Новости партнеров
Общество

Эхо войны

20.09.2022 10:28|ПсковКомментариев: 0

В Стругокрасненском районе поисковики обнаружили обломки самолёта времён Великой Отечественной войны. Первые находки показали, что экипаж погиб не ранее 1943-го года. Однако основных частей истребителя на месте не оказалось.

Руководитель поискового отряда «Патриот 60» и межрегиональной историко-патриотической поисковой общественной организации «Псковский рубеж» Кирилл Шляц рассказал, почему экспедиция прошла не зря, для чего туда ездили студенты, и какие сложности возникают при поиске родственников павших бойцов.

 

Он там точно был

- Расскажите, как прошла экспедиция? Двигатель самолёта и останки экипажа удалось найти?

- Экспедиция прошла по принципу «отрицательный результат тоже результат». К сожалению, основные части самолета, в том числе двигатель, были извлечены ранее. Но он там точно был. Об этом свидетельствуют находки на месте воронки. Количество останков также оказалось минимальным. Видимо, их извлекли участники предыдущей экспедиции, которая, вполне возможно, проходила в советское время. Дальнейшая судьба находок тогда была различной - от сдачи в металлолом до передачи в музей. Всё зависело от степени ответственности людей, которые этим занимались.

На второй день мы подключили спецтехнику, экскаватор, дабы точно убедиться в отсутствии самолета. Не копнув, невозможно было понять, есть там что-то или нет. Но экспедиция однозначно прошла не зря. Во-первых, мы получили большой опыт. Во вторых, повидали наших старых товарищей из поисковых отрядов «Обелиск» и «Зверобой», а также обрели много новых знакомых. Заручились поддержкой поисковика из Воронежа Ярослава Латарцева, у него огромный опыт в подъеме техники.

- Часто так происходит, что выезжаете практически впустую?

- Для поисковика это нормально. По технике мы не часто работаем, поэтому и кажется небольшим разочарованием. По сути, каждый выезд в лес отрицательный, если не нашел бойца. И таких выездов большая часть. Можно 15-20 раз ездить и никого не найти. А на 21-й повезет. Или два раза подряд съездить и поднять бойцов.

- Как вы определяете место, куда выезжать?

- Что касается поиска бойцов в Невельском районе, мы уже обладаем определенным опытом, навыками, знаниями своих земель. Мы знаем, где шли ожесточенные бои. Активно работаем с донесениями о боевых потерях, где расписано, где и сколько человек погибло. Очень помогают местные жители, которые, видя нашу работу, проявляют инициативу, приходят и говорят: «Вроде как бабушка рассказала, вот там кого-то похоронили». И мы начинаем отрабатывать эту информацию.

По поиску техники то же самое, в первую очередь, смотрим архивные документы. Спрашиваем у старших коллег, где раньше были подъёмы, чтобы не тратить время на пустые поиски.

Почувствовать запах пороха

- С вами ездили студенты Псковского агротехнического колледжа, как они себя проявили?

- Да, были три молодых человека и одна девушка. Судя по их отзывам, студенты остались очень довольны. Один из ребят знал, что у него прадед - орденоносец, не более того. Имя и отчество с трудом вспомнил. Мы его за это, естественно, поругали. Уже на следующий день после экспедиции он мне прислал отчёт с информацией про прадеда. То есть, человеку стало интересно, и он самостоятельно занялся этой работой.

Мы планируем создать сеть студенческих поисковых отрядов в учебных заведениях Пскова, и таких ребят рассматриваем как костяк. К нам часто обращаются родные бойцов, погибших во время Великой Отечественной войны, с просьбой помочь найти место захоронения, установить историю боевого пути. Сейчас есть куча интернет-ресурсов, которыми нужно уметь пользоваться. У нас есть богатый опыт в этом направлении, и мы хотели бы поделиться им с детьми, студентами, чтобы они тоже помогали людям, распространяли эту информацию и сами научились работать.

В ходе предстоящего проекта хотим привлечь студентов к проведению городских, районных областных мероприятий, чтобы дать людям возможность свободного доступа к данным. То есть, будет сидеть обученный студент с ноутбуком и помогать всем желающим прямо здесь и сейчас попробовать поискать сведения о родственниках. Или просто знакомить с сайтами, чтобы в последующем человек мог не спеша найти информацию. Так мы хотим стимулировать людей, имеющих скромное желание поискать родных, и упростить им этот поиск.

