Каждая избирательная кампания всегда является площадкой для апробирования самых передовых технологий воздействия на широкие массы. Архитекторы кампаний вынуждены придумывать что-то новое, дабы раскачать порядком заскучавший электорат и вывести его в означенный день на избирательные участки. Либо же наоборот, доходчиво объяснить, почему именно в этот день лучше остаться дома и с пользой провести время в кругу семьи…
Задолго до старта активной фазы избирательной кампании мы обращали внимание на то, что политический процесс в Псковской области на наших глазах претерпевает необратимые изменения.
Если в прежние времена полем битвы политических оппонентов становились традиционные масс-медиа, то сегодня главные политические баталии уверенно переместились в виртуальное пространство и, прежде всего, в сегмент телеграм-каналов.
Процесс становления псковского сегмента политипических телеграм-каналов не отличается оригинальностью. Те, кто пришел на этот рынок с серьезными намерениями и возможностями, сегодня успешно осваивают информационное пространство и ежедневно прирастают подписчиками. Иные (например, каналы «Скобария» и «Довмонтова грамота») оказались не готовы подкрепить свои амбиции интересным контентом. Их уже и забыть успели, а освободившееся место стремятся занять новые амбициозные ресурсы. Вот на этом фоне и начался псковский телеграм-баттл 2018 года.
Избирательная кампания неизбежно обостряет противоречия. Анонимность (мнимая конечно же, но все же) телеграма только лишь повышает смелость, а правильнее сказать «борзость» оппонентов. Давайте посмотрим на имеющийся расклад.
По факту в баттле участвуют две стороны. Сторонники действующего главы региона представлены телеграм-каналами «Скобаристан» и «Воробей». Их оппоненты, в лице каналов «Псковская губерния», «Прикладная социопатия» и «К8442», «топят» в различной степени за идеи Льва Шлосберга (лицо, признанное Минюстом РФ иноагентом) и немного за Навального. Но основная их цель в войне недостаточно ясна. Складывается ощущение, что эти каналы бьют уже не столько по Михаилу Ведерникову, сколько по команде его политтехнологов.
«Линия фронта» проходит, главным образом, по темам транспортной доступности (запуск поезда «Ласточка», перспективы «Псковавиа»), проекту #Команда2018, судам, где решается судьба кандидатов партии «Яблоко». Нетрудно понять, что в одни и те же сюжеты противники стремятся вложить диаметрально противоположные смыслы. Каждая из сторон незамедлительно впадает в крайности и стремится «перекричать» другую. Те, кто подписан на тех и на других, имеют прекрасную возможность в сжатые промежутки времени испытать всю гамму эмоций – от детского восторга до злобного цинизма. Аргументы оппонентов не приемлют полутонов. Неприкрытый субъективизм и подмена смыслов идут в ход при первой необходимости. Пленных в этой битве не берут, и былые компромиссы тут абсолютно невозможны. Каждая из сторон мнит себя носителем истинных ценностей. Противник же подлежит тотальной аннигиляции.
Что во всем этом важно понимать. В работе провластных каналов проглядывается новый политический стиль команды главы региона. В прежние времена нужды в подобных каналах ретрансляции не было. Политический экс-вице-губернатор Максим Жаворонков мало того, что активно комментировал информационную повестку в социальных сетях, так еще и не стеснялся лично писать авторские колонки на ведущих псковских медиаресурсах. Для Андрея Турчака этого, очевидно, было достаточно.
Стиль Михаила Ведерникова принципиально иной. Вице-губернатор Николай Цветков сегодня практически недоступен для СМИ и персонально никак не комментирует происходящие события. Таким образом, рупором власти в части того, о чем «вслух не принято говорить», стали, прежде всего, «Скобаристан» и во вторую очередь «Воробей». Фактически они артикулируют то, что власть хочет донести до окружающих, но, по разным причинам, не может это делать от первого лица.
Второй момент касается их оппонентов. Либеральная оппозиция в былые времена, противодействуя официальной власти, старательно проводила «нравственную черту». Поступки власти, как правило, были «за гранью добра и зла». Здесь, несомненно, определяющим был фактор Льва Шлосберга – человека, выступающего в роли регионального носителя категорического императива Канта. Он сам не давал и сторонникам не позволял опускаться до хамства. Тем более удивительны метаморфозы, произошедшие в ходе нынешней избирательной кампании.
Если «Псковская губерния», будучи неофициальным рупором сторонников «Яблока» старательно держит себя в руках, то «К8442» не стесняется откровенно вбрасывать непроверенную, чаще всего просто фейковую информацию, поражающую глубиной конспирологического мышления автора телеграм-канала. «Прикладная социопатия» совсем не стесняется в выражениях. Самый нейтральный эпитет, употребляемый в отношении иногородних политтехнологов команды главы региона – гастарбайтеры. Но значительно чаще используются выражения «политтехнологи-говнометы», а агитационным материалы называются не иначе как «порнопродукция». Есть и более инфернальные термины, которые, к сожалению, не позволяет здесь привести пресловутый Роскомнадзор.
Во-первых, переход на подобную риторику в большей степени маргинализирует весь политический процесс. Во-вторых, не вполне понятна цель подобного «высокого штиля». Какую реакцию вы ждете от политических оппонентов, через слово называя их «скудоумными», «клоунами», «упырями» и т.п.
Я не стану оправдывать власть. Без лишних сантиментов она применяет тактику «выжженной земли», по сути, не оставляя оппозиции шансов на активную деятельность в реальном политическом пространстве и вынуждая их уходить в виртуальное.
Не знаю и не стану загадывать, изменится ли градус отношений власти и оппозиции после 9 сентября. Но факт остается фактом – давно не было такого антагонизма и бескомпромиссности в отношения сторон. В прежние времена, когда противоречия были не менее остры, как-то получалось общаться между собой и находить разумные компромиссы. Сегодняшние противники твердо встали на путь взаимного полного уничтожения. Думаю, ничем хорошим эта история не закончится…
Константин Калиниченко