Новости партнеров
Экономика

Роскошь или способ передвижения? Авторынок Пскова в условиях кризиса

16.10.2008 09:32|ПсковКомментариев: 9

В сентябре продажи иномарок в России выросли на 22%, в то время как в соседней Европе машин стали покупать на 8,5% меньше (данные отчета Европейской ассоциации производителей, источник www.autonews.ru). Что демонстрирует российский рынок: ажиотажный спрос перед грядущим падением или своеобразную независимость от мирового? Сделает ли мировой экономический кризис автомашину доступнее для рядового псковича? Или  отодвинет мечту до лучших времен? Как отразится текущая ситуация на продаже автомашин в Пскове? Попытаемся ответить на эти непростые вопросы. Мы благодарим наших экспертов – представителей автомобильного рынка Пскова – за помощь в подготовке материала. Добавим, что статья не является рекламной. Это независимый взгляд экономических обозревателей информационного агентства «Псковская Лента Новостей» на основе экспертных мнений и данных статистики.

Мы не успели подсесть, мы успели присесть

«Мы не успели подсесть, мы успели присесть», - так характеризовал развитие автокредитования в Псковской области один из наших экспертов Алексей Севастьянов. Рост автокредитования в Псковской области в последние годы стремительно нарастал. Кредиты выдавали как ведущие российские банки, так и банки-партнеры производителей автомобилей. Привычными и постоянными «обитателями» автосалонов становились представители банковских организаций. Вспоминаю, как, выбирая автомобиль в одном из автосалонов, я по ошибке принял банковского служащего за работника автосалона. Он сам подошел ко мне, поприветствовал меня и очень увлеченно рассказал о достоинствах различных моделей автомобилей… Даже невольно возникло ощущение, что именно он (или в его лице банк) очень хочет, чтобы я стал обладателем нового авто. «Продажа новых автомобилей в кредит в Псковской области в начале этого года подошла к 60%.  Пик выдачи автокредитов приходится на   начало этого года», - комментируют эксперты (по некоторым оценкам в среднем по России кредитные продажи новых автомобилей составляют порядка 40%). Возможно именно автокредиты, а не рост зарплат, обусловил тот факт, что ежемесячно в Пскове стало продаваться 400-450-500 (по разным оценкам)  новых автомобилей.

Рекомендацию Генри Форда о выборе автомобиля (какой самый лучший автомобиль? – НОВЫЙ!) псковичи при помощи автокредитов стали активно претворять в жизнь, тем самым сокращая продажи на рынке подержанных автомобилей. Хотя и на таковые кредиты было можно взять. Но кто ж не желает иметь новый автомобиль, особенно в условиях массированной рекламной компании автопроизводителей на центральных телеканалах. Тем временем на улицах Пскова появилось доселе невиданное явление – пробки, а зеленые зоны дворов постепенно (метр за метром) стали превращаться в несанкционированные автостоянки.

Большинство экспертов сходятся во мнении, что автопарк  Пскова на сегодняшний день составляет не менее 100 000 автомобилей. При этом, к сожалению, не озвучивая источник таких данных. Впрочем, нам они кажутся достаточно убедительными. Если учесть, что согласно данным, которые приводит  руководитель Псковского УФАС Владимир  Кобыжча, анализируя  рынок нефтепродуктов, еще на  1 января 2007 года в регионе было зарегистрировано 156 603 единицы транспортных средств (из них легковых 130 040). Станет ли их больше, или последние события в мировой экономике затормозят автомобилизацию в Псковской области? А может свежее дыхание получит рынок недорогих брендов и подержанных автомобилей.

Перспективы рынка подержанных авто

Сразу отметим, что большинство марок, представленных в автосалонах Пскова можно отнести к сегменту относительно недорогих и массовых. Впрочем, было бы странно, если бы в Пскове было бы иначе. Автосалоны не жалуются на продажи. Основные игроки с интересом присматриваются к новым для псковских автосалонов брендам. А некоторые даже отмечают, что сумели стать одними из лучших (по продажам на душу населения) по России. Но даже среди недорогих иномарок потребительское кредитование стало весьма распространенным явлением. Недавно один из моих друзей решил приобрести недорогой новый автомобиль в кредит. Сомнений, что банк выдаст ему необходимую сумму, у него не было. С банком он был хорошо знаком – не раз брал кредиты и всегда вовремя оплачивал их. Но почему-то в этот раз банк отказал ему. Полагаем, нам стоит ожидать рост отказов на получение автокредитов в ближайшее время. «Мы не делаем ставку на автокредиты», - прогнозирует тенденции недалекого будущего один из наших экспертов.  Банки понять можно, всем нужен запас ликвидности. Но и автомобиль тоже порою поменять хочется. В итоге другу пришлось искать подержанный автомобиль на соседнем эстонском рынке, где экономический кризис наступил намного раньше. Не секрет, что в условиях кризиса нередко вначале проходит волна ажиотажного спроса, которая затем сменяется относительным затишьем в продажах. Исходя из этого, можно предположить, что рынок подержанных автомобилей стран Балтии может быть достаточно интересным для псковских потребителей, которым в силу финансовых причин новый автомобиль стал недоступным. 