- Вы получили микрогрант от Росмолодежи на приобретение сундука для организации выездных мероприятий. Что это за сундук, для чего он нужен?

- Нашей дружной команде удалось получить микрогрант на реализацию проекта «Квест «За Родину!» Это небольшая сумма, но нам будет очень полезна. Теперь у нас будет необычный и интересный сундук, который сделают ребята из Новосибирска. Изначально это коммерческий проект с развлекательным сценарием, мы его переработаем на воспитательный и познавательный.

Сундук сам по себе небольшой и представляет собой место притяжения, к которому все возвращаются. Чтобы открыть все дверцы на сундуке, необходимо выполнить ряд заданий. Они будут посвящены событиям Великой Отечественной войны. В частности, дети смогут почувствовать себя партизанами, которым необходимо расшифровать донесение, кодовыми словами передать нужную информацию или не допустить подрыва моста врагом.

В квесте смогут принять участие до четырех команд по 6-7 человек в каждой. Длиться он будет 1,5-2 два часа. Первое такое мероприятие мы надеемся приурочить к Дню памяти неизвестного солдата 3 декабря.

- Современная молодежь заинтересована в вашей работе? Много молодых людей приходят с желанием вступить в ряды поисковиков?

- Молодежь нужно заинтересовывать. Инициативных, которые приходят сами, мало. Патриотическое воспитание, которое сейчас проводится, подразумевает некую визуальную и звуковую составляющую. Детям показывают и рассказывают, но не дают ничего сделать. Мы же, наоборот, склоняемся к тому, что дети должны потрогать руками. Не посмотреть на винтовку в музее за стеклом, а взять ее в руки, выстрелить холостыми патронами. Услышать этот звук, почувствовать запах пороха, подержать в руках тяжелое оружие, представить, каково с ним ходить целыми днями. Взять лопату и покопать пару-тройку кубов земли на месте крушения самолета, которого там вообще нет. Тогда ребята будут что-то понимать и присылать отчеты о том, что нашли историю своих прадедов. Поход в музей - это, конечно, хорошо, но нужна интерактивная часть и непосредственное участие. Возможность похвастаться перед сверстниками, что ты был там, где не было их - для молодежи это тоже важно.

Камень преткновения

- Зачастую поиск родственника затруднён, не каждый взрослый умеет работать с архивами. Вы упомянули о существовании специальных сайтов.

- Да, это, например, порталы «Память народа», «Подвиг народа» ОБД «Мемориал». Но многие люди вообще не знают, что это такое. А уж тем более, как там всё работает, что искать и куда нажимать. К нам обращаются пожилые люди, которые в принципе не очень дружат с компьютером и интернетом. Поэтому им сложно кого-то найти. Мы в этом помогаем.

Любой желающий может написать нам свободной форме, как правило, обращаются в нашу группу «ВКонтакте» — там проще всего нас найти. Дальше мы уже задаем правильные вопросы, получаем дополнительную информацию для поиска и начинаем работать.

- Часто обращаются с просьбами найти родственников?

- Обращаются регулярно. И, как правило, это граждане из отдаленных регионов. Зачастую это люди, фамилии родственников которых были утеряны в ходе занесения данных в электронный вид, либо переписи мест захоронения, их укрупнения и переноса. Бывают захоронения в 200 человек, а из перенесенного на памятнике могут оказаться только 8-10 фамилий. Чтобы осветить этот путь, понять, откуда боец перезахоронен, где на самом деле он сейчас, нужен опыт и достаточное количество времени.

Очень часто камнем преткновения становятся элементарные ошибки в фамилии. Один человек диктовал список, а второй его на слух переносил в компьютер или на бумагу. Простые русские фамилии, как Иванов, Петров, Сидоров, знаешь, как писать. А фамилии граждан СНГ зачастую для нас сложны. Я находил бойца, в фамилии которого были сделаны три ошибки.

99% поиска ведется в электронных базах данных. В крайнем случае — это запрос в архив, либо выезд до места захоронения, чтобы сфотографировать плиту с фамилией и отправить родственникам.

- Какие сложности возникают при поиске родственников поднятого бойца?

- В данный момент затруднены поиски родственников уроженца Украинской ССР, харьковчанина Николай Михайловича Скляра, которого мы нашли в местах ожесточенных боёв за освобождение Невельского района. Мы обращались к знакомым поисковикам из Харькова, но сейчас по понятным причинам оттуда многие уехали. Бойца пока не хороним, надеемся, что родственники найдутся, и его захоронят на родине. Мы обязательно приложим все усилия для их поиска, когда всё встанет на свои места.

