Сейчас вот в некоторых кругах загорелись вернуть в Россию монархию, даже гадают: пойдет ли, хочет ли президент Владимир Путин в цари? Все эти брожения явно от того, что никто не понимает: куда мы в стране идем и что строим. Власть, конечно, темнит: шутка ли, людей, строивших поколениями социализм, вдруг, никого не спрашивая, кинуть в капитализм, сказав, живите в нем и радуйтесь. Конечно, лучше больше туману нагнать. Тем более что капитализм на нас обрушили дикий, где капиталы наживались чаще преступным образом.

Да, есть среди нынешних бизнесменов те, кто ничего ни у кого не украли, когда все вокруг пили водку - они учились, когда вокруг соревновались в крутости автомобилей, домов, шмоток на опекаемых красотках – они зарабатываемые деньги вкладывали в бизнес. Однако наравне с ними, было много тех, кто в 90-е ничего не делали, а только выходили с кистенем на дорогу и тоже «делали» капиталы. Люди всё это запомнили – поэтому в России такое негативное отношение и к бизнесменам, и к капитализму. Но этим новым капиталистам в России уже есть, что защищать: «Капитализм уже неотвратим. Либо опять нужно многих в тюрьмы сажать и революционным путем идти», - говорят они.

И действительно, мы уже дошли до такой стадии, когда классовое расслоение подталкивает одних защищать «свое» с оружием в руках, а других – социальную справедливость и перспективы жизни для большинства. И это именно война.

Однажды я спросил своего друга из Франции: а что для французов капитализм? Он ответил: «олигархи, коррупция, война», и, думаю, 8 из 10 человек скажут, что это плохо». И рассказал, что во Франции сейчас очень тепло вспоминают СССР, думают о тех временах, изучают. Возможно, что французы ищут пути новой государственной формы. И не случайно там, на минувших выборах, победил Эмманюэль Макрон и партия «Вперед, Республика!». Макрон победил не потому, что он такой замечательный – просто людям показалось, что он предложил новое направление, новую государственную форму взамен надоевшим политическим силам. Очевидно, что капитализм в виде «олигархов, коррупции, войны» - становится не нужным простым людям нигде.

Вот и ищут альтернативу капитализму. А это может быть либо социализм, либо и вовсе анархизм. Причем, в той же Франции сегодня все больше и больше распространяются именно идеи анархизма. А есть ли примеры анархического управления государством? – спрашиваю у французов. «Есть, Парижская коммуна, например, или Гуляй-поле, или Каталония. И те, кто отстаивал эту идею  - тоже есть – Прюдом, Кропоткин, Нестор Махно». А каким может быть государственное устройство при анархии? – спрашиваю. «Только федерация регионов».

Как бы то ни было, в России люди тоже начинают искать и ждать. Именно поэтому даже гендиректор ВЦИОМа Валерий Федоров недавно отметил настроения россиян: «сегодня запрос на стабильность уходит на периферию и в этой ситуации появляется запрос на перемены». Выступая на всероссийском молодежном форуме «Территория смыслов на Клязьме»,Федоров заявил, что хоть экономический кризис закончился, но широкомасштабный экономический подъем не наступил, поэтому у россиян наступила новая фаза – «неуверенность в завтрашнем дне». Валерий Федоров назвал эту фазу «опасной», по его словам революционные настроения в обществе появляются вовсе не в кризис, а именно в посткризисный период.

Передо мной сидят умные, сильные, видавшие виды, состоявшиеся в жизни мужчины, не имеющие отношения к власти, и говорят очень верные слова, которые во многом определяют отношение и к жизни, и к миру, и к форме государственного устройства:

«У нас в России есть такое, чего нет, наверное, больше ни в одной стране мира – действующая теория социальной справедливости. Это состояние и отношение ко всему окружающему присуще только русским и жителям России. И эта форма социальной справедливости у нас очень развита, это же одно из первых требований и критериев людей к власти. Так же развит и коллективизм. Именно здесь у нас такие деревни, где дома крыша в крышу ставили. Да, здесь другой менталитет у людей, совершенно не такой, как нам пытаются насеять, навязать».

В капитализме мы живем сейчас, или в его искореженных, извращенных формах, которые большинству людей навязывают, а они упорно сопротивляются этому, чуть ли не на генном уровне. Но тенденции таковы, что старые формы государственного устройства должны будут уйти. А что придет? Социализм, анархизм или еще что-то, но придет обязательно, иначе классовая ненависть уже скоро приведет к большим бедам. И тут слова одного из моих собеседников, человека с сединой в голове, которого хорошо знают в Пскове, как нельзя более верны.

- Ничего не стоит на месте – появилась новая форма социального управления и государственного устройства, которая в науке ещё не описана, ее опишут через 15-20 лет. То, что сейчас народилось и существует, того в теории государства и права нет – это пока незнакомая форма социально-правовых и экономических отношений. Это что-то новое родилось. А мы это новое стараемся подогнать подо что-то старое, поэтому ничего и не получается...

Игорь Докучаев

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Нужно ли вернуть в школы оценку за поведение?
В опросе приняло участие 276 человек
Лента новостей