«Мы работаем и в сегменте подержанных автомобилей. Сейчас у нас порядка 100 таких автомобилей. Часть из них из соседней Эстонии. К нам выходят эстонские и латвийские банки с предложением приобрести автомобили в этих странах через их структуры», - рассказал нам руководитель сети автосалонов в Пскове.

Интерес к прибалтийскому рынку в последнее время добавил факт выхода на рынок целой партии б/у автомобилей со стороны одной из ведущих эстонских компаний. Кто знает, возможно, в скором времени мы будем наблюдать часть из них на дорогах Пскова (если учитывать ситуацию в эстонской экономике и состояние платежеспособного спроса, логично предположить что подавляющую партию трехлетних серебристых Пежо выкупят для продажи на российском рынке). Другой тенденцией, способствующей восстановлению или развитию (есть разные мнения, кто-то считает, что бум автокредитования в последние годы резко снизил объемы рынка подержанных автомобилей, другие утверждают, что это не так, в том числе благодаря развитию дилерами услуги «трейд ин») рынка подержанных автомобилей может стать ценовая  политика дистрибъютеров и производителей. В одном из автосалонов нам рассказали, что планируется повышение цен на некоторые модели одной из популярных среди псковичей марок. С чем связано возможное повышение, нам не прокомментировали. Но мы можем предположить, что в ситуации, когда автомобиль иметь хочется, а на дорогой денег без автокредита не хватает, в поле зрения попадают более дешевые модели. Кто знает, может производитель ожидает этого и, повышая цены на недорогие модели, сможет компенсировать потери от падения продаж более дорогих моделей марки. Как бы то ни было, если цены на некоторые из дешевых моделей станут выше, это добавит интереса к сегменту б/у автомобилей. А может и поможет нашему автопрому.

Российским автопроизводителям пообещали поддержать рублем

Как известно, европейские производители обратились к Евросоюзу с просьбой поддержать отрасль (примерно речь идет о 40 млрд. евро), последовав примеру своих американских коллег (или конкурентов). Американское правительство уже поддержало своих автопроизводителей примерно на 25 млрд. долларов.  Логично предположить, что с такой просьбой должны были бы обратиться и наши компании к правительству России. Что и произошло буквально вчера. На совещании автопроизводителей с вице-премьером Игорем Сечиным, компании обнадежили – государство обещает выделить деньги. Хватит ли их (в прессе приводят данные порядка 30 млдр. руб. – источник www.gazeta.ru), это уже другой вопрос. Только у  «АВТОВАЗа» около 800 поставщиков, на предприятиях смежниках занято около 1,5 млн. чел. (источник – официальный сайт ОАО «АВТОВАЗ»). Думаем, для псковского рынка это имеет немаловажное значение. Проехав по Санкт-Петербургу я с удивлением (или интересом) среди машин, окружавших меня в пути, обнаружил меньше представителей новых серий («Калина» и «Приора»), чем встречаю каждый день в Пскове. Что вполне логично, в городе с более высоким средним доходом населения спросом пользуются преимущественно более дорогие автомашины. В Пскове же спрос на «ВАЗы» относительно высок. Хотя иномарок становится с каждым город все больше и больше. Сможет ли преломить тенденцию (все больший  интерес к иномаркам, включая те, что производятся в России) финансовая политика правительства? Интересный вопрос. Впрочем, ответ от него, полагаю, во многом зависит от качества автомобилей и комплектующих, а также уровня сервиса (все «прелести» последнего я в свое время испытал на себе).

Думаю, весомым фактором, способствовавшим в последние годы продажам отечественных автомобилей, как ни странно, была и политика зарубежных брендов, и их дилеров. К примеру, при подготовке этого материала, ожидая одного из экспертов, мое внимание привлек достаточно симпатичный кроссровер, поставленный аккурат перед автосалоном. На сайте производителя дается несколько комплектаций данной модели. Самая дешевая из них, полагаю, вызвала бы большой интерес у небогатых псковичей, таких, как я. Но, посмотрев на цену (она была процентов на тридцать выше, чем у дешевой версии), я грустно отошел от автомобиля. И это вполне типичный случай. Почему дилеры в Пскове нередко заказывают далеко не самые дешевые версии, да еще и снабжают их солидным набором дополнительного оборудования, утяжеляющим цену? Ответ очевиден. Но в условиях падения платежеспособного спроса вследствие ужесточения условий автокредитования и сокращения самой линейки банковских продуктов, полагаю, придется все же ориентироваться на «бюджетные» версии. Есть почва для анализа? «Да, спрос на анализ будущих продаж возрастает, -  соглашается один из экспертов. - Сейчас ценен тот сотрудник, который сможет проанализировать и сделать правильный прогноз. Этим будет у нас заниматься  маркетинговая и финансово-экономическая службы». А пока отрасль готовится к…

«Будет трудно.  Но не смертельно»

«Кризис уже ощущается сегодня, - не скрывает один из наших собеседников. - Потому что есть дистрибьюторы, которые ввозят автомобили в страну и контролируют их распределение, в  том числе произведенных на территории России,  по регионам. Они естественно работают с крупными банками, имеющими обще дилерские программы, сегодня часть банков работает с перебоями, поэтому поступление автомобилей в регионы уменьшится».