- Вы регулярно пополняете музеи военными реликвиями. За последнее время были интересные находки?

- Оно всё по-своему интересно. К нам приезжали ребята из Башкортостана, и мы им передавали всё, что нашли. Например, самодельную рюмку из гильзы авиационного пулемета - этакий элемент окопного творчества, советские и немецкие каски, стеклянную флягу. Для поисковиков из небоевого региона каждая находка очень важна. Для нас это обыденные вещи, а для них интересны.

Ребята в Башкирии делают передвижную выставку и хотят впоследствии купить здание в Стерлитамаке, чтобы сделать там музей 170-й стрелковой дивизии, которая воевала под Невелем. Туда тоже будем передавать экспонаты в будущем. Сейчас основной пункт приема нашего добра - музей истории города Невеля. В Псков тоже передаем, в учебные заведения области.

Пощупать своими руками

- Башкирские поисковики приезжали к вам с ответным визитом, перед этим вы летали в Стерлитамак. Что вы там делали?

- Наше сотрудничество уже вышло за рамки поисковой работы, мы стали национально с ними дружить, скажем так. В рамках нашего проекта «Мост дружбы» мы ездили в Башкортостан, ребята нам показывали краеведческий музей Стерлитамака, достопримечательности и разные культурные вещи. Была довольно насыщенная трёхдневная программа. Сейчас обсуждается итоговый вариант соглашения о социальном сотрудничестве между Невельским и Стерлитамакским районами. Надеюсь, что мы до конца года сможем его заключить.

- С другими регионами сотрудничаете?

- Мы тесно сотрудничаем с поисковиками Перми и Удмуртии. А пермяки собрали деньги на памятный знак, который поставили в этом году на «Вахте памяти» в Невельском районе. Это порядка 600 тысяч рублей. В следующем году мы будем благоустраивать памятник.

Изначально «Патриот 60» планировался как местный поисковый отряд, районный. Но мы из рамок этого отряда стали вырастать, нам стало тесно и физически, и юридически. Поэтому было принято решение создать межрегиональные объединение «Псковский рубеж» с региональными отделениями в Башкортостане, Татарстане, возможно Пермском крае, Псковской области. Сейчас мы на стадии оформления документов по открытию региональных и местных отделений.

- Участником поискового отряда может стать любой человек?

- Абсолютно любой, независимо от его возраста, пола, работы и религиозных взглядов. Единственное ограничение - юридически членом поискового отряда можно стать только в 18 лет. При этом можно числиться вечным стажером, то есть быть полноценным участником, только юридически не обозначенным. И допуск к эксгумационным работам разрешён только с 14 лет. Но есть много другой работы, в которой принимают участие дети. У нас большой объем внеполевой деятельности, например, работа по поиску родственников.

- Перед выходом в лес новичкам требуется определенная подготовка?

- Да, в первую очередь, обучаем технике безопасности, знакомим с правилами работы с оборудованием, инвентарем. К тому же, не все знают, что такое окоп и блиндаж, и чем они отличаются. Поэтому прежде, чем выезжать на «Вахту», необходимо всегда проходить легкую теоретическую часть.

- Какие планы на ближайшую перспективу, чем будете заниматься в зимний период?

- Зима - это, во-первых, архивная работа и время, когда мы занимаемся экспонатами. Также ведём поиск техники, так как зимой удобно ходить по льду. Хотя последние зимы были довольно теплые, поэтому ребята и в лес ездили работать. В любом случае, поисковая работа продолжается, мы перебираем экспонаты, пишем грантовые заявки.

- То есть в лес тоже выходите, что холода не пугают?

- Абсолютно нисколько. Вопрос только в количестве снега, и насколько глубоко промерзла земля. Прошлую зиму благополучно ходили по озерам. Техники не нашли, к сожалению, но хотя бы отработали определенные площади и достали из воды экспонаты, которые были переданы в музей. Это предметы солдатского обмундирования, каски, траки от танка.

Поисковой работой нужно и важно заниматься, потому что это настоящий патриотизм, который выражается в конкретных делах, патриотизм, который можно пощупать своими руками. Это увлечение, которое приносит пользу и радость не только тебе, но и многим другим людям - в первую очередь, родственникам павших бойцов.

Беседовала Ульяна Ловыгина 

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Опасаетесь ли вы Третьей мировой войны?
В опросе приняло участие 230 человек
Лента новостей