Наименее благоприятную ситуацию прогнозируют в сегменте коммерческого автотранспорта. «Когда предприниматели начнут считать деньги, поскольку будет сложнее получить кредит,  это естественно отразится и на продажах коммерческого транспорта. Не секрет, что производителю молока более важен сам процесс производства, и возможно он предпочтет «латать» старый автомобиль для доставки продукции в магазин», - и с этим сложно не согласиться.

По машинам для населения прогноз более оптимистичный. Есть мнение, что часть псковичей пустят свои сбережения на приобретение автомобилей. В условиях нестабильности периодически возникают  локальные вспышки ажиотажного спроса на отдельные товары. Интересно, был ли рост продаж бытовой техники в псковских магазинах в период с пятницы 10 октября по воскресенье 12 октября? Почему это еще не выяснили журналисты?

Как бы то ни было, согласно общероссийской статистике (источник - www.autonews.ru)  из 45 анализируемых марок в сентябре 30 показали рост по сравнению с сентябрем 2007 года. Интересно, что цены на отдельные модели одной из 15 марок, продемонстрировавших снижение (кстати, она представлена и активно продается в Пскове),  сейчас снижены (до конца месяца). Вероятно, такой тактике вскоре могут последовать и другие производители. «Я бы не стал ожидать какого-то бешеного спада цен на автомобили, возможно дилеры будут предлагать какие-то дисконтные программы», - заключает один из наших экспертов.

Еще один интересный момент. Для компаний – производителей иномарок российский рынок в целом и псковский в частности является частью мирового. Если учесть, что компании уже понесли потери на американском и европейском рынках, полагаю, особое желание сильно снижать цены на так называемых растущих рынках без крайней необходимости у них вряд ли возникнет. 

Есть и фактор расходов на содержание автомобиля. Интересно, что когда баррель нефти снизился в цене со ста до восьмидесяти долларов, наши соседи (жители Эстонии)  почувствовали снижение цен на бензин.  Заправляя автомобиль чуть ли ни еженедельно, лично я никакой зависимости между ценой на топливо и понижением стоимости нефти на мировых рынках не ощутил. В то же время снижение цен на бензин, вероятно, смогло бы оказать поддерживающее влияние на рынок продаж автомобилей.

«Ситуация настолько интересно развивается, что каждая неделя вносит какие-то коррективы. Будет трудно.  Но не смертельно. Этот кризис в большей степени дисциплинирует предпринимателей. Тот, кто сосредоточит свои усилия на правильных направлениях, может, даже выиграет», - вполне трезвая оценка ситуации. Полагаем, если попытаться охарактеризовать ситуацию на псковском автомобильном рынке одним словом, то оно будет «ожидание». «Мы все сжались и готовимся, что будет дальше. Нет возможности раскрыться. Все ждут». Никто не паникует. Российский рынок в целом и псковский в частности оценивается как растущий. Кроме того, помимо продажи автомобиля есть еще и его сервисное (гарантийное и после гарантийное) обслуживание, продажа запчастей, дополнительного оборудования…

На вопрос, так что же делать потенциальному покупателю: приобрести автомобиль сейчас или отложить покупку на полгода-год в ожидании скидки (или еще большей скидки, чем сейчас, не секрет на некоторые модели уже объявлены скидки) на автомобиль, сложно получить однозначный ответ. Да и какой продавец будет советовать вам отложить покупку? Как ни крути, в цене заложены не только издержки. Цена – это еще и психологическая категория. А значит, в условиях ажиотажа цены растут, если же потребители откладывают спрос, то они снижаются. Впрочем, возможен и другой вариант вместо снижения либо позволяющий нивелировать его масштабы (думаю, его предпочтут строители) – это сокращение  предложения. Кстати некоторые автопроизводители уже объявили о намерении пересмотреть прогноз продаж на 2009 год, а значит и планируемый выпуск автомобилей.

P.S. Отметим, что условия кредитования, как по отношению к покупателям автомашин, так и по отношению к дистрибьюторам и производителям (а именно через этот фактор мировой экономический кризис сейчас воздействует на отрасль и продажи) банки пересмотрели сравнительно недавно, соответственно влияние данного фактора на объемы продаж автомобилей в Пскове в сентябре, полагаем, можно считать менее значимым, чем в текущем месяце. «Мне бы хотелось, чтобы мы вернулись к этой теме через месяц, тогда будет больше определенности», - высказал пожелание один из наших экспертов. И мы это обязательно сделаем.

Максим Голиков, кандидат экономических наук

Специально для Псковской Ленты Новостей

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Необходимо ли упростить выдачу оружия в России?
В опросе приняло участие 257 человек
Лента новостей